Найти в Дзене
Автоканал 22

Первый советский самосвал с дистанционным управлением разгрузкой. Общее с МАЗ-500. 7 особенностей МАЗ-503 и 5 его модификаций

Оглавление

В линейке минских грузовиков МАЗ-503 был вторым, однако ряд технических решений на нём были применены впервые. Кратко с особенностями конструкции минского самосвала можно ознакомиться в этой публикации.

Один из первых опытных образцов МАЗ-503. Адрес иллюстрации: https://www.rusklimat-kaluga.ru/data_images/models/maz-503/maz-503-06.jpg
Один из первых опытных образцов МАЗ-503. Адрес иллюстрации: https://www.rusklimat-kaluga.ru/data_images/models/maz-503/maz-503-06.jpg

Что роднило минский самосвал с бортовой машиной?

Самосвалы, как и первые бортовые, собрали к 41-й годовщине Октябрьской революции. Экспериментальные экземпляры в январе 59-го года выставляли на ВДНХ (сейчас ВВЦ), павильон «Машиностроение».

Первые машины испытывали по существующим в автомобилестроении методикам. По результатам испытаний произвели доработки и в 63-м году собрали большую опытно-промышленную партию, которая работала на стройках пятилетки в условиях автохозяйств. В серию машина пошла спустя два года.

МАЗ-503 по мере доводки изменял свою внешность. Адрес иллюстрации: https://www.rusklimat-kaluga.ru/data_images/models/maz-503/maz-503-06.jpg
МАЗ-503 по мере доводки изменял свою внешность. Адрес иллюстрации: https://www.rusklimat-kaluga.ru/data_images/models/maz-503/maz-503-06.jpg

Как и бортовой грузовик, минский самосвал относился к крупнотоннажному классу грузовиков, мог работать без бортового электричества. Он имел 180-ти сильный ярославский дизель 236-й серии – шестицилиндровая «шестёрка» V-образной компоновки потребляла 28 л дизтоплива на 100 км пути.

Мотор компоновался пятиступенчатой КПП с синхронизаторами на высших передачах, собственным маслонасосом и возможностью установки КОМ. Узел отличался простотой, надёжностью и неприхотливостью. Осложнения были только с изношенными кулисами переключения передач.

КОМ с насосом устанавливался в окно КПП через прокладки, регулирующие зазор между зубьями шестерен. Адрес иллюстрации: https://www.drom.ru/info/misc/78813.html
КОМ с насосом устанавливался в окно КПП через прокладки, регулирующие зазор между зубьями шестерен. Адрес иллюстрации: https://www.drom.ru/info/misc/78813.html

Бортовые планетарки заднего моста увеличивали момент. Стояночный тормоз располагался на хвостовике главной пары. Решение оказалось не удачным, вода, грязь, масло загрязняли узел. Кроме того он стал источником вибрации.

7 особенностей минского самосвала

1. При габаритах: 5,92х2,5х2,7 м (ДхШхВ) и базе – 3,2 м самосвал вёз 7 тонн сыпучего груза со скоростью 75 км/час. При этом масса гружёной машины приближалась к 15 тоннам.

2. Укороченная рама получила дополнительную поперечину, которая служила опорой для гидроцилиндра.

Создавая опытный МАЗ-510 с малой кабиной, специалисты МАЗа хотели получить экономию, но расчёты показали обратное. Адрес иллюстрации: http://www.denisovets.ru/maz/mazprototips/MAZ510_2.jpg
Создавая опытный МАЗ-510 с малой кабиной, специалисты МАЗа хотели получить экономию, но расчёты показали обратное. Адрес иллюстрации: http://www.denisovets.ru/maz/mazprototips/MAZ510_2.jpg

3. Трёхместная кабина со «спалкой» от бортового грузовика не логична для самосвала, но оправдана с точки зрения унификации.

4. Задний мост комплектовали тихоходной конической парой с отношением 9,57 против 7,24 у бортовой машины, что увеличивало крутящий момент. Мост зарекомендовал себя надёжным и не убиваемым.

