Найти в Дзене
ЖИЗА

Как зарабатывает сейчас франшиза «Додо Пицца»: цены, затраты и перспективы

Оглавление

Настоящие трудности начнутся в 3 квартале, как утверждают аналитики «Додо Пиццы». Кратный рост цен на ингредиенты, режим строжайшей экономии, заморозка планов по открытию новых точек — так сейчас выглядит сеть «Додо Пиццы», принадлежащая Октавиану Низамову и Владиславу Иващенко. Но «это еще не дно».

Франшиза «Додо Пицца» известна своей открытостью. И основатель сети Фёдор Овчинников, и франчайзи щедро делятся информацией о выручке, показывают, что происходит за кассой и на кухне. Тем более интересно было узнать, что же изменилось сейчас, когда рынок перестраивается буквально на лету.

Тем, кто занят в общепите, будет интересно увидеть в цифрах, чего стоит открытие пиццерии по франшизе «Додо» и сколько можно заработать в этой сети — особенно сейчас.

По состоянию на начало июня 2022 года Октавиан Низамов и Владислав Иващенко построили сеть из 13 пиццерий «Додо Пицца»: по 1 точке в в Петергофе, Сосновом Бору, Киришах, Кронштадте, Шушарах и Тихвине, 2 точки в Петрозаводске и Мурманске (одна закрыта на ремонт с мая), 3 — в Белгороде.

-2

Мы поговорили с Владиславом Иващенко о переменах, которые произошли весной 2022 года. Итак, что же происходит с франшизой «Додо Пицца»?

С момента начала военных действий в Украине отпускные цены в «Додо Пицце» поэтапно индексировались, общее повышение составило 5–7%. Естественно, это сказалось на выручке, но уровень заказов на доставку пока держится достаточно стабильно.

Там, где пиццерии расположены в шаговой доступности от (ушедшего) Макдоналдса, продажи в зале выросли на 10–20%. Но в целом уход популярной сети с рынка на объёмах выручки не отразился.

Пицца дорожает: сыр, овощи и томатный соус

Три основных ингредиента, используемых в пицце — овощи, сыр и томатный соус. Именно они больше всего влияют на отпускную стоимость пиццы. И цены на них заметно изменились. Практически все продукты поставляются в пиццерии централизованно через логистического оператора «Восток-Запад». В основном это российские продукты — кроме соуса для пиццы и экзотики вроде песто или халапеньо.

Сыр вырос в цене. Он производится в России, но для его производства использовался европейский казеин. До февраля, например, килограмм моцареллы стоил 348 ₽, в апреле — 463 ₽.

Владислав Иващенко: «У “Додо Пиццы” большие собственные склады, поэтому у нас было время, чтобы не поддаться панике на рынке. Насколько я знаю, сейчас проблемы с казеином решаются, хотя цена уже точно не будет прежней, и, вероятно, на качестве тоже это может отразиться».

-3

Томатный соус для основы пиццы — ещё один важный ингредиент. В «Додо» всегда использовали один из лучших пицца-соусов от европейской компании Mutti. Естественно, импортный соус подорожал вслед за ростом курса и усложнением логистики.

Mutti — один из лучших пицца-соусов
Mutti — один из лучших пицца-соусов

Несколько лет назад в «Додо» был запущен проект по постройке производства собственного пицца-соуса из краснодарских томатов. Так совпало, что первые тестовые партии собственного соуса должны были поступить в пиццерии в начале марта. Сейчас процесс перехода на свой соус вынужденно ускоряется.

Овощи: Росстат кропотливо подсчитывает проценты роста/снижения цен, но общая картина неутешительна. Например, за 7–13 мая помидоры подешевели на 1,89%, но это очень небольшой откат, так как с начала года они подорожали на 32,03%.​ А вот репчатый лук вообще только дорожает: за ту же неделю в среднем на 4,41%, с начала года — на 78,41%.

Владислав Иващенко: «На уровне пиццерии мы закупаем только овощи. С ними были и во многом остаются очень серьёзные проблемы. Цены на большинство овощей практически мгновенно взлетели в 2–3 раза.

К примеру, зелёный перец в феврале закупали по 292 ₽ за килограмм, 22 марта он стоил уже 710 ₽. Салат айсберг подорожал с 95 ₽ до 439 ₽ на 1 марта. Каждый день от поставщиков приходил новый прайс. Сейчас ситуация несколько стабилизируется».

