Однажды меня взяла с собой в горы на снегосъёмку группа сотрудников одной южной метеостанции. Поход был трудный, с приключениями. К примеру, при подъёме по крутому склону лыжи, подбитые кусками кожи с ног лошадей, не держали. Чтобы первому сделать очередной шаг, идущий вторым подставлял для упора лыжи крепкую палку, которую втыкали в снег. Опираясь на неё, делали шаг, замирали, дожидались, пока палку переставят под другую лыжу, и делали следующий шаг. Вот так медленно шаг за шагом поднимались вверх. При такой нагрузке есть хотелось постоянно, но и продуктов много на себе в горы не унесёшь. В такой обстановке разговоры в избушках часто переходили на еду, вспоминали, кто что любит. И тут от начальника метеостанции я неожиданно услышал, что его любимыми блюдами с самого раннего детства являются прокисшие щи и манная каша с комочками. Это было столь неожиданно, что тогда я растерялся и не расспросил, почему именно эта еда. А потом возвращаться к этому разговору уже не было повода.
Прошло много лет, и для себя я сделал следующее предположение. Начальник метеостанции был старше меня на несколько лет, родился в Ленинграде, его детские годы приходятся на время блокады города. Что пережили жители блокадного города, мы знаем по воспоминаниям выживших в нём жителей. И вот голодному ребёнку дали еду, пусть щи уже закисли, но это была еда. Какое впечатление она могла оставить? Да самое наилучшее, она вернула силы, вернула жизнь. А манная каша с комочками, что может быть лучше, особенно, если её много. Наверняка у многих пожилых людей сохранились яркие, необычные воспоминания из детства или из зрелого возраста, что поразило их воображение и отпечаталось в сознании на всю жизнь.
Еще о необычных блюдах можно почитать на канале
- Деликатес в копыте
- Витамины советского времени
- Использовали всё. Маленькие хитрости таежных охотников
- Зимой: мясо на углях и дождь с елки
- Еда под нашими ногами
- Змеиный супчик
К примеру, у моего тестя, который прошёл всю войну и дошёл до Берлина, любимым блюдом была отваренная на воде вермишель, приправленная растительным маслом. К ней больше ничего. Еще изредка он баловал себя таким блюдом. Черная редька, нарезанная очень тонкими (он говорил: «Как коленкор») дольками, соль, растительное масло с запахом, и запивал он это все квасом.
Моя жена вспоминает, что самое вкусное было отрезать ломоть ржаного хлеба, полить его пахучим растительным маслом, посыпать сахаром и с эти куском выйти на улицу. Ничего вкуснее в то время для неё не было.