Нас пленила тема «златокипящей Мангазеи», а в особенности её игровой культуры.
Шахматных фигур, зерни и другого инвентаря здесь найдено в достаточном количестве.
При этом уникальность русского города в сибирском заполярье ещё и в том, что здесь сталкивается множество различных культур.
Мы расскажем о таком интересном явлении, как остяцкие шашки.
Вернее так, мы предлагаем вам вместе с нами заняться экспериментами с этим видом шашек.
Заметим, мы не будем проводить подробный исторический и лингвистический разбор, ибо считаем, что лучше археологов, которые работали и работают на этом комплексе мы не напишем. Поэтому мы будем обильно цитировать статьи и книги, многие понятия здесь описаны как данность. От себя немного расскажем о собственном опыте связанным с игрой шашечного типа тепек.
Пару слов о шашках…
У коренных народов Северо-Западной Сибири достаточно большой игровой инвентарь. В этом материал мы говорим только про игру тепек или остяцкие шашки, в будущих статьях надеемся вернуться к остальным играм и их вариантам.
Очень упрощенная схема появления игры, возможно такая (не надо её воспринимать как аксиому, всё намного хитрее и сложнее):
Шашки появляются примерно на рубеже XII века, как развитие игры алькерк (и родственных игр). При этом, фигуры скорее всего использовались близкие к «дамам» (ферзям в шахматах).
Современным людям более привычны плоские фишки, но например в турецких шашках и сейчас используются конусовидные.
В алькерк, судя по изображениям у того же Альфонса Х играли именно конусовидными.
Хотя, мы подозреваем, что использовались и плоскостные и конусовидные одновременно. Это скорее всего зависело от наличия набора и местной игровой традиции.
Из алькерка фигуры переносятся на шахматное поле и формируют новую игру, с подобными алькерку правилами движения и боя.
К XVI веку шашки имеют всеобщее распространение в Европе и не только.
Цитата: В какой форме распространялись шашки на территории Московского государства, точно не известно: по всей видимости, в разных вариантах, поскольку и сейчас параллельно существуют около 10 разновидностей этой игры и некоторые из них имеют значительные отличия. По этой причине, анализируя шахматные фигуры, найденные на территории русских памятников XVI–XVIII вв., следует учитывать возможное присутствие в этой серии объемных фигур для игры в шашки.
Шашечные игры путешествуют с торговыми экспедициями, завоевательными походами, входят в быт местной аристократии, а затем по разным причинам остаются у народов Сибири (и не только).
Правила
Правила известны из дневника венгерского исследователя Я. Янко. Он был участником третьей экспедиции графа Е. Зичи, исследовавшей в 1897–1898 гг. на территории Российской империи места, связанные с древней историей венгров.
Запись в дневнике:
30. VIII. 1898. Вторник… Удивила меня шахматная доска в доме. Это обычная шахматная доска с 64 клетками, ее название tepekpert. Вместо белых и черных фигур мужские (острие) kujtep и женские (врезания) nintep фигуры. Все фигуры равные, нет короля и т.д. 13 мужчин и 13 женщин. Игра идет только по черным клеткам, по белым никогда. Ставят фигуры на первые три ряда (4 + 5 + 4). Каждая фигура может идти вперед или назад один шаг, но если перед ним фигура противника, она имеет право удалить и перепрыгнуть ее, и таким образом пройти вперед две клетки. Если одна фигура доходит до конца доски, тогда она приобретет такое же право, как слон в шахматах. Конечно, я купил игрушку и попросил их играть.
Мы опробовали правила. Игра действительно очень походит на обычные шашки.
Ещё надо заметить следующее:
Дополнительная информация об этом наборе содержится в коллекционной описи предметов, переданных в Венгерский этнографический музей: “10.24. Шахматная доска с фигурами. Tepekpert. Колсамовы. Из сосновой доски, она состоит из двух частей, они связаны лубами. На доске нарезками определены клетки. К ней принадлежали 26 фигур, 1 отсутствует. Длина – 56 см, ширина – 32 см. Описание ЕА
4142. 89. И. Я. 277. И. Ш. 39981” (Janko, 2000. P.364).
Мы делали доску ориентируясь на этот предмет, по сему она вышла не такой как описана в дневнике 8Х8, а 8 на 9 клеток.
