На знаменитом обеде трёх императоров, случившимся 7 июня 1867 года, шеф-повару Адольфу Дюглере помогал молодой человек, имя которого останется яркой страницей в истории ресторанного дела в Петербурге.
Приглашение на службу от Александра II поступило самому Дюглере.
Но француз был уже в преклонном возрасте и потому порекомендовал российскому императору своего талантливого ученика и потомственного повара из небольшого городка-курорта на юге Франции.
Амбициозный молодой человек приехал в северную столицу, увидел огромнейшую конкуренцию среди рестораторов и... не испугался!
Напротив, он решительно взялся за дело, открыв в себе ещё одну грань таланта - предпринимательскую жилку, а гурманы Петербурга узнали новое имя высокой французской кухни.
Итак, знакомьтесь
Жан-Пьер КЮБА
Первый свой ресторан француз открыл не где-нибудь, а недалеко
от Невского проспекта - на Большой Морской, 16 в доходном доме титулярного советника и кассира императорских театров Григория Ивановича Руадзе.
Правда, владелицей дома Григорий Иванович записал свою супругу.
Да и строительство здания он также препоручил ей - женщине хваткой, непреклонной и, мягко говоря, непостоянной в своих решениях.
Первым архитектором был приглашён Адриан Робен. Но что-то
не понравилось будущей владелице доходного дома мадам Руадзе,
и в помощь Робену был привлечён Рудольф Андреевич Желязевич.
Труды двух архитекторов снова не удовлетворили капризную мадам,
и для полнейшего удовлетворения в архитектурном вопросе наняли нынешнего академика (!) архитектуры и в прошлом выпускника Петербургской Академии художеств Николая Павловича Гребёнку.
В итоге классицизм сменился эклектикой, а будущий доходный дом обзавёлся залами для собраний, что выгодно отразилось на аренде.
Часть помещений сняла ювелирная фирма Густава Фаберже.
Обратите внимание на трёхзначный номер телефона👇
Большой актовый зал сдавался под концерты, любительские спектакли
и литературно-художественные вечера. В нескольких помещениях расположились магазин "Лувр", магазин готового платья Юлия Флорана
и "Русское купеческое общество для взаимного вспоможения" (или проще "Приказничий клуб").
На втором этаже доходного дома Руадзе Жан-Пьер Кюба и открыл ресторан "Кафе де Пари". Но название не прижилось, и ресторан упорно назвали "У Кюба" по фамилии владельца.
При огромном количестве ресторанов в центре Петербурга и сильнейшей конкуренции Кюба сумел превратить своё заведение в модный бренд,
где каждый мог найти не только вкусную еду, непринуждённую атмосфЭру и вышколенную обслугу, но также несколько иное.
Что же включало в себя это "несколько иное"?
Первый завтрак в 9 утра был самым недорогим и малопосещаемым -
ну, кто из ночных кутил проснётся в такое раннее время!
Второй завтрак с 13 до 15 часов был "особым" мероприятием
для господ, "ищущим рассеяния", т.е. в это время все желающие могли познакомиться с профессиональными соблазнительницами.
И нередко вторые завтраки продолжались до темна. Но об этом тсс...
Обеды сервировались с 18 до 21 часа, а прислуживали официантами бывшие солдаты гвардии. Для обедов Кюба ввёл обязательным выдачу бланка каждому посетителю с чёткой фиксацией именно его обеда.
В ресторане обедали члены монаршей семьи, чиновники высшего ранга - граф Сергей Витте, министр финансов граф Владимир Коковцев и др., известные дипломаты, а также представители крупного купечества
и творческого бомонда столицы. Особой статьёй дохода Кюба были артисты, их меценаты и балетоманы - сказывалась близость Императорских театров.
В переговорных кабинетах ресторана, предназначенных для политиков и банкиров, вершилась "высокая политика" и шуршали "высокие финансы": Пётр Столыпин, Павел Милюков, Дмитрий Трепов, Георгий Гапон и другие - все они являлись частыми гостями одного из блестящего заведения высокой французской кухни.
