Тото Вольфф (или Торгер Кристиан Вольфф) – руководитель и совладелец Mercedes AMG Petronas F1 Team, но сегодня попробуем вспомнить о его карьере гонщика.
История берёт начало где-то в 1989-1991-м годах, когда Вольфф попал на гонку одной из младших формул, где выступал его близкий друг Филипп Петер. Подхватив гоночный вирус, Тото отправился учиться в гоночную школу Вальтера Лехнера на Остеррайхринге (он позже был перестроен и стал называться сначала A1-Ring, а затем и Red Bull Ring). Там наш герой получил гоночные навыки, с которыми и отправился покорять гоночные трассы. Для этого был куплен Seat Ibiza, и на нём можно было участвовать в одноимённом гоночном кубке. Скорее всего, на фотографии ниже можно найти машину Тото Вольффа. По его словам, в повседневной жизни он ездил на этой же машине.
Далее, если верить нескольким источникам, Тото выступал в австрийской и немецкой Формуле Форд с 1992-го по 1994-й год и работал инструктором в школе Вальтера Лехнера, но из-за нехватки денег прекратил выступления. Разные источники упоминают общих спонсоров Тото Вольффа и Карла Вендлингера, которые либо решили прекратить поддержку Вольффа после аварии Вендлингера в Монако, либо, наоборот, предлагали Вольффу занять его место в Заубере в Формуле 1. Увы, нам едва ли доведётся узнать, как история развивалась в 1994-м году на самом деле. Зато встречается информация, что тогда же Тото выиграл 24 часа Нюрбургринга в одном из классов. А далее последовал семилетний перерыв.
В 2001-м году Тото Вольфф вместе с Оливером Тичи выступил на этапе FIA GT в Австрии, на Porsche 996 GT3 RS команды Freisinger Motorsport. Дуэт занял 8-е место в классе N-GT. К сожалению, количество и качество фотографий оставляют желать лучшего, но если вы сможете рассмотреть белый Порше с крупной надписью Remus (спонсор Тичи) – это и есть та самая машина с номером 58, между Феррари 360 и 550. А рядом стоит автомобиль Алексея Васильева и Николая Фоменко под номером 59.
Так выглядели машины Freisinger Motorsport во второй половине того сезона, хотя автомобиль с номером 57 был сначала белым, а затем красным.
Кроме того, Вольфф выступил и на Нюрбургринге, в составе RWS Motorsport. Спонсором этой команды тогда был Red Bull, но окрылённые Вольфф и Джанни Коллини не смогли финишировать из-за поломки коробки передач. А выиграл в этом классе его давний друг Филипп Петер с Марко Вернером. На фото – автомобиль, за рулём которого Коллини вместе с Фабио Манчини стартовал на А1-Ринге двумя неделями ранее. Думаю, что как раз в 2001-м году Вольфф впервые выступил в цветах Ред Булла, который сейчас является главным конкурентом его команды в Формуле 1.
В 2002-м году Вольфф провёл в FIA GT почти весь сезон в итальянской команде Autorlando Sport вместе с Филиппом Петером, и вновь на Porsche 996 GT3 RS. Австрийский дуэт выиграл гонку в Ошерслебене и занял 3-е место в чешском Брно. Петер был вынужден пропустить 2 гонки, параллельно выступая в американском Ле-Мане, Суперкубке Порше (с 2 победами) и в 24 часах Ле-Мана за Ауди (3-е место), поэтому с Вольффом за Autorlando Sport выступили ещё 2 гонщика. В Сильверстоуне Джонни Моулем помог экипажу занять 2-е место, а в Андерсторпе за руль сел Вальтер Лехнер-младший, сын того самого Вальтера Лехнера – и австрийцы финишировали на 3-м месте.
