Оказавшись где-нибудь у чёрта на куличиках, вы наверняка задумаетесь над тем, какое вино купить. В отсутствие грамотного консультанта и большого выбора, придется брать что-то «знакомое» и «проверенное» (если не вами, то винным сообществом и временем).
Именно в этой ситуации мы и оказалось, а потому запустим-ка новую рубрику — «Винодельни мира». Будем в ней изредка рассказывать и показывать, какие вина можно покупать смело и без оглядки, что про них следует знать и чего ожидать.
Итак, Австралия и её одна из самых знаменитых виноделен, Penfolds.
В качестве эпиграфа:
Виноделы должны обладать хорошим и живым воображением, если хотят быть успешными в своём ремесле (Макс Шуберт)
К Максу мы еще вернемся, а пока без преувеличения назовем Penfolds иконой и гигантом австралийского виноделия.
Поместье, положившее начало компании, называлось Magill Estate. Именитая винодельня считается одной из старейших в Австралии, именно она сыграла поворотную роль в становлении винодельческой самобытности региона — во многом благодаря сорту Шираз. При этом сам сорт (по-другому, Сира) расцвел и засиял вновь как раз благодаря этой винодельне.
И немного подробнее
В 1844 году молодой виноградник был официально зарегистрирован как винодельческая компания Penfolds в поместье Magill Estate (основали её доктор Кристофер Пенфолд и его жена Мэри, иммигрировавшие в Аделаиду из Брайтона).
Компания набирала обороты так же уверенно, как и медицинская карьера мистера Пенфолда, поэтому бразды правления винодельней вскоре практически полностью перешли к его супруге Мэри. Смелые попытки производства Кларетов (так еще называют вина Бордо, которые имеют насыщенно-розовый, почти красный цвет), и Рислингов оказались удачными и перспективными и после смерти Кристофера в 1870 году, Мэри взяла на себя полный контроль над винодельней. Она управляла компанией с искренней самоотдачей, усилиями и энтузиазмом.
К выходу Мэри на пенсию в 1884-м (на посту главы винодельни ее сменила дочь Джорджина) Пендфолдс производила треть всех вин Южной Австралии, а уже к 1907 году стала самой большой южно-австралийской винодельней.
Легенда о Grange, самом почитаемом вине Австралии — история об идущих рука об руку изобретательности, страсти, риске и целеустремленности. Его создание представляет собой квинтэссенцию амбициозных устремлений Макса Шуберта по развитию австралийского виноделия.
Решимость Макса Шуберта вписать своё имя в историю австралийского виноделия привела его к дверям Пенфолдс, где в 1931 году он начал свой путь в должности обычного посыльного.
Следующее важнейшее событие произошло в 1948-и, когда Макса назначили главным виноделом Penfolds. Истинный патриот своего дела и страстный новатор Шуберт добился мировой известности Пенфолдс, благодаря смелому эксперименту с производством вин с потенциалом к выдержке — речь, конечно же, идёт о Grange.
Во второй половине 1950-го года Шуберта отправили в Европу для изучения опыта и практик виноделия Испании и Португалии (на то время в Австралии еще были популярны крепленые вина, поэтому изучать он ехал технологии производства Порто и Хереса). Но в итоге ненадолго заскочил и во Францию…
Во время его визита в Бордо, на него большое впечатление произвели французские выдержанные вина и у Шуберта зародилась мечта создать своё вино — «новое и с потенциалом».
По возвращении в Аделаиду, как раз к урожаю 1951-го, Макс Шуберт начал подбирать подходящий виноград для воплощения своей идеи, и выбор его пал на Шираз.
Объединив австралийские традиционные техники, вдохновение, привезённое из Европы, и точные, выверенные практики Пенфолдс, в 1951 году Шуберт создает своё первое экспериментальное вино Grange. Вино 1951-го года в продажу так и не поступило, а вот 52-й стал первым коммерческим релизом.
В 1957 году Макса Шуберта попросили представить результаты эксперимента руководству компании в Сиднее, среди приглашённых были и друзья членов правления, и винные эксперты. К большому огорчению, эксперимент с Grange получил негативные оценки и Шуберту приказали свернуть проект. Такой результат заставил бы любого винодела опустить руки, но Шуберту это лишь добавило решимости и упорства.
Макс Шуберт тайком продолжил работать над Grange, пряча винтажи 57-го, 58-го и 59-го в глубине погребов.
В 1959-м (в то время Шуберт еще в секрете от всех совершенствовал свой экспериментальный Grange) зародилась традиция вин «Bin». Первое такое вино — Шираз, созданное из винограда, выращенного на собственных виноградниках компании в долине Barossa Valley, было названо в честь той части погреба, где его выдерживали (Bin). Таким образом Kalimna Bin 28 стал первым вином серии «Penfolds Bin».
В 1960-м Макс Шуберт получил официальное поручение руководства Penfolds возобновить производство Grange. Его решимость и высокое качество получившегося вина, наконец, убедили скептиков внутри компании.
Начиная с этого момента международное признание и награды посыпались на Grange и Пенфолдс. В 1988-м журнал Decanter назвал Шуберта «Человеком года», винтаж 1990 года был назван изданием Wine Spectator «Лучшим красным вином 1995 года». На свой 50-й юбилей, который отмечали в 2001 году, Grange внесли в список «Наследия Южной Австралии», а к 170-й годовщине компании Grange 2008 года урожая получил самую высокую оценку (100 баллов) от двух самых влиятельных винных изданий мира (Robert Parker The Wine Advocate и Wine Spectator).
Кстати, бутылка первого Grange урожая 1951 года (первого, еще даже не коммерческого винтажа) не так давно стала самым дорогим австралийским вином, когда-либо купленным на аукционе ($104,587).
