Найти тему
Андрей Мятиев

100-летие Харьковского Велозавода и самая первая модель велосипеда "Украина" 1924-25 годов из коллекции Веломузея.

В ознаменование 100-летия Харьковского Велосипедного Завода Веломузей представляет самый ранний из известных на настоящее время и прекрасно сохранившийся велосипед «Украина», изготовленный в 1924-25 годах.

Самая первая модель велосипеда "Украина", изготовленная на Первом Государственном Велосипедном заводе имени Г.И. Петровского в 1924-25 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самая первая модель велосипеда "Украина", изготовленная на Первом Государственном Велосипедном заводе имени Г.И. Петровского в 1924-25 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самая первая модель велосипеда "Украина", изготовленная на Первом Государственном Велосипедном заводе имени Г.И. Петровского в 1924-25 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самая первая модель велосипеда "Украина", изготовленная на Первом Государственном Велосипедном заводе имени Г.И. Петровского в 1924-25 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Представленный велосипед был приобретен мной в начале 2023 года в Санкт-Петербурге. Исследование истории предыдущего владения пока еще продолжается… Веломашина досталась в довольно хорошем для своего возраста состоянии, однако имела ряд неоригинальных деталей и некоторые механические дефекты, нанесенные в процессе многолетней эксплуатации. Благодаря имеющимся в фондах Веломузея запасным частям удалось полностью укомплектовать редкий экспонат; также были исправлены дефекты. Особую ценность представляет хорошо сохранившаяся декаль с эмблемой завода на головной трубе.

Велосипед до начала реставрационных работ. Самая первая модель велосипеда "Украина", изготовленная на Первом Государственном Велосипедном заводе имени Г.И. Петровского в 1924-25 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед до начала реставрационных работ. Самая первая модель велосипеда "Украина", изготовленная на Первом Государственном Велосипедном заводе имени Г.И. Петровского в 1924-25 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Велосипед «Украина» 1924-25 года представляет собой прочную дорожную машину достаточно высокого качества, в целом очень сходную с английскими велосипедами аналогичного класса. Он спроектирован на основе стандартов, разработанных и внедренных известнейшей британской компанией BSA, но не является копией ни одной из ее моделей. Стандарты BSA в мировом велостроении были самыми распространенными на протяжении 1910-30-х годов, так что их использование в СССР вполне соответствовало международной отраслевой практике. Под «стандартами BSA» я подразумеваю не только размеры и резьбовые стандарты, но и технологии производства, а также конструкцию узлов и элементов велосипедов. Фабрика BSA в свою очередь использовала стандартную продукцию сторонних фирм – обода Westwood, седла Brooks, действуя также в рамках общих тенденций.

Самая первая модель велосипеда "Украина", изготовленная на Первом Государственном Велосипедном заводе имени Г.И. Петровского в 1924-25 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самая первая модель велосипеда "Украина", изготовленная на Первом Государственном Велосипедном заводе имени Г.И. Петровского в 1924-25 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

При этом, в велосипеде угадывается и конструктивное наследие фабрики Лейтнера, прослеживаемое в конструкции рамы, профиле крыльев и в других элементах. Седло является практически копией модели 920 английской фабрики Brooks 1910-х годов. Велосипед укомплектован аутентичными покрышками московского завода «Каучук», подчинявшемуся Резинотресту.

Самая первая модель велосипеда "Украина", изготовленная на Первом Государственном Велосипедном заводе имени Г.И. Петровского в 1924-25 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самая первая модель велосипеда "Украина", изготовленная на Первом Государственном Велосипедном заводе имени Г.И. Петровского в 1924-25 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самая первая модель велосипеда "Украина", изготовленная на Первом Государственном Велосипедном заводе имени Г.И. Петровского в 1924-25 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самая первая модель велосипеда "Украина", изготовленная на Первом Государственном Велосипедном заводе имени Г.И. Петровского в 1924-25 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Машина оснащена задней тормозной втулкой типа «Торпедо», имеющей немецкое происхождение. Надо сказать, что Харьковский Велозавод еще с середины 1920-х сделал ставку на эту систему торможения, в отличии от других велозаводов СССР довоенного времени – Пензенского и Московского, которые использовали тормозные втулки английского типа «Иди» (Eadie Coaster). Мне доподлинно неизвестно, покупалась ли лицензия у немецкой компании Fichtel& Sachs на производство этой втулки или отечественные производители как-то обошли немецкий патент. Судя по русскоязычному клейму «Торпедо» на втулках ХВЗ 1920-х – начала 1930-х годов, лицензия все же была приобретена. Замечу также, что несмотря на конструктивную схожесть конструкции втулок, «начинку» немецкого оригинала установить во втулку ХВЗ не получится, как и заменить отдельные части – размерности элементов отличаются.

