Надеемся, этот пост вы читаете с полным желудком – а по-другому и быть не может после почти недели новогодних каникул! – ведь сейчас будет много гастрономических аналогий. Икуо Маэда, шеф-дизайнер Mazda, утверждает, что создание автомобиля похоже на приготовление традиционного рыбного бульона даси — результат очень сильно зависит от мастера. Так вот, японцы вообще очень много вкладывают во все, что связано с едой.
Взять хоть традиционное чаепитие: церемония, ритуалы и сам чайник столь же важны, как и собственно напиток. Целые книги написаны про бэнто — японское искусство брать обед с собой. Казалось бы, зачем что-то изобретать вокруг простого контейнера с едой? Но тут важны и красота коробочки, и то, как все уложено внутри нее — и даже волнительный момент, когда вы только открываете крышку и предвкушаете, что там внутри. И так повсюду: от бутылочек с йогуртом до домашней утвари.
Какое отношение это имеет к Mazda? Самое непосредственное! Для японцев красота вещей, с которыми мы взаимодействуем повседневно, столь же важна, как и в художественных произведениях, стоящих в музеях. Все должно подчиняться философии, глубинной идее, которая лежит в основе любого дизайна. В том числе и автомобильного.
Собравший бесчисленные награды стиль Kodo — это больше, чем набор приемов и подходов, формирующих облик машины. Это способ выражения динамики в статичных объектах, искусство, которое Икуо Маэда и его команда совершенствуют больше десяти лет. Каждый год в стенах Mazda идет поиск новых форм и смыслов. Ограниченные лишь собственной фантазией дизайнеры создают Kodo-предметы, которые могут вообще никак не относиться к автомобильному миру. Одежда, мебель, велосипеды, кастрюли и даже парфюмерия.
Только так, считает Маэда, можно добиться идеальной гармонии. «Работа дизайнера — сделать так, чтобы все наши машины, стоя рядом друг с другом, вызывали восторг. Это не значит, что мы уделяем меньше внимания отдельным моделям, но сообща их облик должен выражать общую мысль, складываться в полноценную единую картину».