А вот самый длинный и престижный этап – 24 часа Спа – Вольфф с Петером провели в составе RWS Motorsport вместе с Лукой Риччителли и опытнейшим Дитером Квестером, но сошли с дистанции, хотя и набрали 4,5 очка. После 6 и 12 часов гонки экипажи получали половину очков, а синий Порше занимал на этих стадиях гонки 4-е и 3-е место соответственно. По итогам сезона Тото Вольфф занял 6-е место в категории N-GT.
И выступил в Суперкубке Порше за Infineon-Team Farnbacher на хорошо знакомом A1-Ринге, заняв 8-е место. На фото его напарники, Филипп Петер и Марко Вернер.
2003-й год Вольфф провёл в итальянском GT, в команде Autorlando Sport вместе со Стефано Валли. Этапы состояли из 2 гонок каждый, и из 10 стартов их машина под номером 53 трижды финишировала на подиуме. Ещё один этап Вольфф провёл с Дитером Квестером, дважды финишировав на подиуме, но фотографий, к сожалению, не нашлось. Как и результатов чемпионата.
Ещё 2 гонки Тото провёл в Суперкубке Порше, на этот раз за команду Вальтера Лехнера – и финишировал 9-м в Имоле, а также 14-м на А1-Ринге.
Наконец, осенью Вольфф вернулся в FIA GT и команду RWS Motorsport, которая теперь выступала при поддержке ЮКОСа, а один из экипажей составляли Алексей Васильев и Николай Фоменко. Ну а Тото стал напарником Стефана Дауди, который ранее выступал с Вальтером Лехнером-младшим (в середине сезона он перешёл в команду Konrad Motorsport старшей категории GT и сел за руль жёлтого Saleen S7-R), а затем с Джонни Моулемом и Адамом Джонсом. За 3 гонки Дауди и Вольфф набрали 2 очка, заняв 7-е место в Ошерслебене.
В январе 2004-го года Тото Вольфф, Филипп Петер, Дитер Квестер и Клаус Энгельхорн стартовали в марафоне «1000 миль Бразилии» на Интерлагосе за рулём БМВ М3 команды Duller Motorsport – и выиграли в Категории 2, заодно заняв 3-е место в абсолютном зачёте.
Затем он участвовал в тестах FIA GT с командой Lister Racing на Lister Storm старшей категории GT. На фотографии показан автомобиль другого экипажа команды.
Но Вольфф не вышел на старт сезона с британской командой, начав сотрудничество с JMB Racing. Так он оказался за рулём Ferrari 575 GTC, подготовленной N.Technology, которая в те годы занималась и седанами Альфа Ромео 156 в европейском туринге. Его напарниками стали Карл Вендлингер и Роберт Лехнер, ещё один сын Вальтера Лехнера и старший брат Вальтера-младшего. За 4 гонки они дважды сошли, но набрали 13 очков за 2-е место в Маньи-Куре и 4-е в Валенсии.
После этапа в Хоккенхайме Тото больше не возвращался за руль 575-й, но зато начал свою раллийную карьеру, стартовав в паре австрийских ралли на Mitsubishi Lancer Evo VI группы N4 и финишировав 6-м в ралли-спринте памяти Ютты Геберт.
Кроме того, Вольфф выступил на этапе итальянского чемпионата в Валлелунге на старой Ferrari 550 Maranello всё той же JMB Racing. Его напарником стал Лоренцо Казе, с которым они выиграли одну из гонок.
Наконец, в ноябре Тото Вольфф, Дитер Квестер и Лука Риччителли стартовали в 6 часах Валлелунги, но на их Porsche 996 GT3 RSR команды Ebimotors сломался генератор – и экипаж был вынужден сойти с дистанции.
В 2005-м году Вольфф продолжил выступления в ралли в Австрии, Германии и Чехии, сначала на Лансере Эво VIII группы N4 с командой RMS-Technik, с Геральдом Пёшлем в штурманском кресле.
А потом и на более старом Эво V, но самой мощной категории А8, к которой, в частности, относились автомобили WRC. Заодно перейдя в команду известного австрийского раллиста Раймунда Баумшлагера BRR, одновременно став её инвестором. На этой машине Вольфф одержал свою первую победу на раллийных трассах.