Самая первая модель велосипеда "Украина", изготовленная на Первом Государственном Велосипедном заводе имени Г.И. Петровского в 1924-25 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самая первая модель велосипеда "Украина", изготовленная на Первом Государственном Велосипедном заводе имени Г.И. Петровского в 1924-25 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Велосипед сохранил оригинальные никелированные грязевые щитки с оригинальными креплениями, не встречающимися на других советских велосипедах. Предваряя неизбежные вопросы сразу замечу, что переднее крыло изначально имело «укороченную» форму. Такая конфигурация была повсеместно распространена на велосипедах 1910-20-х годов и лишь в конце 20-х исчезла из употребления, сменившись более протяженной, обеспечивающей лучшую защиту от брызг на высоких скоростях.

Самая первая модель велосипеда "Украина", изготовленная на Первом Государственном Велосипедном заводе имени Г.И. Петровского в 1924-25 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самая первая модель велосипеда "Украина", изготовленная на Первом Государственном Велосипедном заводе имени Г.И. Петровского в 1924-25 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самая первая модель велосипеда "Украина", изготовленная на Первом Государственном Велосипедном заводе имени Г.И. Петровского в 1924-25 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самая первая модель велосипеда "Украина", изготовленная на Первом Государственном Велосипедном заводе имени Г.И. Петровского в 1924-25 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Хотелось бы высказаться по поводу знаменательного юбилея… 13 ноября 2023 года исполнилось 100 лет крупнейшему велосипедному заводу Советского Союза – Харьковскому. Дату отсчитывают от момента принятия решения Харьковским Губкомом (Губернским исполнительным комитетом) о создании велосипедного завода на базе национализированной фабрики велосипедов Александра Лейтнера, эвакуированной в 1915 году из Риги. В Харькове фабрика Лейтнера занималась производством складных армейских велосипедов системы «Дукс Боевой», а также взрывателей и дистанционных трубок для артиллерийских снарядов. В 1922-23 годах предприятие производило различные бытовые товары и собирала незначительное количество велосипедов из складских запасов. К этому моменту от некогда прекрасно оснащенного производства остались «рожки да ножки» - часть станков была передана на другие заводы, многое оказалось просто разворованным и испорченным. Но главное достояние – небольшой, но профессиональный рабочий коллектив, частично прибывший в Харьков из Риги - удалось в значительной мере сохранить.

Самая первая модель велосипеда "Украина", изготовленная на Первом Государственном Велосипедном заводе имени Г.И. Петровского в 1924-25 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самая первая модель велосипеда "Украина", изготовленная на Первом Государственном Велосипедном заводе имени Г.И. Петровского в 1924-25 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Вышеозначенным решением предприятие, на котором к концу1923 года оставалось всего около 40 работников, преобразовывалось в Харьковский Велосипедный Завод и ему передавалась прилегающая территория также ранее национализированного завода Бляйхерта и Эйхнера. Велозаводу для реконструкции выделялся кредит под гарантии Губисполкома. Была проведена первая реконструкция производства, завод получил некоторое количество станков, была налажена поставка сырья и комплектующих, организован сбыт продукции, в результате чего харьковские велосипеды считались вторыми по качеству после продукции московского Государственного Авиационного Завода ГАЗ №1 (бывший «Дукс»). В 1925-м производство велосипедов на ГАЗ №1 прекратилось и Харьковский Велозавод до 1927 года оставался единственным производителем веломашин в СССР.