По первым опытам мы пришли к выводу, что вначале партии, как и в турецких шашках, и в более раннем алькерке идет серьезная рубка, фигуры сдаются одна за одной, а дальше игроки проявляют чудеса искусства тактики и стратегии.
Процесс взятия фигуры такой же как в шашках.
Готовых рецептов игры у нас пока нет, а вот касательно дамок мыслим так...
Нам видится 2 варианта. Либо если фигура становится дамкой – это нужно просто запомнить, как делают гроссмейстеры в армянских и турецких шашках, либо такую дамку заменяют особыми фигурами из набора.
Археологический материал дает большое разнообразие фигур (о них чуть ниже).
Фигуры.
Тут целая огромная история. Мы опять отошлем за подробностями к статье О.В. Кардаш об остяцких шашках, но вкратце картина такая:
Фигурки представляют из себя как бы «мужчин» (острия) и «женщин» (врезания).
Судя по материалам находок и описаниям, это стилизованные изображения половых органов мужчин и женщин соответственно.
Мы для набора использовали самые простые версии.
Фигурки действительно изготавливаются при помощи ножа из веток и палок, при определенном умении и сноровке достаточно быстро.
За образец можно брать различные варианты подобных фигур, опять же есть ряд таблиц, по которым проще ориентироваться среди всего этого разнообразия.
Хотим заметить, что данные фигуры видимо подходили не только к этой конкретной игре, а наборы могли быть вполне универсальны.
Доски.
Доски представлены в археологии широко. Обычно их относят к игре в шахматы, но нам думается, что это так же универсальные поля для игр шахматного и шашечного типа. Чаще всего доски конечно встречаются ломаные или обгоревшие или в виде фрагментов.
При этом сами поля могут быть различными, как уже писалось выше: классические 8Х8 клеток, а ещё 8Х9 и 9Х9, и не только.
Например:
Первые данные о бытовании на территории Северо-Западной Сибири настольной игры наподобие шашек зафиксировал в 1837 г. известный российский ученый А. Шренк. Он писал, что был удивлен, когда самоеды сели играть в шашки, и отмечал: “...меня уверяли, что игра эта в большом употреблении как у самоедов, так и у остяков”. Он считал, эта игра пришла от русских, но аборигены ее несколько изменили. В описании правил А. Шренк указывал, что доска была аналогична обычной шахматной, но игровое поле имело восемь клеток в ширину и девять клеток в длину. Общее число фигур – 16. У каждого игрока было по восемь фигур, которые расставлялись по двум крайним противоположным рядам (в два первых ряда), так что между ними оставались свободными пять рядов. Фигурами
ходили и били только вперед, взятие шашки противника было необязательным и зависело от воли играющего. Дамки могли ходить и бить как вперед, так и назад, но только через одно поле и не более. Цель игры состояла в том, чтобы преследовать противника, ослабить его и шашками запереть в угол...
Мы думаем, что о варианте игры Шренка ещё напишем отдельно.
Вот варианты досок и разметки из археологического материала этого региона.
Наша версия в большей степени основана на доске 8 на 9. Разметка простая черно-белая, в оригинале её наносили углем, а клетки прорезали.
Итог.
Игра тепек, тепек-перт или остяцкие шашки - интересный образчик архаичной формы шашечной игры. Есть предположение, что сибирские племена заимствовали эту игру у русских поселенцев.
Возможно мы имеем дело со средневековыми шашками, в которые играли на Руси примерно веке в XV-XVI как минимум, тем более, что находки фигурок подобных мангазейским имеются, например в Древнем Новгороде.
Ещё раз хотим отметить - эти предположения под вопросом, правила и принципы игры необходимо проверять и перепроверять. Задача этой статьи, привлечь широкие круги интересующихся старинными играми к этому явлению.
Экспериментируйте, друзья!
Список материалов:
О.В. Кардаш “ОСТЯЦКИЕ ШАШКИ” ИЗ ПОЛУЙСКОГО (ОБДОРСКОГО)
ГОРОДКА XVI–XVII вв. 2013 г.
Рыбина Е.А. Шашки, “мельница”, шахматы // Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997 (Археология).
Г.П. Визгалов, С.Г. Пархимович "Мангазея - первый русский город в сибирском Заполярье" 2007 г.
О.В. Кардаш "Обдорские городки конца XVI – первой трети XVIII вв." 2013 г.