Кока-кола пока с нами

В меню «Додо» кроме Кока-Колы, Фанты и Спрайта доступны отечественные морсы и горячие напитки. Но клиенты чаще предпочитают всё-таки именно газировку. Так что пока Кока-Кола не покинула российский рынок, её будут предлагать в пиццериях.

Клиенты чаще предпочитают газировку отечественным морсам: Кола с Фантой обходят в продажах смущённую клюкву, удивлённую смородину и одичалую вишню
Клиенты чаще предпочитают газировку отечественным морсам: Кола с Фантой обходят в продажах смущённую клюкву, удивлённую смородину и одичалую вишню
Владислав Иващенко: «Первая пицца, которую я попробовал в “Додо” в далёком 2015 году, была “Мексиканская”. Она и была моей фавориткой долгие годы. Потом её вывели из меню. Я переключился на “Чикен Бомбони”. Но и её вскоре вывели из меню. Похоже, мои вкусы не совпадают со вкусами большинства»
Владислав Иващенко: «Первая пицца, которую я попробовал в “Додо” в далёком 2015 году, была “Мексиканская”. Она и была моей фавориткой долгие годы. Потом её вывели из меню. Я переключился на “Чикен Бомбони”. Но и её вскоре вывели из меню. Похоже, мои вкусы не совпадают со вкусами большинства»

Итого: рост себестоимости почти в полтора раза

Прежде Food Cost был на уровне 32–33%, сейчас норма — это 38%. И это при том, что в «Додо Пицце» повышали цены, пытаясь сдержать этот рост. Без повышения отпускных цен Food Cost сейчас был бы ближе к 45%. То есть среднее повышение себестоимости — почти в полтора раза.

Справка. Food Cost — процентный показатель себестоимости ингредиентов относительно выручки с продаж. Расчёт фудкоста: (себестоимость продуктов / сумма выручки) * 100. Чем ниже процент, тем выше прибыль.

Владислав Иващенко: «Головной офис прорабатывает новые продукты, может корректировать рецепты старых. Но пока это скорее подготовка к росту спроса на более дешёвые позиции в меню. В ближайшие месяцы головной компанией выбрана стратегия сохранения цен и наращивания маркетинга».

Так сколько же зарабатывает пиццерия франшизы «Додо Пицца»

В пандемию в «Додо» серьезно росла доставка, а выручка зала падала. В середине–конце 2021 года залы начали быстро восстанавливаться, при этом выручка доставки сохранилась или даже ещё больше выросла.

Вот, например, данные по пиццерии в Петергофе: доставка и зал, январь–март 2022 года в отношении к тем же месяцам прошлого года.

-7
-8
-9
-10
Голубая линия — 2022 год, фиолетовая — 2021
Голубая линия — 2022 год, фиолетовая — 2021

Из отчетов видно: гораздо большее влияние на положение дел оказала пандемия, нежели текущая ситуация. Пока изменения в спросе, связанные с санкциями и переменами в экономике, сложно назвать серьёзными. Всё ещё впереди.

Выручка и прибыль «Додо Пиццы»

Выручка пиццерий за последние 8 месяцев. Колонка LFL — Like for Like, сравнение с тем же месяцем предыдущего года
Выручка пиццерий за последние 8 месяцев. Колонка LFL — Like for Like, сравнение с тем же месяцем предыдущего года

По словам Владислава Иващенко, структура затрат и выручки сейчас заметно меняется.

В первую очередь растёт себестоимость продукции. Её рост пытаются компенсировать путём оптимизации других расходных статей: повысили нормы производительности, снизили объём локального маркетинга и количество скидок, а где-то инвесторы дали небольшую скидку. Вряд ли долго получится работать в таком режиме, но пока других вариантов нет.

Если говорить про учётную прибыльность, то в целом пока сохраняется прежний уровень.

А вот с Cash Flow сложнее. В марте поставщики сильно сократили отсрочки, поэтому почти одномоментно из оборота пришлось изъять примерно месячную прибыль. В конце марта одна пиццерия даже попала в небольшой кассовый разрыв, пришлось задержать роялти на день. С этим очень строго в «Додо», но в силу обстоятельств один день простили.

