Найти в Дзене
море и пароходы

Водоизмещение, дедвейт, и гросс-тоннаж. Часть 2

Часть 2.

Начало здесь - Водоизмещение, дедвейт, и гросс-тоннаж. Часть 1

А теперь о самом запутанном и непонятном для непосвящённых людей. А именно о валовой вместимости, брутто и нетто регистровых тоннах, валовом тоннаже. Короче, о гросс тоннаже.

Слово тонна и тоннаж вводит в заблуждение. Мы привыкли, что тонна, это единица измерения массы. Одна тонна, это одна тысяча килограмм, если речь идёт о метрической тонне. Есть ещё короткая тонна и длинная тонна, 907, 184 кг и 1016,047 кг соответственно. То, что тонна может выражать и объём, оно как-то и в голову не приходит. Не то слово для объёма, правда?

Так вот, регистровая тонна как раз выражает объём, а не массу. И корни этого явления, как говорится, уходят в глубь веков. В своё время одним из основных грузов торговых судов было вино. Вино перевозили в бочках. самая большая бочка называлась TUN, вмещала она 252 галлона, или, что более понятно для нас, 982 литра вина. А вот объём, занимаемый этой бочкой был равен 100 кубическим футам, или 2,83 кубическим метрам.

Размеры бочек. Фото из открытых источников. Кстати, тот самый пресловутый баррель тут тоже есть.
Размеры бочек. Фото из открытых источников. Кстати, тот самый пресловутый баррель тут тоже есть.

Пошлины на вино в бочках, это одно. Но кроме пошлины, ещё взимались всякие портовые сборы. А как их высчитывать? По длине судна? По ширине? А если с того, сколько таких бочек может вместиться на судно? Так оно и началось. Вымерялось грузовое пространство судно, высчитывалось, сколько бочек можно впихнуть в это пространство, отсюда и начислялись сборы. Система обмеров пространств судна периодически менялась, но единица измерения оставалась прежней. Всё те же самые 100 кубических футов. Вот от этой бочки - TUN - и пошли слова тонна и тоннаж. Это всё очень кратко и очень упрощённо.

Сейчас, в современном мире, этот самый тоннаж применяют тоже для расчётов всевозможных сборов, от транзитов по каналам до портовых.

Что входит в понятие тоннажа?

Гросс тоннаж (GT), также может встретиться и такое - БРТ(BRT), валовая вместимость - это объём всех закрытых помещений на судне. Измеряется в регистровых тоннах, являющимися единицами объёма, а не веса. 1 рег.тонна = 2,83 куб.м, или 100 куб.футов. Не измеряют только междудонное пространство, балластные и топливные танки, эти помещения в GT не включаются.

Нетто тоннаж (NT), может быть и так НРТ(NRT), чистая вместимость. Это уже объём помещений используемых для коммерческих перевозок.

Деление на валовую вместимость и чистую пошло с времён появления пароходов. У пароходов больше помещений не используемых в коммерческих целях, чем на парусных судах. И при вычислении портовых сборов по валовой вместимости первые пароходы оказывались в невыгодном положении, приходилось платить больше. поэтому и сделали разделения на брутто и нетто тоннаж.

Схема, наглядно объясняющая. что такое GT и NT на примере балкера. Клеточками указан GT, все помещения балкера. Вертикальная штриховка - только помещения для коммерческого использования, здесь - грузовые трюмы.
Схема, наглядно объясняющая. что такое GT и NT на примере балкера. Клеточками указан GT, все помещения балкера. Вертикальная штриховка - только помещения для коммерческого использования, здесь - грузовые трюмы.

Снова повторю, всё вышеизложенное, это очень сжато и кратко. Если про каждый пункт писать обстоятельно и подробно, тут целую книгу написать можно, в одну статью всё не втиснешь.

А теперь ещё несколько пояснений, если вдруг кому то встретится непонятное и на первый взгляд не логичное.

================================================================

1. Если в где-то в тексте, особенно на английском языке, применительно к судам употребляется слово тоннаж, следует помнить, что автор текста имел в виду именно GT. Потому, что другой тоннаж будет иметь пояснение, какой именно, например, тоннаж по дедвейту. По умолчанию же - GT. Пример, цитата из статьи морского издания:

-3

2. Поскольку гросс тоннаж это мера объёма, то некоторые суда, особенно круизные лайнеры могут иметь очень большие цифры по валовой вместимости. Не следует путать цифры валовой вместимости и водоизмещение. Это очень распространённая ошибка.

И вот пример из Википедии по круизному лайнеру Allure of the Seas.

Поэтому критично относитесь к тем цифрам, которые могут выдать новостные, да и не только новостные, ресурсы. Поищите инфу сами, лучше всего на специализированных сайтах. К сожалению, некоторые сайты, обладающие наиболее полной информацией по флоту, платные. Но и бесплатных хватает.

3. Снова к танкеру и первой части ALMI TITAN.

4. Оплата за прохождение Суэцким и Панамским каналами тоже основана на нетто тоннаже. Но там несколько другой подход к измерению. На картинке выше видно различие между GT и Суэцким нетто тоннажем.