В том же году Тото дебютировал в WRC, приняв участие в немецком этапе за рулём Evolution VIII, заняв 6-е место в группе N4. А в конце года опробовал настоящий World Rally Car, а именно Toyota Corolla WRC, на этапе австрийского чемпионата. Впрочем, финишировать экипажу не удалось. А в следующем году на этой же Королле дважды стартовал Радик Шаймиев.
Вольфф в том году выступал и в кольцевых гонках, начав с 1000 миль Бразилии на том же БМВ М3 с Дитером Квестером, Карлом Вендлингером и Стефано Дзонкой. Экипаж занял 6-е место в абсолютном зачёте, выиграв в своей категории ST.
А в 24 часах Нюрбургринга Тото Вольфф, Филипп Петер, Дитер Квестер и Артур Дойтген поначалу занимали 4-е место, но в итоге не были классифицированы.
Наконец, встречаются упоминания о выступлениях в немецком кубке Рено Клио и об 11-м месте по итогам сезона там, но ни фотографий, ни календаря этапов найти не удалось. А сам кубковый Клио в те годы выглядел как на этой фотографии (за рулём – Марк Бассенг, будущий чемпион Мира FIA GT1).
В январе 2006-го года впервые прошёл марафон «24 часа Дубая», который, стартовав с поула, выиграли Ханс-Йоахим Штук, Дитер Квестер, Филипп Петер и Тото Вольфф.
И в том же году Тото стал вице-чемпионом Австрии по ралли, уступив только Раймунду Баумшлагеру и выиграв один этап на Lancer Evo VIII группы А8.
А в 2007-м году Вольфф с Пёшлем стартовали лишь дважды, заняв 4-е и 5-е место в абсолютном зачёте (но 2-е и 3-е в группе N4). Обратите внимание на Пинки и Брейна на задней двери. Собственно, и на заднем стекле вместо Вольффа и Пёшля указаны Mr. Pinky и Mr. Brain.
Ещё одно ралли Тото Вольфф проехал в 2008-м году, на этот раз с Клаусом Вихой и за рулём Evo IX, двигатель которого работал на этаноле. Но до финиша дуэт не добрался из-за проблем с электрикой.
В 2009-м году Вольфф сел за руль атмосферной Skoda Fabia S2000 и провёл 2 осенние гонки вместе с Домиником Яном и Клаусом Вихой, дважды сойдя с дистанции. Кстати, до и после австрийца на этой же машине ездили такие известные раллисты, как Юхо Ханнинен, Патрик Санделл и Ян Копецки.
Но ещё весной Тото вернулся в кольцевые гонки, в апреле стартовав на первом этапе VLN. Все этапы чемпионата, конечно, проходили на Нордшляйфе. Вольфф, Марк Бассенг и Маттиас Экстрём начали гонку с поула, но сошли из-за аварии. Экипаж выступал на Porsche 997 GT3 RSR команды Land Motorsport, который, судя по описанным Вольффом скоростям, был мощнее, чем аналогичные машины, участвовавшие в гонках по всему миру в классе GT2.
А в середине апреля был запланирован рекордный заезд по Северной петле, при успешном завершении которого Вольфф должен был проехать быстрейший круг для атмосферных автомобилей на том же 997 GT3 RSR. Первый боевой круг своего заезда Тото завершил за 7:03, что уже было рекордом. Но далее он попытался выйти из 7 минут. На скорости около 270 км/ч заднее колесо Порше лопнуло – и рекордсмен попал в аварию, после чего в кольцевых гонках больше не участвовал.
Спасибо читателям за уделённое время!
Благодарность за информацию и фотографии:
https://www.racingsportscars.com/
и всем-всем-всем.
#totowolff
#fiagt
#redbull
#f1
#rally
#racing
#autosport
#whitekostik