-13

Факторы сохранения прибыльности

Пока сохранение прибыльности возможно за счёт трёх факторов. Один внешний — курс доллара, всё-таки при долларе по 150 ₽ инфляция на продукты была бы значительно выше. Два других — внутренние. Компания сохраняет объемы выручки, а также довольно оперативно и эффективно работает над оптимизацией расходов.

Владислав Иващенко: «Текущий период мы рассматриваем как возможность скопить жирка перед грядущими испытаниями. Сделать это заранее, к сожалению, не вышло: вся прибыль реинвестировалась в новые проекты. Если ещё хотя бы 2–3 месяца выручка продержится на уровне, то у нас будет запас прочности».

Франчайзи «Додо Пиццы» в своей сети стараются экономить на всём, что не влияет на качество и безопасность продукта. Прошлись по списку расходов и составили план оптимизации. Например, почти полностью отказались от ковров Lindstrom в пиццериях. Перешли на многоразовые кружки для сотрудников — раньше использовали одноразовые пластиковые стаканчики у кулера в персональной комнате.

-14

Команда: «Постараемся сохранить рабочие места»

Владислав Иващенко: «Считаю, что у нас на данный момент одна из самых сильных команд. Бэк-офис работает по принципам бирюзовой организации. Мы уже управляем не только собственными пиццериями, но потихоньку помогаем и чужим (”УК Вкус: профессиональное управление пиццерией”)».

В «Додо Пицце» стараются сохранить сработавшиеся команды. Чтобы удержать на уровне экономику пиццерии, требуется снизить Kitchen Cost, а это значит, что нужно либо сокращать зарплаты, либо повышать производительность. Увольнять людей не хочется, поэтому повысили требования по производительности — условно, вместо восьми человек на смену выходит семь, а объём работы остаётся прежний на всех.

Поскольку оплата почасовая, то средняя зарплата действительно снизилась. Однако оплату за час нигде не снижали, а в некоторых регионах, где это возможно, даже немного повысили.

Сколько стоит открыть пиццерию? Примерно 22—23 млн ₽

В сети Октавиана Низамова и Владислава Иващенко скоро станет на одну пиццерию «Додо» больше. Планы строительства были сильно подкорректированы после 24 февраля, но все же пиццерия в Тихвине уже открыта, а точка в Ломоносове откроется к лету. Вот смета по пиццерии в Тихвине.

Тихвин, фото сделано 15 мая 2022 года. Сейчас пиццерия уже открыта
Тихвин, фото сделано 15 мая 2022 года. Сейчас пиццерия уже открыта

Владислав Иващенко: «Нам повезло, что большинство оборудования мы закупаем заранее. Обычно потом оно ждёт своего часа на складах поставщика. Но уже с 25 февраля мы начали вывозить всё на собственный склад. Буквально с боем удалось выдернуть, например, две последние кофемашины в Санкт-Петербурге у поставщика. Реально пришлось сидеть на складе и охранять коробки, чтобы их не отгрузили кому-то другому».

-16

Вторая пиццерия в Мурманске стоила 22,9 млн ₽. Посмотреть смету целиком.

-17

Смета строительства пиццерии в Шушарах превысила 23 млн ₽. Смета полностью.

Конечно, дальнейшие планы открытия новых точек заморожены. Помимо финансовой неопределённости на решение повлияла недоступность качественного оборудования. К примеру, доставить сейчас печи для пиццы из США или Италии очень проблематично. А аналогичное российское оборудование ниже по стоимости, но не дотягивает по качеству.

Владислав Иващенко: «Доля печи в смете невысока — 0,7–1 млн ₽ при общей сумме в 20+ млн ₽. Но это ключевое средство производства, тут критична надежность оборудования. При схожих характеристиках печи от той же “Деловой Руси” испытания боем пока проходят не слишком гладко».

-18

Что дальше?

Владислав Иващенко: «Думаю, это ещё далеко не дно. На мой взгляд, долгосрочные эффекты в виде закрывающихся предприятий и безработицы в основном впереди. Пока ещё даже многие иностранные компании продолжают платить сотрудникам зарплату за простой. Аналитики «Додо» сразу сказали, что 3 квартал будет самым тяжёлым, и пока прогноз не менялся».

-19

Подписывайтесь на канал «Жиза», чтобы быть в курсе всех новостей для малого и среднего бизнеса. Мы пишем только о важном для предпринимателей.

#додо пицца #франшизы #франчайзинг

Еда
6,93 млн интересуются