Найти тему
КиноБуква

Одна из самых пронзительных и честных книг из советской «Роман-газеты». Рассказываю про «Мадонну с пайковым хлебом»

Одна из самых суровых и трогательных книг о войне. Здесь нет сражений и смертей миллионов. Здесь даже открытый обнадеживающий финал.

Война далеко, слышны лишь её отголоски. Здесь про людей в тылу.

Но все равно страшно. Очень.

Это роман Марии Глушко «Мадонна с пайковым хлебом». И я действительно впервые читала его на даче, в журнале «Роман-газета». Помните такой? 

С тех пор прошло много лет и об авторе я ничего не слышала. Пока случайно в книжном не наткнулась на переиздание романа. Сразу же узнала и купила. 

А когда-то читала в "Роман-газете"
А когда-то читала в "Роман-газете"

1941 год. Студентка Нина ждет ребенка. Муж и отец уходят на фронт, отправляя ее в эвакуацию в Ташкент. К родным, на переполненном беженцами поезде, совсем одну, почти в неизвестность. Совсем еще девочка, недавно опекаемая отцом-генералом, счастливая в браке, в один момент она оказывается никому не нужной.

Нина, не знающая ранее лишений, голода, горя, потери и предательства, теперь вынуждена бороться с обстоятельствами. Не ради себя. Ради сына.

И самое страшное здесь не война. Она как лакмусовая бумажка раскрывает характеры. Когда жизнь превращается в ад, близкие отворачиваются, проявляя равнодушие и малодушие, а незнакомцы протягивают руку помощи, искренне и безвозмездно. И это еще раз подтверждает мое твердое убеждение, что зачастую родственные связи не значат н и ч е г о. 

Но как правильнее, как честнее — спасти своих детей от голода и холода или приютить родственницу с младенцем и тем самым повесить себе на шею еще два рта?

«Что стоит беда одного человека перед трагедией целой страны? Сейчас эти слова показались возвышенно-фальшивыми, потому что самая большая трагедия страны — это когда голодного ребёнка нечем накормить. Перед страданиями детей меркнет всё, и всё теряет смысл» 

Жуткое это слово — война... Всего пять букв, от которых бросает в дрожь. И на фоне этом возникающий бледной тенью идеал материнства, самопожертвование, сострадание и «Другим-то еще хуже», проходящее красной строкой через всю книгу. Хотя что может быть хуже бесконечного крика голодного ребенка, которого нечем накормить?

Разворот с иллюстрацией. Мария Глушко "Мадонна с пайковым хлебом". Издательство "Издательство Речь". Фото из личного архива
Разворот с иллюстрацией. Мария Глушко "Мадонна с пайковым хлебом". Издательство "Издательство Речь". Фото из личного архива

Очень честно и откровенно. Читается на одном дыхании. Совершенно не в духе советских книг о войне, где все сплошь герои, оттого и цепляет надолго, навсегда.

Просто и глубоко одновременно. Читайте обязательно!

Спасибо за вашу подписку на КиноБуква)) читали «Мадонну с пайковым хлебом»? Какие книги на эту тему можете посоветовать?

Еда
6,93 млн интересуются