Найти тему

Сто лет в обед: в Петербурге лечебное питание отстало в развитии

Чем кормят в петербургских стационарах: примеры очевидцев.

Блог боли за отношение российской системы медицины к пациентам. Даже не персонала клиник, а именно системы.

Немного истории:

В далеких 1920-х годах один из ведущих основоположников диетологии и гастроэнтерологии в СССР профессор М.И. Певзнер разработал так называемые диетические столы. По сути, это методические указания по организации питания человека с определённым заболеванием (гастрит, диабет, ожирение и пр.). Всего 15 столов, последний из которых – это обычное питание при болезнях, не требующих соблюдения специальных диет. В рекомендациях прописано, что следует исключить из рациона пациента, а что усилить для его скорейшей реабилитации. Например, пища должна быть легкоусвояемой и не нагружать ЖКТ, поэтому – ничего жареного и острого, строгий баланс КБЖУ и прочая.

Систему со временем внедрили во всех стационарах, санаториях и вообще лечебных заведениях. Крайне полезный труд для медицины. Хотя диеты не считаются частью лечения, питание – это залог быстрого выздоровления и последующей реабилитации. Ведь организм тратит на борьбу с болезнью кучу ресурсов. Разве есть сомнения, что пища помогает их восстановить?

В 2003 году Минздрав издаёт приказ № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации», который вводит новую номенклатуру питания. Сейчас лечебное питание обозначается не цифрами, а аббревиатурами. Ориентир идет на баланс КБЖУ, способы готовки, консистенцию. Например, есть НКД – низкокалорийная диета, ВБД – высокобелковая диета или ЩД – щадящая, с максимально легкоусвояемой пищей. К текущему дню в закон уже несколько раз вносили правки.

Наши дни:

И вот, в 2021 году наш пациент попадает в больницу N примерно на неделю. С одним нюансом: диагностированной целиакией.

Целиакия – она же глютеновая энтеропатия. Заболевание кишечника, вызванное генетически предрасположенной непереносимостью глютена.

Выражаясь простым языком – человеку категорически нельзя глютен ни в каком виде. Так как заболевание сопровождается паталогическими нарушениями работы кишечника, это может выливаться в проблемы с перевариванием и других продуктов. В данном случае – это ещё и неперевариваемость лактозы.

Естественно, имея такие проблемы, следует наперёд думать о своем питании вне дома. Персонал больницы заранее уведомлён о проблеме – обещают, что врач назначит нужную диету. В день заезда в стационар, во время регистрации утром, персонал повторно уведомляют об необходимости специального питания. В тот же день на ужин подают крупы, которые запрещены при целиакии. На вопрос, где спецпиатние, выясняется, что для его предоставления необходимо подать заявку поварам. Сделает это врач после осмотра пациента, что происходит не сразу при заселении в палату. Т.е. – заранее этого сделать нельзя никак вообще. Ситуация происходит в период пандемийных ограничений, когда буфеты при больницах закрыты, а пациентам запрещено покидать здание и контактировать с родственниками напрямую. В этих условиях пациент на сутки-двое (!) остаётся без безопасной еды.

-2

Но и это ещё не конец.

После многочисленных жалоб пациенту наконец-то назначают диету, на кухню уходит заявка. И всю следующую неделю запросто выдают: хлеб, манную кашу, суп с перловкой или пшеничной вермишелью... А еще безмолочную кашу со сливочным маслом (расскажите кто-нибудь уже повару, что сливочное мало делается из молока!). А ещё всяческие запеканки, состав которых нельзя узнать. Потому что сотрудник, который разносит пищу, не имеет представления, из чего её готовит повар. И там тоже запросто может быть и мука, и масло, и вообще неизвестно что. Но пациент об этом узнает, когда уже словит последствия.