МАЗ-503Б с универсальной платформой и автоматическим запором заднего борта был востребован больше. Адрес иллюстрации: https://i.pinimg.com/originals/c1/36/ed/c136ed3837015b32bd47f436837df8e7.jpg
МАЗ-503Б с универсальной платформой и автоматическим запором заднего борта был востребован больше. Адрес иллюстрации: https://i.pinimg.com/originals/c1/36/ed/c136ed3837015b32bd47f436837df8e7.jpg

5. Стальная платформа ковшового типа объёмом 4 кубометра с козырьком предназначалась для карьеров. Позднее появился задний борт с автоматикой закрывания и возможностью наращивания бортов (МАЗ-503Б). После завершения разгрузки платформа встряхивалась для полного освобождения от груза.

6. Подъёмный механизм с пневмоуправлением дистанционного типа сокращал время разгрузки. В его составе были: КОМ, насос шестерёнчатого типа, четырёхсекционный гидроцилиндр, перепускной клапан, распределительный кран пневматического типа, бак для 25 л масла, трубопроводы и шланги. Механизм позволял водителю осуществлять разгрузку и опускание платформы, не выходя из кабины.

Адрес иллюстрации: книга «Автомобили МАЗ» Транспорт 1968
Адрес иллюстрации: книга «Автомобили МАЗ» Транспорт 1968

7. Расчётная производительность 503-го МАЗа превышала аналогичный показатель МАЗ-205А на четверть, что подтверждалось практикой, и было огромным достижением минских автомобилестроителей.

Модификации опытных самосвалов, не дошедшие до конвейера

МАЗ 503В(Г) имел обогрев днища выхлопными газами.

Образец МАЗ 503С создавали для Севера, но там применили автомобили других моделей.

Самосвал с приводом на передний мост МАЗ 509Б в серию не пошёл, но идея воплотилась в востребованный лесовоз.

МАЗ-503А встал на конвейер в 1970 году. Адрес иллюстрации: https://www.mini-koleso.ru/images/xdata/images/DSC01535.JPG
МАЗ-503А встал на конвейер в 1970 году. Адрес иллюстрации: https://www.mini-koleso.ru/images/xdata/images/DSC01535.JPG

МАЗ 510 с кабиной только для водителя создали в 62-м году, рассчитывая сократить затраты на кабину. Расчётные затраты на изготовление оригинальных деталей и узлов показали отрицательную экономию и от затеи отказались.

Самосвальный автопоезд в составе МАЗ 511 и прицепа 847-й модели имел боковую разгрузку, но в народном хозяйстве не пригодился.

Опытный самосвал с боковой разгрузкой МАЗ-511 должен был буксировать прицеп МАЗ-847. Адрес иллюстрации:  http://www.denisovets.ru/maz/mazprototips/MAZ511_1.jpg
Опытный самосвал с боковой разгрузкой МАЗ-511 должен был буксировать прицеп МАЗ-847. Адрес иллюстрации: http://www.denisovets.ru/maz/mazprototips/MAZ511_1.jpg

Спустя 5 лет с начала производства минский самосвал был модернизирован и выпускался ещё семь лет. Ему на смену пришли машины нового поколения, которые впитали его лучшие качества и приобрели характеристики, соответствующие времени.

Возможно Вам будет интересно:

Ярославские дизели считались лучшим в СССР. Изучил 5 причин популярности и сделал неожиданный вывод

Мазисты, так называли водителей МАЗов в СССР. 5 причин популярности МАЗ-500

5 проблем, возникших при создании МАЗ-500. Как люди боролись за «бескапотник» и в чём была драматичность борьбы

Спасибо за внимание. Если Вам понравилась публикация, нажмите «палец вверх». Напишите своё мнение, воспоминания и мысли о минском самосвале в комментариях. Подпишитесь на канал, тогда новые публикации увидите первыми.
Спасибо за внимание. Если Вам понравилась публикация, нажмите «палец вверх». Напишите своё мнение, воспоминания и мысли о минском самосвале в комментариях. Подпишитесь на канал, тогда новые публикации увидите первыми.

#авто #история #интересные факты #транспорт #отечественный автопром #автомобили #грузовики #самосвалы #маз

Авто
5,66 млн интересуются