Решение написать эту статью пришло мне в голову после переписки с одной из моих читательниц, где она похвалилась сервизом с лепкой по глазури и ЛИТОФАНИЕЙ - специальной обработкой фарфора, при котором рельефный рисунок создаётся разной толщиной фарфорового слоя, и по сути, такой рисунок виден только на просвет (как слайд фотоплёнки). Изображение получается вроде чёрно-белой фотографии. Метод был изобретён во Франции в XIX-м веке, а модным стал после оккупации Японии американцами. Для солдат оккупационной армии чашечка с ЛИТОФАНИЕЙ на донце в виде лица японки было чем-то вроде фокуса-покуса, и каждый солдат старался увезти домой на память о службе хотя бы чайную\кофейную пару. Таким заработком в то время промышляли многие японские фирмы.
То, что было написано выше - это своеобразная прелюдия, необходимая для того, чтобы приступить к основной теме - знакомства читателей с посудой "Сацума". С японскими фирмами трудно разобраться. Очень возможно, что под "Сацума" надо понимать не один конкретный завод, а целый конгломерат фирм и фирмочек из княжества одноимённого названия. Посуда очень специфическая благодаря нестандартным приёмам декора.
Кроме ЛИТОФАНИИ "Сацумой" в росписи применён ещё один нестандартный декор: используются не специальные фарфоровые краски, требующие дополнительного обжига, а архаичные эмалевые, часто с массой наполнителей (самый простой пример - мел), пластификаторов и пр., что придают эмали отдельный объём и пастообразное состояние, и такой фактически пастой часто наносится дополнительно ещё один - "скользящий" рельефный рисунок по глазури. Так повар наносит кремовые розочки и листики на готовый торт - они хорошо приклеиваются к поверхности, и даже с вертикали не упадут. Когда эмаль высыхает, производится золочение. Такая техника получила название МОРИАЖ (Moriage). Результат шокирует: фарфора за всем этим показным восточным украшательством практически не видно, и чтобы понять, что изначальный материал - всё-таки фарфор - тут и необходимо донышко с ЛИТОФАНИЕЙ. Если ЛИТОФАНИИ нет, и донышко не просвечивается, почти наверняка это означает, что производитель заменил фарфор на гораздо более дешёвый фаянс.
Темы рисунков для росписи у "Сацума" также весьма специфичные, но традиционные для Японии: изображение "Бессмертных" (богов) с золотыми нимбами вокруг голов, тема дракона, жанровые сценки на фоне любимой японцами горы-вулкана Фудзияма, а также тема времён года и "цветочная" тема.
Самое интересное - советским людям также хорошо известна техника МОРИАЖ благодаря массе кофейных сервизов с драконами, разными путями проникавшими в СССР, начиная с 1960-х годов. Смотрим (листаем) галерею...
Такие чайные сервизы с драконами встречаются значительно реже кофейных (но на интернет-барахолках найти можно). Техника декора одинакова...
В следующей галерее демонстрируется более адекватное отношение к материалу. Нет всех этих грубых лепок и чуть ли не клякс, что мы видели на кофейных сервизах. Но техника МОРИАЖ та же. Вся роспись - эмалевыми красками. Плюс позолота.
В галерее ниже все предметы практически стандартной европейской формы. Сказывается ориентация на европейский и американский рынки. Но вся роспись - местная разновидность МОРИАЖА.
Не сервизами едиными сильна "Сацума". Вот бонбоньерка на блюде. Вещь, похоже, антикварная с соответствующей ценой. Техника МОРИАЖА с сильной позолотой, плюс оставлены пространства чистого фарфора, чтобы зритель мог оценить материал.
Так как жизнь не стоит на месте, поколения уходят и приходят (простите за расхожие выражения), - так и мода на такие "приёмчики", и соответственно, на посуду "Сацума" среди европейцев то затихает, то возникает вновь.
Поскольку "Сацума" - бренд достаточно известный, для поддержания реноме и постоянного продвижения на рынки там придумали себе историю. Не буду её пересказывать - она якобы (как история гончарного дела в любой русской деревне) уходит вглубь веков. Вот только фарфора, как материала, там не знали - Китай строго хранил свои секреты, к тому же в течении веков Япония жила в изоляции (и застое), и только под давлением США в середине XIX-го века Япония открыла себя для остального мира. В 1868-м году для Японии началась новая эпоха - эпоха Мэйдзи (власть полностью перешла к Императору). С этого времени в Японии происходит быстрая индустриализация и многочисленные реформы, во многом переведшие страну (даже внешне) на американо-европейский лад. В 1871-м году 3000 западных специалистов было нанято для преподавания в университетах\школах Японии, тысячи местных студентов выехали за знаниями в США, всю систему образования перестроили по Западному образцу. Япония открывается миру, но кроме того, пытается расширить экспансию собственных товаров. Создание фарфоровой массы в то время уже не являлось секретом, и старое гончарное производство перешло на новый материал, и со своей очень странной посудой бренд "Сацума" вызвал фурор на европейском рынке. Европейцы вначале были в восторге, но бум скоро спал. Покупали в XIX -м веке посуду "Сацума" и в России, и далеко не самые бедные люди, в основном - купцы, клюющие на экзотику. Чтобы не терять прибыли "Сацума" подстраивалась под европейские вкусы, и выпускала сервизы, формами попадающие в самые известные мировые стили с конца XIX-го века по середину века XX-го. Предлагаю оценить изделия фирмы (или бренда - как хотите) "Сацума" приблизительно с середины XIX-го века и далее... Смотрим. Сначала оценим настоящие шедевры XIX-го века.
Чайные сервизы "Сацума" в форме Ар-ДЕКО. Кто подскажет, с какого периода японцы, по примеру американцев, стали кофе потреблять чаще, чем чай? А до того наверняка же отвечали: "Нет, ребята-демократы - только чай!"
Ниже представлен интересный сервиз неопределённых лет. Заявлен, как "Сацума" и как кофейный (хотя, как по мне, так больше чайный). Теряюсь в догадках.
Странно, но я не нашёл дальнейшего развития посуды "Сацума". Неужели в эпоху постмодернизма всё выродилось в наляпанных эмалью по глазури драконов? Впрочем, у них и сейчас хватает поклонников.
Вот примеры клейм "Сацума". До 1870-х годов посуда не клеймилась.
Жду откликов от знатоков Японии, и особенно, японского фарфора.
Это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно, кашпо, букенды и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Спасибо всем, кто дочитал.