Реклама велосипедов "Украина". 1929 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Реклама велосипедов "Украина". 1929 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

С 1924 года предприятие получило название "Первый Государственный Велосипедный завод имени Г.И. Петровского". Налаживание производства велосипедов в Харькове было сопряжено с многочисленными трудностями – не хватало финансирования, квалифицированных работников, сложная ситуация была с поставками комплектующих и сырья. Первоначально выпускалось две дорожных модели под торговой маркой «Украина» – мужская и дамская; количество дамских велосипедов при этом было мизерным. Модели были спроектированы в рамках тенденций того времени, базировались на английских стандартах, хотя и с оглядкой на лейтнеровские конструкции и комплектующие, но постепенно изменялись в сторону упрощения конструкции и удешевления производства прямо в процессе серийного выпуска. При этом официальное название модели не менялось, поэтому провести четкое разделение по модификациям не представляется возможным. Однако, за 26 лет сбора информации в коллекции Веломузея появились велосипеды «Украина» многих годов выпуска с 1924-го по 1939-й, так что эволюцию конструкции харьковской веломашины можно проследить зримо и в деталях.

Посмотрите обзор велосипеда «Украина» 1927 года выпуска из коллекции Веломузея:

В 1924-36 годах на заводе была принята условно сквозная система нумерации рам, продолжающая «Лейтнеровскую», но из-за не до конца проясненного принципа нанесения цифр (в один период не набивались первые цифры, обозначающие сотни тысяч, а в другой их заменяли литеры), номер рамы не всегда является безусловным и достоверным способом определения года выпуска велосипеда. Определить его можно только комплексным анализом – по конструкции и технологии изготовления, номеру рамы и другим признакам. В этом смысле система нумерации рам, введенная в 1945 году – с указанием года, видится безусловно более удобной. ;-)

Самая первая модель велосипеда "Украина", изготовленная на Первом Государственном Велосипедном заводе имени Г.И. Петровского в 1924-25 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самая первая модель велосипеда "Украина", изготовленная на Первом Государственном Велосипедном заводе имени Г.И. Петровского в 1924-25 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Несмотря на то, что мне удалось разыскать и воссоздать полную статистику количества выпущенных на ХВЗ велосипедов, некоторую сумятицу вносит такой малоизвестный факт: в Советской России – СССР с 1918 по 1931 год хозяйственный (и финансовый) год начинался с 1 октября и заканчивался 30 сентября. Учитывая неравномерность производства, отмечаемую в исторических документах, точно определить, велосипед изготовлен в конце года или в начале следующего, часто очень сложно.

Самая первая модель велосипеда "Украина", изготовленная на Первом Государственном Велосипедном заводе имени Г.И. Петровского в 1924-25 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самая первая модель велосипеда "Украина", изготовленная на Первом Государственном Велосипедном заводе имени Г.И. Петровского в 1924-25 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В конце 1926 года велозавод вышел на дореволюционный уровень производства – 6000 велосипедов в год. Себестоимость велосипедов оставалась достаточно высокой из-за большой доли ручного труда и использования иностранного сырья (цельнотянутых труб) и, отчасти, комплектующих (цепей, шарикоподшипников и пр.). До 1929 года выпуск продукции не регулировался планом - сколько изготовили, столько изготовили. В 1929-м завод подчинили государственному планированию – были выделены средства на расширение производства и объявлен набор новых работников, но план выпуска – 12000 велосипедов в год, был просто невыполнимым. Началась «штурмовщина» и сразу резко упало качество продукции – из-за набора неквалифицированных рабочих, введенных мер экономии материалов и борьбы за снижение себестоимости велосипедов путем использования отечественного сырья вместо импортного. В результате в начале 1930-х началась комплексная деградация производства, которая парадоксально наблюдалась на фоне повышения государственных ассигнований на его оздоровление. К 1933 году продукция Харьковского велозавода считалась худшей среди отечественных велозаводов. Пензенский Велосипедный Завод, созданный в 1927 году (будущий Завод имени Фрунзе) и Московский велозавод, основанный в 1932-м, производили веломашины более совершенные по конструкции, более технологичные и существенно дешевле по себестоимости.

Самая первая модель велосипеда "Украина", изготовленная на Первом Государственном Велосипедном заводе имени Г.И. Петровского в 1924-25 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самая первая модель велосипеда "Украина", изготовленная на Первом Государственном Велосипедном заводе имени Г.И. Петровского в 1924-25 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

О производстве велосипедов на ХВЗ в 1930-х годах можно прочитать здесь:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Молодой человек с велосипедом "Украина" выпуска 1924-25 годов, аналогичном представленному в коллекции Веломузея. Фото сделано в 1926 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Молодой человек с велосипедом "Украина" выпуска 1924-25 годов, аналогичном представленному в коллекции Веломузея. Фото сделано в 1926 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.