В образовании очень важны удивление, энтузиазм, интерес, даже где-то азарт. Тогда не нужно ставить педагога-надзирателя с указкой, директора с дневником, экзамены со страхом не сдать и др. Ученик сам будет с радостью познавать. Высший пилотаж управления - это вывод объекта управления на уровень самоуправления.
Как найти удивление и интерес у ученика? Чтобы он видел разные действия, сам осуществлял разные действия. При переборе таких действий найдётся что-то по душе. Школа пока не даёт действий и имеет дефицит мастеров, способных показать действия и заинтересовать ими.
И вот поездка в Орловскую область. Спрашиваю про возможную встречу - назначают на вечер, а я приезжаю утром, ведь у меня большой интерес. Спрашиваю про утро - в ответ "поездка на хозяйство". Спрашиваю, можно ли мне, в ответ - одобрение. Был бы ученик, учитель найдётся. Ученик сам бегает и ищет учителя, а не учителя превращаются в аниматора для скучающих учеников у доски.
То есть первый вывод на действие - самому искать учителей по критерию их действий, которые интересны. Второй вывод - предпочесть полевой выезд, где можно вживую увидеть и потрогать, а не кабинетную встречу в офисе.
Далее двигаемся в хозяйство. По пути видим поля, останавливаемся. Озимые уже зеленеют. Смотрим почву, солому, нюхаем и трогаем солому. Без чувств и ощущений в познании - никуда. Далее едем на ток и смотрим технику, работу в команде, азы менеджмента. С матом, отвлечениями, комментариями, реакцией команды. Это всё уже пошло практическое обучение управлению. Это не учебник Виханского читать в уютном МГУ.
Дальше смотрим все процессы, разбираемся в поставках, закупках, посевной. Далее едем на хутор, пьём родниковую воду, обдуваемся ветром и понимаем холмистость территории, сплошные поля и дефицит лесополос, которые сильно влияют на экосистему. Наслаждаемся красотой места, осматриваем сад, радуемся красоте посаженных у цехов сосен, которые дают свой вечнозелёный шарм этим бескрайним полям. Смотрим пасеку, ульи, колоды, как приживается французский виноград, обставленный соломенными блоками для микроклимата.
Далее пробуем выращенную здесь и пророщенную пшеницу (ох как мало крупных хозяйственников едят то, что продают), сырники на своей цельнозерновой муке и партнёрском твороге, заваренные местные травы. Далее заходим на хранение зерна и тут же желание попробовать органику на вкус. Беру щепотку с собой, а потом дома замачиваю. Русские женщины привыкли долго варить бобовые. Тратят много энергии плиты, своего времени, воды и пользы продукта. В итоге получается разваренная пустышка. А тут денёк соя простояла и уже мягкая, сытная, со своим незабываем бобовым вкусом. Слил воду, подожду ещё проростков. Вторая культура, приговорённая русскими кухарками к долгой и мучительной варке, - это свёкла. Во-первых, у неё и так великолепный вкус. Если уж хочется тёплую, то налейте воды на сковородку или кастрюлю. За пару минут она закипит и выключайте плиту, кладите свёклу и оставьте томиться. Будет полезный борщ.
Но возвращаемся к сое. Отследите путь познания: иниация встречи, живой среды, общения, команды, тестирования, ощущения. Это же почти стопроцентная наводка на экотуризм для экофермеров. Если человек проходит путь экотуризма, то у него совсем другое восприятие продукта и фермера. На уровне воспоминаний, памяти, эмоций, моментов, фотографий. Память о прайс-листе и деловитом разговоре в офисе не будет такой. Можно вкладывать ресурсы во впаривателей, маркетолухов, подкупщиков, а можно просвещать, радовать, удивлять людей.
Удивление - это, кстати, лакмусовая бумажка. Нет удивления - значит мы костенеем, становимся всезнайками и всепонимайками, перестаём открывать мир и радоваться, застреваем в болоте, футляре, коробочке.
Будьте здоровы.
Удивление, познание, экотуризм и органическая соя
27 апреля 202227 апр 2022
2
3 мин
1
Взгляните на эти темы