Еще один интересный факт. Ранее вино называлось Grange Hermitage, где Эрмитаж — ни что иное как указание на основной сорт, на Сиру (он/она же Шираз). Считается, что именно в Северной Роне (на склонах холмов Кот-Роти, Эрмитаж) и зародился этот сорт.
В 2012 винодельня представила свой самый новаторский проект — 12 сделанных вручную ампул вина Kalimna Block 42 Каберне Совиньон 2004 года урожая (130-и летние лозы с участка 4 Га) стоимостью 100 тыс. фунтов. Главной фишкой проекта является то, что в эти деньги входит приезд главного винодела Питера Гаго, который откроет и сервирует вам это вино.
В продаже эти ампулы найти не удалось: или их все раскупили, или же нужно связываться с самой винодельней. Если у кого-то из вас одна завалялась, готовы подъехать 😎
И еще пара слов. Коротко о главном — Питер Гаго (главный винодел Penfolds)
Питер Гаго присоединился к команде в 1989 году и вначале занимался только игристыми винами компании, а потом уже перешёл к красным. В 2002-м Питер стал четвёртым главным виноделом в истории Penfolds.
Визит на Penfolds
Хотя владения Пенфолдс со временем серьезно расширились, на винограднике главного поместья Magill Estate высаживают исключительно Шираз. Из-за близости к Аделаиде его можно назвать одной из немногих городских виноделен в мире.
Главным объектом посещения остается тот самый дом, в котором в 19 веке жили и творили историю Кристофер и Мэри Пенфолд.
Виноградники
В основе репутации Пенфолдс всегда лежали тщательный выбор участков под виноградники и высокое качество урожая. За свою 175-летнюю историю Пенфолдс владели (и арендовали) многими из лучших винодельческих участков Австралии.
Сегодня виноградники компании расположены преимущественно в наиболее благоприятных районах Южной Австралии, а в самом «сердце» находится знаменитое поместье Magill Estate. Именно там в далеком 1844-м доктор Кристофер и Мэри Пенфолд высадили свои первые лозы. Примечательно, что на этой территории и по сей день выращивается виноград, который, если год был удачным, используют для производства вин линейки Grange. Среди новых географических устремления — предприятие в Калифорнии.
Магилл Эстейт
Поместье Магилл Эстейт, основанное в 1844 году, неразрывно связано с началом истории Пенфолдс и по праву считается «душой» винодельни. Поместье Магилл с единственным виноградником — одна из немногих городских виноделен в мире, расположенных всего в 15 минутах езды от центрального делового района Аделаиды. На винограднике выращивается исключительно Шираз, а из урожая производят Magill Estate Shiraz, и из отдельных партий также винтажи флагмана Пенфолдс — Grange.
Баросса
На древних почвах Barossa Valley расположились многие выдающиеся виноградники. Сам регион и некоторые отдельные виноградники вписали себя в историю, включая, например участок Калимна (вино Kalimna Block 42) — где можно найти лозы Каберне Совиньон, посаженные в 1880 году, и которые считаются самыми старыми регулярно плодоносящими лозами этого сорта в мире.
Виноград из Barossa Valley используется в производстве некоторых из каноничных и самых признанных вин — от Grange до Bin 389 Cabernet-Shiraz, Bin 28 Kalimna Shiraz и субрегионального Bin 150 Marananga Shiraz.
Аделаида Хиллз
Более прохладный климат, расположенного «на пороге» города, Аделаида-Хиллз идеально подходит для культивирования большинства белых сортов. Сочетание высоты и прохладного климата наделяет вина современным и самобытным профилем. Из винограда, выращенного в Аделаида-Хиллз, производятся отмеченные наградами Reserve Bin A Chardonnay, St Henri Shiraz и линейка Cellar Reserve.
Макларен Вейл
Классический средиземноморский климат: прохладная зима, тёплое лето, небольшое количество осадков и мягкий морской бриз. Виноград с McLaren Vale используется в производстве St Henri Shiraz, Bin 389 Cabernet Shiraz и Bin 407 Cabernet Sauvignon.
Кунаварра
Выветренный известняк под почвами терра росса и относительно прохладный климат делают Кунаварру одним из важнейших винодельческих регионов Австралии. Регион Кунаварра наиболее известен Каберне Совиньон и Ширазом. Виноград с этих участков используется для Grange, Bin 128 Coonawarra Shiraz и многих других особых вин серии Bin.
Долина Иден
Южная Австралия получила мировое признание благодаря своим первоклассным Рислингам и регион Иден-Вэлли играет здесь ведущую роль. С виноградников Eden Valley собирают урожай для производства Bin 51 Riesling.
Купить в России
Пенфолдс возит в Россию компания Simplewine. В каталоге представлены вина из основных линеек: от самых простых сортовых Koonunga Hill до топовых Penfolds Collection, серии «Bin» и знаменитого Grange. Цена на Grange — 149900 руб. (подарочная упаковка красивая, очень).
Про их базовые вина (те что на фото, мы их попробовали) можно сказать, что бочка в обоих вариантах не доминирует, а украшает. Нет тяжести, фруктовость в приоритете. Каберне: черная смородина с легким уклоном в джем, Шардоне: цитрусовые и белые цветы, легкая кремовость. Оба вина - отличный "каждодневный" (так принято называть такого рода вина) вариант.
Оба дружелюбны и "открыты", никакой дополнительной выдержки и декантации не требуют.
Надеемся, вы немного прониклись историей и философией этой по-настоящему культовой винодельни 😀
Если запал нас не оставит, то мы продолжим делать материалы и в таком формате тоже!