Первая система классификации автомобильной промышленности СССР, направленная на централизованный набор числовых диапазонов моделей автомобилей для советских автозаводов, была создана в 1945 году. Автомобилям присваивались обозначения, которые включали буквенное обозначение завода-изготовителя и порядковый номер модели, назначенный из выделенного каждому из заводов страны диапазона. Также через дефис могли писаться префиксы, обозначающие модификации, или модернизации модели. Например Урал-375.
Диапазоны моделей с примерами:
010-099: НАМИ (НАМИ-012)
1-99: ГАЗ (ГАЗ-21, ГАЗ-24)
100-199: ЗИЛ (до июня 1956 года ЗИС.) (ЗИЛ-130)
200-249: ЯАЗ, впоследствии КрАЗ (ЯАЗ-200)
250-299: Новосибирский автозавод НАЗ (существовал до 1949 года, после чего диапазон передан КрАЗ-у.) (КрАЗ-255)
300-399: УралАЗ (до 1961 года УралЗИС) (Урал-375)
400-449: АЗЛК (до 1967 года МЗМА), ИжАвто (тогда ИжМаш) (Москвич-412)
450-484: УАЗ (УАЗ-450, УАЗ-451, УАЗ-452, УАЗ-469)
485-499: Днепропетровский автозавод — ДАЗ (существовал до 1951 года, после чего диапазон передан УАЗ-у.) (ДАЗ-485)
500-549: МАЗ, БелАЗ, МоАЗ (МАЗ-500, БелАЗ-540)
550-599: Мытищинский машиностроительный завод (ЗИЛ-ММЗ-555)
600-649: КАЗ (КАЗ-608)
650-674: Горьковский завод автобусов — ГЗА (позднее передан Павловскому (ПАЗ) и Курганскому (КАвЗ) автобусным заводам) (ПАЗ-652)
675-689: ЛиАЗ, ЗиУ, КАвЗ (После 1962 года, до этого имел диапазон 985-999.) (ЛиАЗ-677, ЗиУ-682)
690-699: ЛАЗ (ЛАЗ-695)
и так далее.
Современная система, документированная отраслевой нормалью ОН 025270-66, была впервые применена в 1966 году, и до сих пор официально используется в России, хотя не все производители придерживаются её в полном объёме. В соответствии с ней полное название модели состоит из названия автозавода (например КамАЗ) и номера автомобиля (например 54101).
Первая цифра
Для грузовых автомобилей класс определяется согласно полной массе.
Для прицепов, первая цифра индекса — 8
Для полуприцепов и роспусков, первая цифра индекса — 9
Вторая цифра
3 — бортовой,
4 — тягач,
5 — самосвал,
6 — цистерна,
7 — фургон,
8 — резервный номер вида,
9 — специальные автомобили
Третья и четвертая цифры — номер модели от 01 до 99
Пятая цифра — номер модификации от 1 до 9 или 0 при отсутствии модификации
Таким образом КамАЗ-5320 расшифровывается следующим образом:
1) КамАЗ — Камский автомобильный завод;
2) 5 — автомобиль пятого класса с полной массой от 14 до 20 тонн;
3) 3 — бортовой;
4) 20 — номер модели автомобиля.
