Самарский пивной король Альфред фон Вакано прибыл в свое будущее королевство в 1880-м году. Самара тогда была городом контрастов, где «европейский шик соседствовал с провинциальным разгильдяйством». На тот момент «королевство» представляло из себя территорию полузаброшенного пивного завода, которую приезжий австриец арендовал у города, причем по довольно высокой цене.
Традиционно говорят, что на выбор места повлияли вкус и качество волжской воды, но думается, имели значение и относительная дешевизна рабочей силы, и удаленность от европейских конкурентов, и бескрайний рынок сбыта.
За короткое время на месте заброшенного предприятия возник огромный производственный комплекс. Проект заводских построек разработали архитекторы немецкой машиностроительной компании И.С. Швальбе.
Строения были выполнены из бело-красного местного кирпича, и корпуса пивзавода сразу стали одними из самых знаменитых и узнаваемых зданий Самары. Очень нарядно выглядело сочетание цветов, кирпичные орнаменты, высокие полукруглые оконные проемы, заводские трубы в виде шпилей и зонтиков. Современники пивзавод оценили сразу: «Настоящий шедевр промышленного зодчества, истинное украшение Самары!».
Восторженные отзывы касались наружного облика, а внутри так оказывалось еще лучше. Это был целый город. Помимо производственных сооружений завод имел собственную пристань с баржами. В собственности, кстати, находились 2 парохода, 14 барж, 20 ж/д вагонов, 152 повозки с лошадьми и множество другого имущества.
А еще очень хорошо по тем временам обстояло дело с так называемой социальной инфраструктурой. Внутри заводской территории были построены жилые корпуса для служащих, общежития для одиноких рабочих и квартиры для семейных, баня, паровая механическая прачечная, больница с приемным покоем и аптекой, школа, библиотека и даже детский приют.
На относящемся к заводу участке волжской набережной были обустроены места для производственной гимнастики рабочих и насажен сад для отдыха. Самые недоверчивые инспектора признавали, что “фон Вакано заботится о благосостоянии своих рабочих, и введенные им для этой цели порядки и приспособления могут считаться образцовыми”.
А где проживал хозяин этого образцово-показательного предприятия? Проживал здесь же, на заводской территории. Причем первые 8 лет, когда отстраивалось жилье для работников, сам жил с семьей в старом домике, оставшемся от прежнего владельца.
Новый дом, напоминающий средневековый замок, появился только в 1895-м году. Двухэтажный особняк с трехэтажной шестигранной башней и балконом (тоже по проекту фирмы «Швальбе») назвали «Директорским домом».
Интерьеры прекрасно сохранились – и напольная плитка, и печи-голландки, облицованные узорчатыми изразцами, и кессонированные дубовые потолки.(К резным потолкам, Вакано, похоже, был неравнодушен – мы их еще увидим в его знаменитой «Биргалке»).
Планировка была вполне традиционная – первый этаж занимали хозяйственные помещения и кухня, второй – большая семья хозяина, а на третьем этаже в башне находился личный кабинет господина фон Вакано. Кстати, в связи с получением российского гражданства его стали называть Альфредом Филипповичем.
Надо сказать, что перемена гражданства для него сопровождалась и переменами в личной жизни. Супруга, видимо, не одобряла переход в российское подданство, и, когда факт свершился – оставила мужа и шестерых детей и уехала в Вену.
В данном случае, как поется в старой песне, неизвестно, кому повезло – а в Самару вскорости приехала дальняя родственница Вакано Мария фон Баредер.
Она стала его спутницей жизни и так же быстро вошла в жизнь Самары – курировала школу для детей рабочих при заводе, открыла в Пушкинском сквере бесплатную библиотеку, а напротив нее – залы для гантельной гимнастики и первые в Самаре теннисные корты. Несколько раз в неделю Мария проводила бесплатные тренировки, а в 1912-м году организовала в Самаре первый теннисный турнир.
Кстати, благоустройство Пушкинского сквера тоже провел Альфред Филиппович –до этого за драмтеатром паслись козочки самарских обывателей. Десять лет назад в Пушкинском сквере появилась скульптура «Дама с ракеткой» - в честь столетия проведения первого теннисного турнира и в память о Марии фон Баредер.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете