Небольшой отрывок из опыта «погружения» в жизнь бездомных. Книга совсем скоро выйдет — конечно, без поддержки она будет издана малым тиражом в бумажном варианте, а по больше части пойдёт цифра — , но до этого я продолжу делать выводы из пройденного пути и некоторого опыта, который я не внесу в конечный материал.
Начиная с своего «новогоднего» выхода на тропу бездомного я практически сразу «устроился». Менее чем через 4 часа у меня было место для ночлега, электричество, постель, еда и теплая вода. Самое смешное, что всем этим я себя обеспечил без помощи других бездомных, государства и волонтеров. Последующее мое путешествие — результат огромного везения и доброй воли встреченных людей. Я почти не голодал, не болел, не страдал от своего положения. Потому мне пришлось сделать «второй заход», уже в июле месяце, чтобы проверить два аспекта, которые не удалось охватить ранее. Это отсутствие гигиены в летние месяцы и голод. Я испытывал его ранее, даже на протяжении нескольких недель, но это было скорее недоедание, а не действительно то, что испытывают сотни тысяч людей на планете. Дома провести задуманное не получилось бы — зона комфорта и соблазн отказаться от такого опыта слишком близок. Я вышел на улицу и растворился, исчез в темноте — как тогда, в конце декабря.
И вот итог моего эксперимента. Питьевая вода и доступ к ней — единственное допустимое условие и возможность не сорваться, которая замещает голод. Без воды человек живет 3 дня — есть, безусловно, исключения и индивидуальные особенности, но медицинские выводы таковы. Я пил, пил много, стараясь заглушить чувство голода, но в определенный момент это перестало помогать. Краткая сводка по ощущениям в течении недели.
День первый
Прошло 11 часов бодрствования без еды и самочувствие не ухудшилось. Влияния на здоровье — вялость, усталость, спутанность мыслей — не наблюдается. Голод замечательно купируется потреблением воды, но если бы она не была пригодной для питья, то проблемы бы не заставили себя ждать. Проблему воды я решил просто — нашел две колонки в дачном поселке, в одном из баков нашел кастрюлю, купил пластиковый стаканчик и обеспечил себя ей безлимитно. Мыслей о еде не возникает, а физический дискомфорт блокируется усилием воли. Сон так же помогает.
День второй
Состояние не ухудшилось. Мысль о еде становится навязчивей, но зажмурившись и сосредоточившись могу ее «сбросить». Во рту почти исчезли привкусы, а вот вода чувствуется во всём спектре, иногда бывает очень вкусной. Больше мяса или хлеба хочется сладкого — сахара явно не хватает для мозговой активности, начинаю «подтормаживать». Сон снимает эти проблемы, а резкое чувство голода купируется водой. Пока можно продолжать эксперимент.
День третий
Состояние незаметно ухудшается. Пытаюсь бодриться, но это не помогает — мозг работает медленнее, регулярно хочется спать, десны быстро высыхают даже при употреблении воды. Состояние вялое, хотя я всё ещё способен активно перемещаться, заниматься бытом и вести длительные записи. Цвета почему-то стали ярче, при нахождении на природе повысилась светочувствительность и восприятие цветов. Любопытный эффект, но я знаю, что это «побочка». Мысли о еде вызывают ментальный дискомфорт, как мозоль. Вода так же купирует большинство негативных эффектов.
День четвертый
Сон — единственное спасение от мыслей о еде. Даже не так: ты не думаешь о еде и как бы вообще поесть, а ты думаешь больше о голоде. Я теперь понимаю голодающих людей, которые не могут наесться — это не столько физиология, сколько психология. Страх, что этой зоне дискомфорта не будет начала и конца, воздействует сильнее, чем реально чувство голода.
Физические последствия аналогичны, но усилились — очень тяжело просыпаться. Долго лежу в постели, прежде чем встать. Болят глаза, десны сохнут, почему-то болят суставы пальцев (видимо, «смартфонные» болячки проявились). Так же могу работать, перемещаться, делать быт и вести творческую работу — тяжелее, но без ограничений. Пока нет мыслей прекратить эксперимент.
День пятый
Самое странное, что отметил по пробуждению — ушло чувство голода. То есть, физический дискомфорт остался, а вот психологической «завязки» больше нет. Очевидно, организм принял данное состояние как данность и начинает перестраивать потребности. Хочется есть — на уровне обычного желания, типа как желания спать или погулять. Довольно странно, что раньше такого никогда не было, потребность вкусно покушать была более…навязчивой, что ли.
