«Есть ли жизнь у бариста после 30-ти?» - так называется известная в узких кругах лекция кофейного гуру Дмитрия Бородая. В целых четырёх частях (в год по лекции) Дмитрий делится личным опытом и видением карьерного пути бариста, который пришёл в индустрию юным, достиг тридцатилетнего возраста и хочет развиваться дальше, но сталкивается с рядом сложностей в силу возраста. Первая часть была выпущена в 2018 году. За эти несколько лет много что поменялось на рынке труда, в том числе в сфере общественного питания. Сейчас актуальным (и не спроста) стал вот какой вопрос: «а возьмут ли меня работать бариста, если мне за 30-ть и у меня нет опыта?»
Откуда такой вопрос?
Так сложилось (в силу разных социокультурных предпосылок), что работа в сфере общественного питания в России имеет менее высокий статус, чем в западном мире. Эта участь обошла, пожалуй, поваров и управленческий состав: работать и строить карьеру на этих позициях считается достаточно престижным делом. А вот бариста, барменам, официантам повезло сильно меньше. Десятилетиями укрепляется мнение, что эти «профессии» годятся только в качестве подработки в период учёбы или академического отпуска. А вот после студенческих лет уже пора искать «нормальную» работу. Такое мнение о профессии со стороны обывателей повлияло и на мнение людей внутри среды. Вот уже и некоторые работодатели сами считают, что людям за 30-ть уже поздно начинать работать в общепите. Нельзя сказать, что такое представление уж совсем безосновательное. Действительно, эта деятельность связана с высоким интенсивом, постоянным стрессом и физическими нагрузками. Хотя таким послужным списком могут похвастаться и другие профессии, например, сотрудники скорой помощи, строители и т.д.
Имеют место предрассудки, что работа в общественном питании - это про «прислуживать», а взрослым людям это как-то не по статусу. Конечно, это всё стереотипы в головах у людей. И при всех тех же особенностях профессии, в Европе и Америке большой процент взрослых официантов, барменов и бариста. Не просто 30+, а 40+, 50+ и старше. В западном мире это профессии, а для многих дело жизни. Эти специалисты высокопрофессионально оказывают сервис и это ничего общего не имеет с прислуживанием. Вспомните несколько зарубежных фильмов, где взрослый бармен наливает выпить главному герою или взрослый официант принимает заказ у пары в ресторанчике. Согласитесь, очень гармоничный образ, и мы бы скорее удивились увидев в кадре волнующегося 15-ти летнего подростка =)
Ограничивая себя такими рамками, российский быстрорастущий общепит быстро исчерпал запас кандидатов до 25-ти и начал смотреть в сторону… о нет, не тридцатилетних, а 18, 17, 16, 15, 14-летних. Очень часто мы видим в заведениях совсем юных ребят: школьников и студентов, что продолжает укреплять общепринятое «общепит для молодых». Вот так работодатели порой сами себя держат в заложниках.
Этот замкнутый круг пора разрывать, и об этом говорят многие опросы последних лет.
По данным Росстата количество людей от 20 до 24 за последнее десятилетие сократилось почти в 2 раза, причиной этому стали демографические ямы 90-х. И у работодателей есть два пути: ждать пока повзрослеет молодое поколение или действовать, направляя свой взор в сторону более взрослых соискателей. В возрастном диапазоне от 25 до 35 лет находится максимальное численное количество кандидатов, желающих работать в нашей сфере.
Возьмут ли меня «без опыта» бариста или официантом, если мне больше 30-ти?
Вероятность этого сейчас как никогда высока, в связи с кадровым голодом. Но помните, все ограничения у людей в головах. А сотрудников в компании нанимают … люди. Поэтому с высокой вероятностью вы можете получить отказ и в условиях кадрового голода, и не всегда вам скажут о такой щекотливой причине отказа. Не расстраивайтесь, ничего невозможного нет. Продолжайте и обязательно найдётся компания, которая будет готова рассмотреть и обучить вас, если ваши общечеловеческие качества будут соответствовать ценностям команды. Всё чаще компании ищут в первую очередь хороших людей, а уже потом хороших специалистов!!
Вот несколько советов как повысить свои шансы:
- Обязательно указывайте возраст в анкете или резюме. Не тратьте своё время и время работодателя на выяснение этого нюанса, за которым последует неловкость. Если этот факт будет известен заранее, то часть работодателей обойдут вас стороной, а вы сможете сфокусироваться на тех компаниях, которых ваш возраст не пугает.
- Напишите на опережение в анкете или резюме, что «ваш возраст это всего лишь опция, он вас не смущает и вы прекрасно ладите и с более молодыми коллегами и готовы показать это на деле». Так работодатель увидит, что вы объективно оцениваете ситуацию.
- Подберите фотографию, которая доказывает, что вы бодры, свежи и готовы покорять вершины. Отсутствие фотографии оставляет место для полёта фантазии, которая чаще всего играет не в вашу пользу)
Повысят ли ваши шансы профильные курсы? Они повысят ваши компетенции, а значит вы будете более выгодно смотреться рядом с кандидатами, совсем ничего не знающими о профессии. Обязательно рассказывайте о том, что вы проходили какие-либо обучения, даже прочитанные книги или статьи будут плюсом. Но курсы не уберегут вас от предрассудков о возрасте, если они есть у работодателя.
Как начать нанимать тридцатилетних+?
Советы работодателям:
- Работайте над гибкостью вашей системы обучения и адаптации в компании и вы сможете нанимать и более взрослых кандидатов. Формируйте разные подходы к обучению, ведь люди разных возрастов воспринимают информацию по-разному. Генерите идеи как вы можете объединить в коллективе людей разных возрастов. Если у вас сильная корпоративная культура, то этот процесс пройдёт безболезненно.
- Фокусируйтесь на сильных сторонах взрослых людей. Зачастую это сотрудники, знающие чего они хотят, добросовестные, надёжные и стрессоустойчивые. Взрослые несут ответственность за кого-то в жизни, имеют ряд обязательств и реже импульсивно покидают место работы. И возможно кандидат в чём-то проиграет кандидату моложе, например в скорости, но ему часто легче найти общий язык с гостями и «быть на равных». Взрослых сотрудников не надо воспитывать, а именно этим часто занимаются управленцы в коллективах с молодыми сотрудниками.
- Разрабатывайте гибкие сетки графиков для сотрудников с детьми. Платите достойную для региона заработную плату, не задерживайте выплаты (это прописные истины, и их нарушением, к сожалению, грешат работодатели. Исследуйте рынок труда, изучайте конкурентов. На основе полученных данных постоянно улучшайте условия труда, чтобы в вашей компании хотелось не просто «подрабатывать», а работать месяцами и годами.