Найти в Дзене
Изучаю людей

Неправильно ест - меняется внешность

В прошлой статье я начала рассказ о таком важном моменте развития ребенка, как прием пищи. Это для нас, взрослых - еда просто еда. Этот процесс нами давно освоен, принимать пищу мы вполне можем параллельно с просмотром ТВ или чтением книги, и ничего с нами не случится. Хотя диетологи говорят что и нам это вредно. Маленький ребенок же - не мы. Ест он чаще, дольше, чем взрослые, процесс этот для него нов. И совершенно неправильно полагать, что для него еда - просто еда.

В прошлой статье я предложила поразмыслить, чем же, помимо источника белков, жиров и углеводов, может являться для ребенка прием пищи. Много чем, на самом деле. И пренебрежение этим процессом, недооценивание его вполне может привести к серьезным проблемам не только с пищеварением, а и с психическим развитием. Каким именно - читаем предыдущую статью. А в сегодняшней поговорим о более очевидных связях - о влиянии способа приема пищи на анатомию и физиологию артикуляционного аппарата. 

Те, кто меня давно читает, знают, что у моего младшего сына дизартрия. Это неврологическое состояние, в котором никто не виноват. Сын нормально сосал грудь, вовремя перешёл на жевание, но слабость мышц артикуляционного аппарата осталась при нем, и внешне выражалась в часто полуоткрытом ротике и межзубном положении языка.

Пока ребенок маленький, это даже забавно и мило, выглядит очень по-детски. Меня эти внешние особенности, во всяком случае, совершенно не волновали, а к семи годам, когда зубы начали меняться, это положение языка ушло самостоятельно. Казалось бы, никаких проблем, но... Даже я, специалист, сочтя проблему минимальной, упустила проблему последующую. Постоянные передние зубы сына выросли слегка торчащими вперёд, при том, что в семье у всех с прикусом все в порядке. Этот постоянно межзубно находящийся язык вытолкнул передние зубы, изменил прикус. Неправильная физиология, пусть даже в минимальном выражении, потянула за собой и неправильную анатомию. Не только функция нарушена - меняется и строение

-2

В свое время для меня это стало открытием. Дети с ДЦП, мышечными атрофиями - в раннем детстве внешне не отличаются от детей без диагноза. Такие же пухленькие щёчки и милые мордашки. В подростковом же возрасте у большинства из них мы можем наблюдать, в частности, те же самые сильно выступающие вперёд верхние зубы - не так, как у моего сына, гораздо сильнее. Иногда даже на сантиметр и более. Откуда взялась такая внешняя особенность, ее же не было?! Да все оттуда же.

Неправильная физиология, нарушение функционирования органа, мышечная слабость, нарушения тонуса - повлекло за собой и нарушения его строения.

Про прямую связь мы все знаем - неправильное строение органа естественно ведёт к его неправильной работе. А вот что и наоборот работает - в это поверить как-то труднее. Но это факт. 

Зачем я об этом пишу, ведь тот же ДЦП не лечится, и неправильный прикус при этом состоянии - минимальная из всех возможных проблем?

Затем, что неправильное функционирование органов артикуляции - языка, губ, щек, мышечная слабость или, наоборот, гипертонус - вполне могут быть нарушениями приобретенными, не врождёнными. Приобретенными в том числе из-за неправильной организации питания. Руками это не пощупать, визуально особо не определить, ну слабый у него язык, и что? Подумаешь. А вот когда начинаешь думать о том, что вот эта родная миленькая мордашка может измениться не в лучшую сторону - это обычно уже аргумент. Уже повод призадуматься. 

Итак, какие же рукотворные факторы могут привести к приобретенным нарушениям функционирования органов артикуляции и, вполне возможно, нарушениям в том числе и строения черепа. 

1. Неправильно подобранная соска на бутылке. 

2. Употребление пюрированной пищи.

3. Использование соски-пустышки после года вне периода засыпания.

Давайте эти три пункта подробно разберем.

Насчёт первого вроде бы все достаточно информированы, но не лишним будет и здесь повториться. Для того, чтобы артикуляционный аппарат ребенка формировался правильно, он должен РАБОТАТЬ. Сосать грудь ребенку очень трудно, но именно этот труд лепит из его губ, язычка, щек тот облик, который и был задуман. Соответственно если малыш сосет грудь и хорошо прибавляет в весе - не заморачиваемся. Если же вскармливание искусственное - тщательно подбираем соску, максимально приближая процесс сосания бутылочки к процессу сосания груди. 

Пункт второй я осветила в предыдущей статье. Я считаю что пюрированное питание вредно в абсолютно любом возрасте, и к употреблению в пищу кусочков ребенок готов уже с полугода. Постепеннный переход с мощного сосания к мощному же жеванию - залог успеха. Орган должен РАБОТАТЬ - ещё раз повторю я. Если ребенок ест пюре, его органы артикуляции не делают примерно ничего. Слабеют, неправильно формируются. 

И, наконец, пункт третий, пустышка. Очень частый вопрос родителей и претензия врачей, требующих после года немедленно от оной избавляться, называющих ее причиной нарушений прикуса и тонуса языка, а также фактором задержки речевого развития. Да, действительно, пустышка способна натворить бед. Действительно способна сформировать неправильный прикус, и физиологически объяснить это довольно легко. Действительно может привести к повышенному тонусу спинки языка и тяжёлому нарушению звукопроизношения. Действительно может даже задержать речь - рот занят, чем говорить прикажете. Если вручать ее ребенку бездумно, сосет и сосет. Но стОит попробовать представить на месте пустышки грудь, и все сразу становится на свои места. 

Сосет ли ребенок после года грудь? Часто да. 

Сосет ли ее, когда засыпает? Чаще всего да. 

Сосет ли все время, когда спит? Нет, никогда. Маме есть чем заняться и грудь она не отстегнет. 

Сосет ли, когда бодрствует? Снова - нет. Грудь часть мамы, а маме есть чем заняться. 

Вот собственно ответ на вопрос. Пустышка на засыпание - да. В остальных случаях - нет. Заснул - вынимайте изо рта ребенка. Бодрствует - убирайте. Тогда никакого вреда от пустышки не будет. Если не до четырех лет ее во рту болтать.

В следующей статье, продолжая тему питания ребенка и его влияния на развитие, я расскажу о рисках и грудного вскармливания в том числе. Да-да, у этого физиологичнейшего процесса, оказывается, тоже имеются свои грабли, способные неслабо ударить по развитию ребенка. Их и обсудим.

Автор - Ольга Мордашова, логопед, дефектолог, поведенческий специалист. Пообщаться с автором можно в Телеграме . Записаться на консультацию - на сайте

Еда
6,93 млн интересуются