Обозначение модели двигателя для автомобилей КАМАЗ - две последние цифры полной модели:
06 — 740.50-360, 265 кВт/360 л.с., дизельный, ЕВРО-2
07 — 740.51-320, 235 кВт/320 л.с., дизельный, ЕВРО-2
10 — 740.30-260, 191 кВт/260 л.с., дизельный, ЕВРО-2
15 — 740.31-240, 176 кВт/240 л.с., дизельный, ЕВРО-2
22 — 740.37-400, 294 кВт/400 л.с., дизельный, ЕВРО-2
24 — 740.55-300, 221 кВт/300 л.с., дизельный, ЕВРО-3
60 — 740.60-360, 265 кВт/360 л.с., дизельный, ЕВРО-3
61 — 740.61-320, 235 кВт/320 л.с., дизельный, ЕВРО-3
62 — 740.62-280, 206 кВт/280 л.с., дизельный, ЕВРО-3
63 — 740.63-400, 294 кВт/400 л.с., дизельный, ЕВРО-3
30 — 820.60-260, 191 кВт/260 л.с., газовый, ЕВРО-4
34 — 820.74-300, 221 кВт/300 л.с., газовый, ЕВРО-4
40 — 740.602-360, 265 кВт/360 л.с., дизельный, ЕВРО-4
41 — 740.612-320, 235 кВт/320 л.с., дизельный, ЕВРО-4
42 — 740.622-280, 206 кВт/280 л.с., дизельный, ЕВРО-4
43 — 740.632-400, 294 кВт/400 л.с., дизельный, ЕВРО-4
44 — 740.642-420, 309 кВт/420 л.с., дизельный, ЕВРО-4
45 — 740.652-260, 191 кВт/260 л.с., дизельный, ЕВРО-4
46 — 740.662-300, 221 кВт/300 л.с., дизельный, ЕВРО-4
73 — 740.73-400, 294 кВт/400 л.с., дизельный, ЕВРО-4
74 — 740.74-420, 309 кВт/420 л.с., дизельный, ЕВРО-4
37 — 820.92-300, 221 кВт/300 л.с., газовый, ЕВРО-5
38 — 820.93-320, 235 кВт/320 л.с., газовый, ЕВРО-5
50 — 740.705-300, 221 кВт/300 л.с., дизельный, ЕВРО-5
51 — 740.715-320, 235 кВт/320 л.с., дизельный, ЕВРО-5
52 — 740.725-360, 265 кВт/360 л.с., дизельный, ЕВРО-5
53 — 740.735-400, 294 кВт/400 л.с., дизельный, ЕВРО-5
76 (RR) — ISL 360 50, 258 кВт/351 л.с., дизельный, ЕВРО-5
77 (E3) — ISXe535 30, 393 кВт/542 л.с., дизельный, ЕВРО-3
78 (N3) — 6ISBe 300, 223 кВт/299 л.с., дизельный, ЕВРО-3
79 (C3) — 6ISBe 245, 180 кВт/245 л.с., дизельный, ЕВРО-3
80 (RS) — ISL 340 50, 245 кВт/333 л.с., дизельный, ЕВРО-5
96 (A3) — 6ISBe 210, 155 кВт/210 л.с., дизельный, ЕВРО-3
97 (D3) — 6ISBe 285, 210 кВт/285 л.с., дизельный, ЕВРО-3
99 (H3) — 4ISBe 185, 136 кВт/185 л.с., дизельный, ЕВРО-3
14 (S4) — ISB 6.7 275, 205 кВт/275 л.с., дизельный, ЕВРО-4
19 (L4) — ISB 6.7 300, 219 кВт/300 л.с., дизельный, ЕВРО-4
23 (A4) — 6ISB 6.7e4 300, 221 кВт/298 л.с., дизельный, ЕВРО-4
25 (C4) — ISB4.5e4 185, 132 кВт/180 л.с., дизельный, ЕВРО-4
26 (D4) — ISB 6.7 250, 186 кВт/250 л.с., дизельный, ЕВРО-4
28 (R4) — 6ISB 6.7e4 245, 180 кВт/245 л.с., дизельный, ЕВРО-4
29 (K4) — ISLe400 40, 294 кВт/400 л.с., дизельный, ЕВРО-4
48 (A5) — ISB6.7E5 300, 215 кВт/292 л.с., дизельный, ЕВРО-5
49 (B5) — ISL8.9E5 400, 294 кВт/400 л.с., дизельный, ЕВРО-5
56 (5H) — ISB6.7E5 310, дизельный, ЕВРО-5
66 (D5) — ISB6.7E5 285, 204 кВт/278 л.с., дизельный, ЕВРО-5
69 (G5) — ISB6.7E5 250, 178 кВт/242 л.с., дизельный, ЕВРО-5
K5 — ISG12 410, дизельный, ЕВРО-5
J5 — ISG12 440, дизельный, ЕВРО-5
68 (Т5) — OM 457 LA.V/4, 315кВт/428 л.с., дизельный, ЕВРО-5
87 (S5) — OM 457 LA.V/3, 295кВт/401 л.с., дизельный, ЕВРО-5
Например КАМАЗ-65115-062-62 - с ДВС 740.62-280 ЕВРО-3
"Европейские" обозначения моделей Камаз
- Литера С – развозные и среднетоннажные автомобили;
- Литера В – автомобили высокой проходимости;
- Литера Т – транспортные автомобили;
- Литера К – тяжелые автомобили;
- Литера М – магистральные автомобили;
- Далее четырехзначное число: первые две цифры полной массы в тоннах, вторые две цифры мощности двигателя, разделенной на 10
Например КАМАЗ-5490 - M1840