На этой неделе кто-то принёс в русскоязычный Фэйсбук тему про еду, когда один партнёр «объедает» фактически второго, когда еда превращается в инструмент насилия, когда заставляют доедать, лишают еды, съедают всё самое вкусное, не думая об остальных членах семьи, тырят куски с чужих тарелок, не разрешают конфету, пока не съеден суп. Я изначально увидела пост об этом у Анны Ивановой, но не уверена, что тред был задан именно ею.
Обсуждают разное, но свести всё можно к четырём основным вариантам:
- Установки.
- Бедность.
- Наплевательское отношение к чувствам другого.
- Проявление власти
Вообще, еда — это ресурс. И очевидно, что вокруг этого ресурса происходит всё то же самое, что и вокруг любого иного. Любой ресурс так или иначе легко конвертируется в деньги или время, которые быстро и просто конвертируются туда-обратно меж собой. Еда в сравнении с некоторыми другими ресурсами гораздо легче конвертируется во время и деньги. Ещё проще и быстрее происходит обратный процесс. Соответственно, да, еда очень часто становятся яблоком раздора.
Но вернёмся к четырём причинам любых страстей вокруг еды.
Установки
Все мы имеем разный опыт, воспитывались и живём в разных семьях. Разумеется, многое закрепляется очень прочно. Кто-то раз в год делил одну шоколадку на пятерых членов семьи и теперь не может не делиться. Кто-то, памятуя аналогичные шоколадки, которые делили раз в год, не может теперь делиться. У кого-то голодали родители, бабушки с дедушками, кто-то пережил голод сам. Кого-то заставляли доедать. Кого-то лишали еды... Прекрасно, когда твои установки совпадают с установками ближнего. Не одинаковы, а именно совпадают таким образом, что всем комфортно. Но если не совпадают, оба могут стать друг другу насильниками, теми, кому жалко куска хлеба. Даже если люди имеют возможность легко купить любую еду в любом количестве, человек может страдать.
Бедность
Очень любопытно наблюдать, как сейчас в обсуждениях ведут себя люди, не желающие признавать, что главная проблема в том, что невозможно купить всё всем в достаточном количестве, хранить где-то эти запасы и легко и быстро восполнить в любое время суток, невозможно, ибо нет денег. Но на самом деле больше половины семей в нашей стране тратят на еду больше половины всех расходуемых денег. Это значит, что на крупные покупки, начиная со смартфона или новой микроволновки, приходится копить. Это значит, что если кто-то один слопал тортик, купленный на всю семью, второй тортик для остальных купить не выйдет, а о том, чтобы купить по тортику каждому, речи быть не может, в принципе. А ещё еду часто негде хранить, её приходится выбирать по акции, за ней приходится идти самостоятельно в магазин, потому что доставка — роскошь. Очевидно, что если ресурс в дефиците, вокруг него вполне вероятны войны.
Наплевательское отношение к чувствам другого
Интересно, что некоторые и в крайней бедности умудряются делить ресурсы семьи так, чтобы всем было максимально комфортно в заданных условиях. Некоторые умудряются, а некоторые — нет. И дело тут порой в том, что кому-то в семье плевать на чувства другого. К примеру, если один более-менее всеяден и съедает из полного холодильника еды то единственное, что ест другой, и не готовит новую порцию, соответственно этот другой, придя с работы, вынужден готовить себе по новой то, что он может есть. Или если в холодильнике готовой еды всего на двоих, и один съедает всё, не думая о том, что второму теперь идти в магазин, готовить, тратить своё время и силы, а то и вовсе оставаться без еды, потому что денег и времени нет. Или если один съедает две отбивных, оставляя второму две порции гречки, хотя второй тоже любит отбивные.
У меня есть интересный пример не про семью и не про деньги. У меня есть знакомая. Веган. В компаниях, где у остальных есть привычка попробовать со всех тарелок, она часто реально остаётся голодной. Потому что заказать повторно, конечно, можно, но пока принесут вторую порцию, остальные уже поели и переходят к играм-танцам-чему-то другому. То есть она теряет не деньги, а другое. Особенно эпично про еду было, когда она в компании друзей поехала в автобусный тур, где время на обед было ограничено: пока будешь ждать вторую порцию, автобус уедет. Ну, и да, нечестно как-то, что только один вынужден заказывать двойные порции. История не про деньги. История не про семью. Про то, как людям безразлично, как себя чувствует другой.
И в семьях бывает безразлично. Происходит это чаще на фоне бедности. Но не всегда. И оправдывается это обычно своими установками. Мол, я так привык с детства. Или я так делаю, потому что мне важно почувствовать себя любимым, еда для меня про заботу, поэтому чем больше съесть, тем сильнее ощущаю заботу или ещё как-то. Сверху вишенкой обычно идёт фраза: «Тебе для меня лишнего куска жалко?» И вроде, не жалко. Жалко себя, для которого куска, вроде, никому не жалко, но, вроде, и не оставили в очередной раз.
Установки из детства и не только, они живучи. Но там, где близкий от проявления этих установок страдает, человек, которому на этого близкого не плевать, пытается найти выходы, предлагает правила, в крайнем случае, старается исправлять сделанное. А вот человек, который плевать хотел на то, каково близкому с такими установками соседствовать, он будет требовать, чтобы его со всеми его тараканами принимали, любили и одобряли.
Проявление власти
Впрочем, не всегда дело в установках. Иногда человек сознательно использует еду, как способ подчеркнуть своё превосходство. Например, съев последнюю конфету, не сообщает о том, что пора бы купить ещё, зато устраивает скандал из-за того, что конфет не купили. Например, покупает себе продукты дороже и лучше, чем всем остальным членам семьи. Например, заставляя исполнять какие-то правила, касающиеся еды. Например, используя еду в качестве поощрения или наказания. И это, пожалуй, самый страшный вариант.