Я понимаю, что еда — это самый быстрый гарантированный способ получить удовольствие, потому мы так завязаны на этом аспекте. «Заесть стресс» — это рабочий механизм. Но вот «отучиться» от этого — отличный опыт.
Из физических изменений: слабость усилилась, боль в суставах прошла, стала кружиться голова — очевидно, «упало» давление. Терпимо, но мешает в работе и перемещениях, не говоря о работе с текстом. Тянет спать, тянет регулярно пить воду. Больше никаких дискомфортных условий, прекращать пока рано.
День шестой
Очень долго просыпаюсь. Примерно 20 минут уходит на то, чтобы открыть глаза. Вода вообще ни на что не влияет — голод перманентный психологически и физически. Терпеть можно, подавлять, но появился опасный симптом — начал болеть желудок и колет в почках. Видимо, какие-то индивидуальные особенности организма на фоне недостатка питательных веществ и фильтрации большого кол-ва воды. До следующей записи 6 часов — если станет хуже, то придется «сворачиваться».
Из интересных психо-физических эффектов могу отметить замедленность восприятия информации. Например, перемещение транспорта и людей выглядит как на старой пленке, немного замедленно. Это может стать проблемой при самообороне, а опасность на улице на каждом шагу. Чаще стал вести «монологи» и реагировать, внешне, на свои мысли: например, мысль о том, что я могу прямо сейчас зайти с карточкой в АШАН и скупить половину магазина, вызвала продолжительный смех. Легкая истерия — и это я ещё понимаю, что у меня есть выходы и возможность прервать это в любой момент. У людей в естественной среде или психологически травмированных в городе это может проявляться в истерике. Теперь я понимаю.
День седьмой
Боль в почках и животе усилилась, появилась боль в груди — сворачиваюсь. По физическим аспектам: моргаю медленно (из-за чего часто слипаются веки), слабость, информацию воспринимаю медленнее обычного, постоянно хочется спать, мозг «отбрасывает» очень много внешней информации (например, шум машин). Чувство голода превратилось от незначительного в поглощающее моментами: хочется что-то пережевать и проглотить, не важно что. Вода данный эффект не купирует, а наоборот, усиливает — видимо, потому что воду не пожуешь. Жвачка — любая — наверняка бы этот эффект сняла. А пока хочется не есть, а ЖРАТЬ — перемолотить челюстью что угодно и проглотить, удовлетворило бы что угодно. Справляясь с эпизодами этого желания, можно дальше жить в обычном ритме, но периодичность данных «приступов» примерно раз в час. Дискомфортно.
Пытался позвонить коллегам и родителям, пообщаться, но речь заторможена, думают, что я пьян и потому мычу. Слюна вязкая, координация не точная. Цвета стали блеклыми, а свет очень ярким — усилием воли и попытками присмотреться к чему-то эффект не купируется, только вызывает дискомфорт. В остальном — психологическое и физическое состояние стабильное. С усилием, но работать, перемещаться, реализовывать быт и работать с текстами можно. Рабочее время сокращается за счет потребности в сне. При сторонних негативных факторах — холод, влажность, повышенная температура, обездвиженность — эти возможности были бы однозначно потеряны в пользу сна.
Выводы
Голод — опасное состояние, такое же, как и недоедание. Второе, зачастую, хуже так как «подвязывает» на мысль, что всегда можно и нужно поесть, а взять неоткуда или в недостаточном кол-ве. Голод в этом отношении легче. Но при голодании физическая деградация сильнее влияет на психический эффект, например, дискомфорт от заторможенности. После восстановления дома (на это ушло 3 дня) периодически «накрывало» то чувство — непреодолимое желание что-то переживать и проглотить. Легко отходило даже при закидывании «жвачкой» или курении. Опыт интересный, хотя и не полный, потому что бездомный чувствует больше саму невозможность «отступления» от голода. Но погружаться в такое я пока не готов.
Рад, что всё закончилось. Это было нужно для понимания и более осознанного описания аспектов жизни людей, попавших в это состояние. Надеюсь, мои читатели в редких статьях для СМИ по социальной тематике теперь смогут четче понимать данные состояния.
Поддержать проект и выход бумажного издания: https://www.donationalerts.com/r/kbbg