-3

Как оказалось, при целиакии в современных стационарах назначают высокобелковую диету. При этом, по рекомендациям Минздрава целиакия ставится в один ряд с диабетом, панкреатитом, туеркулезом и т.д. То есть, по мнению тех, кто эти рекомендации разработал, разницы никакой нет. По мнению поваров – тем более. А строчка: «Диета с повышенным содержанием белка, нормальным количеством жиров, сложных углеводов» даёт полные основания кормить пациента, которому категорически нельзя глютен, этим самым глютеном. Ведь хлеб и крупы из пшеницы (те самые сложные углеводы) – это самые дешёвые продукты, которые и составляют основу соцпита. И Минздрав не запрещает их к питанию целиатика в стационаре.

-4

Ну, спасибо. Прям низкий поклон от всех целиатиков тем, кто это утвердил на государственном уровне.

При этом, много вопросов к самой назначенной диете как таковой. Она обозначена как высокобелковая. За неделю пребывания в стационаре один раз давали говядину, один раз – рыбу и один раз – кусок курицы. Если это – высокобелковая, то какая же тогда низкобелковая? Более-менее радуют только порции и подача – выглядит не так уж и плохо.

-5

Отдельным бонусом идут битые тарелки и отсутствие столовых приборов. Это можно бы было понять в 90-тые. Но это в 2021 году – как тебе такое, Илон Маск? Ни одной целой не было за 5 суток пребывания. Постельное белье, кстати, тоже всё драное.

-6
-7

И это на фоне новостей про постоянную модернизацию медицинской сферы, про ремонты в клиниках. В больнице действительно всё обновлённое, даже кровати современные, удобные. Но вот на тарелки и ложки бюджета уже не хватило.

-8

В такой ситуации остаётся только порадоваться бурному развитию сервисов доставки. Хотя опять же, ассортимент нынешних производителей мало подходит целиатику. Более того – создаёт угрозу его здоровью, в которой он же и будет сам виноват! Потому что сам наелся небезопасной непроверенной еды из-за отсутствия альтернативы в стационаре. Не говоря уже о расходах на эти услуги (ведь это завтрак-обед-ужин на протяжении нескольких дней). А санатории в каких-то отдалённых курортных зонах доставки могут вообще не покрывать – и как быть тогда?

Стоит ли в этом винить врачей? Вряд ли, ведь они выполняют свою работу в рамках той системы медицины, которая существует на сегодня. А современная российская система лишь недавно обратила внимание на пищевые аллергии и непереносимости. По мнению медиков, та же целиакия слишком редкая болезнь, чтобы тратить на борьбу с ней какие-то усилия. Правда, редкая она из-за отсутствия нормальной статистики. Которую не ведут именно потому, что считают болезнь слишком редкой. Вот такой порочный круг.

Детские садики, школы, здравницы – поставщики соц. питания не хотят заморачиваться специальным питанием для детей с подобными диагнозами. Но больницы? Места, куда человек попадает уже в плохом состоянии, чтобы вылечиться – а в итоге имеет риск ещё больше заболеть.

Системная проблема:

В современных больницах питание может быть обеспечено сторонними поставщиками. В этой была своя кухня. Кроме того, учреждение закупает продукты питания самостоятельно. В 2020 даже апельсины и яблоки закупали. В текущем, конечно, всё скромнее – тысяча и один способ приготовить картошку и крупу. Хотя бы порции сносные.

А вот в других стационарах проблемы могут быть даже у пациентов без диагнозов по ЖКТ. Например, фото вот таких «блюд» с нами поделился пациент уже другой клиники. Это каша и суп, найдите пять отличий.

-9

Вариант посытнее – каша с куском омлета на завтрак, и суп с уже вчерашним омлетом на обед – не пропадать же недоеденным остаткам. С подачей вообще не заморачивались. Ну, а что, всё равно в желудке оно перемешается.

-10

Это уже середина 2022 года. Подобные проблемы можно было бы списать на очередной кризис. Вот только около 5 лет назад в петербургских клиниках было то же самое. И 10 лет назад. Вроде бы сама сфера прогрессирует, но больничное питание как было проблемным, так и остаётся.

Приятного аппетита.

#медицина #диета #полезное питание #петербург #санкт-петербург #больничное питание #клиники петербурга #стационар #целиакия

Еда
6,23 млн интересуются