Нередко в ресторане проводились обеды, посвящённые значимым событиям как в жизни Петербурга, так и какой-либо знаменитости:
- в 1903 году проходил торжественный завтрак для императорской семьи в честь основания Петербурга, на котором Николая II особо впечатлили перепелиные яйца, запечённые в золе и приправленные соусом из шампанского, и молочный поросёнок, одна часть которого была жареной, а вторая - пареной;
- в 1904 году был дан ужин в честь американской танцовщицы Айседоры Дункан;
- в 1908 году после успеха балета "Пахита" с участием Матильды Ксешинской, Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Ольги Преображенской и Веры Трефиловой был устроен роскошный ужин;
один из поклонников Ксешинской взял тарелку и начал собирать монетки у всех присутствующих; каково же было удивление примы, когда пару дней спустя ей преподнесли серебряную тарелку работы Фаберже с памятной записью, к которой были припаяны все монеты, собранные в тот вечер;
- в 1911 году отмечалось 20-летие творческой деятельности самой Матильды Ксешинской;
- в 1912 году проходил торжественный ужин в честь 100-летия Императорского Александровского лицея, когда к Кюба съехались несколько поколений лицеистов.
И это - лишь малый перечень мероприятий, которые прошли в обеденном зале "У Кюба" за все годы существования ресторана.
"Танец с факелом" в исполнении Тамары Карсавиной, 1909 год👇
Ресторан "У Кюба" никогда не жаловался на нехватку клиентов.
Энергии владельца ресторана хватало на организацию благотворительных обедов/ужинов и холодных фуршетов в пользу, например, Красного креста или вдов и сирот, на открытие второго ресторана-"поплавка" на Каменном острове и фирменных продуктовых лавок в провинциальных городках российской империи.
Из письма А.П. Чехова жене:
"Милый мой дусик, у нас в Ялте торжество: открылся магазин Кюба, настоящего петербургского Кюба... Там оказалась чудесная икра, громадные оливки, колбаса, которую делает сам Кюба, балык, ветчина, бисквиты, грибы..."
Жан-Поль Кюба не отказывался от новинок технического прогресса,
если они могли помочь укреплению престижа заведения и увеличению прибыли. Так в 1912 году на фасаде ресторана появилась первая в России неоновая вывеска "A. C-U-B-A-T". По Петербургу сразу разлетелся искромётный каламбур "Да светится имя твоё".
Война 1914 года внесла серьёзные коррективы в жизнь известного ресторатора. На фронте погиб его сын Александр, и Кюба-старший
принял решение вернуться во Францию.
Метрдотелем ресторана стала ещё одна знаменитость - Люсьен Оливье, уроженец Москвы и создатель одноимённого салата, рецепт которого тщеславный шеф-повар так и не открыл никому.
А Кюба оставил мсье Оливье не только славу престижного и модного заведения, но и долг в 25 тысяч рублей - итог кредитов именитым, но недостаточным (т.е. безденежным) посетителям ресторана.
Вы спросите:
- Для чего давать в долг клиентам, даже если они - значимые персоны северной столицы?
Отвечу.
Напротив ресторана "У Кюба" находился ещё один перворазрядный ресторан французской кухни и самый ярый его конкурент - "Дюссо", который также имел практику кредитования клиентов.
Но когда владелец "Дюссо" перестал давать в долг, поток клиентов снизился настолько, что ресторан прекратил своё существование ещё
в 1880-е годы.
А вот наш герой закрыл двери для посетителей навсегда только в 1917 году. И, сами понимаете, не по своей воле. Так что почувствуйте разницу.
Начало истории👇
Но не всем ресторанам помешала революция 1917 года. В "Дононе", например, днём обедали чекисты, а по вечерам кутил бандит Лёнька Пантелеев👇
А ресторан "Палкинъ" очень даже жаловал В.И. Ульянов-Ленин👇
#история российской империи #ресторанный бизнес #французскаякухня #исторические личности #санкт-петербург
Всегда рада читателям, лайкам и подписке
на мой канал - это вдохновляет автора!