Что общего между пиццей, устрицами и суши, с одной стороны, и домами в стиле фахверк и барнхаус, с другой?
Дело в том, что перечисленные блюда, равно как и перечисленные конструктивные особенности и внешний вид домов являются примером того, как что-то, изначально бывшее предельно простым и общедоступным, становится модным и элитарным.
Пицца. Что такое пицца в своём изначальном варианте? Это повседневный обед бедного корсиканского пастуха – лепешка хлеба, кусок сыра, несколько помидоров. Никакой изысканности, никакой элитарности. «Я его слепила из того, что было», другой еды просто не было.
А сейчас пиццерии есть по всему миру. Когда они стали появляться в России… нет, таких очередей в них, как в первый открывшийся Макдональдс, не было. Но пицца очень быстро вошла в моду, и стала неотъемлемой частью городской и офисной жизни.
Мидии. В средневековой Франции они были мясом для бедных. Мясом для тех, у кого не хватило денег на говядину. Вот и ели всё, что давало море. Мидии, гребешки, известные в те годы под названием «ракушки святого Жака».
А сколько денег сейчас придётся выложить за блюдо с морепродуктами в хорошем ресторане?
То же самое примерно и с суши. Есть острова, на которых худо-бедно растёт рис. Есть море, в котором плавают рыбы и растут странные водоросли с огромными, очень мясистыми и сочными, листьями. Вот и берём кусочек рыбы, укомплектовываем его порцией проваренного риса, и заворачиваем в сушеные водоросли. А если лень водоросли собирать и сушить, то и не надо. Рис кое-как слепим, сверху куском рыбы прикроем – и так нормально, и так сойдёт.
Почему в итоге суши, сашими, роллы и так далее стали столь популярны в России, понять достаточно сложно. Возможно, из-за благозвучного для японской еды названия «Калифорния». Два в одном, и Америка, и Япония разом. Как тут устоять?
Также и с частным домостроением. Сайдинг на первых порах в России воспринимался как материал модный и совсем-совсем, простите за такое определение, американский. Облицовывать дома сайдингом тогда считалось круто. А что имеем сейчас? Ровно то, что должны были получить. Сайдинг и фасадные панели стали обыденным материалом. Простым, недорогим, практичным и надёжным. То есть, тем, чем давно уже считаются по ту сторону океана.
Ну да ладно, речь сейчас не о сайдинге, а о модных тенденциях в современном частном домостроении.
Фахверк. Про то, что это такое, Википедия говорит крайне категорично. Дескать, каркасная конструкция, типичная для старинной крестьянской архитектуры многих стран Центральной Европы. Каркасные стойки, горизонтальные балки, косые стяжки. Промежутки заполнены камнем, кирпичом, глиной, саманом – то есть снова «я его слепила из того, что было». Дом небогатой семьи. Или сарай. Или амбар.
А сегодня забейте в гугл поисковой запрос по словам «дома в стиле фахверк», и поисковая система выдаст вам 385.000 ссылок. Пройдя по ним, вы можете ознакомиться с особенностями стиля, технологией строительства таких домов, найти готовые проекты, и даже подобрать из огромного количества строительных компаний ту, которая построит такой дом лично для вас.
Почему так? Всё достаточно просто. Необычный внешний вид – дом в стиле фахверк выделяется на фоне типовых частных домовладений, привлекает внимание. Разнообразие используемых строительных материалов – всегда есть выбор, из чего строить. Высокая скорость строительства – ну, не как у американского сборного каркасника, конечно, но высокая. Цена вопроса – возможность сэкономить на фундаменте и использовать широкий спектр стройматериалов. Вариативность внешнего вида – различные фактуры и оттенки позволяют создать уникальные дизайнерские проекты. Кстати, при строительстве фахверка фасадные панели очень уместны, особенно в цокольной части.
В общем, недорого, красиво и очень, очень сердито.
А барнхаус? Barn House – в дословном переводе с английского амбарный дом. То есть, кто-то, где-то когда-то, желая заработать на сдаче жилья в аренду, и имея в своём распоряжении амбар, слегка его перестроил, заселил жильцов и всё завертелось…
Можно, конечно, описывать барнхаус как нечто безумно актуальное и модное.
Как стиль, гармонично сочетающий в себе черты лофта и минимализма. Пусть барнхаус – это некий мостик из прошлого в настоящее, то есть, мы живем в современном доме, но при этом со всем уважением к традициям наших предков, сохраняя память о них. Этакий дауншифтинг, но с сохранением комфорта, обеспечиваемого современными инженерными решениями. Но в итоге всё сведётся к тому же, к чему мы пришли, рассматривая фахверк. А именно, большое свободное пространство. Стены из натурального материала. Высокий, поддерживаемый балками, потолок. Возможность превратить торец строения в одно огромное панорамное окно – тоже, кстати одна из тенденций современной архитектуры. Уютный мягкий свет внутри и шикарный внешний вид снаружи.
Стильно, сравнительно недорого, комфортно и удобно.
Глядя на фахверк и барнхаус, остаётся только сожалеть, что русская деревянная крестьянская изба не имеет в нынешней архитектурной традиции столь же звучного названия. Слово «сруб» как-то не вытягивает.