Часть 2.
Начало здесь - Водоизмещение, дедвейт, и гросс-тоннаж. Часть 1
А теперь о самом запутанном и непонятном для непосвящённых людей. А именно о валовой вместимости, брутто и нетто регистровых тоннах, валовом тоннаже. Короче, о гросс тоннаже.
Слово тонна и тоннаж вводит в заблуждение. Мы привыкли, что тонна, это единица измерения массы. Одна тонна, это одна тысяча килограмм, если речь идёт о метрической тонне. Есть ещё короткая тонна и длинная тонна, 907, 184 кг и 1016,047 кг соответственно. То, что тонна может выражать и объём, оно как-то и в голову не приходит. Не то слово для объёма, правда?
Так вот, регистровая тонна как раз выражает объём, а не массу. И корни этого явления, как говорится, уходят в глубь веков. В своё время одним из основных грузов торговых судов было вино. Вино перевозили в бочках. самая большая бочка называлась TUN, вмещала она 252 галлона, или, что более понятно для нас, 982 литра вина. А вот объём, занимаемый этой бочкой был равен 100 кубическим футам, или 2,83 кубическим метрам.
Пошлины на вино в бочках, это одно. Но кроме пошлины, ещё взимались всякие портовые сборы. А как их высчитывать? По длине судна? По ширине? А если с того, сколько таких бочек может вместиться на судно? Так оно и началось. Вымерялось грузовое пространство судно, высчитывалось, сколько бочек можно впихнуть в это пространство, отсюда и начислялись сборы. Система обмеров пространств судна периодически менялась, но единица измерения оставалась прежней. Всё те же самые 100 кубических футов. Вот от этой бочки - TUN - и пошли слова тонна и тоннаж. Это всё очень кратко и очень упрощённо.
Сейчас, в современном мире, этот самый тоннаж применяют тоже для расчётов всевозможных сборов, от транзитов по каналам до портовых.
Что входит в понятие тоннажа?
Гросс тоннаж (GT), также может встретиться и такое - БРТ(BRT), валовая вместимость - это объём всех закрытых помещений на судне. Измеряется в регистровых тоннах, являющимися единицами объёма, а не веса. 1 рег.тонна = 2,83 куб.м, или 100 куб.футов. Не измеряют только междудонное пространство, балластные и топливные танки, эти помещения в GT не включаются.
Нетто тоннаж (NT), может быть и так НРТ(NRT), чистая вместимость. Это уже объём помещений используемых для коммерческих перевозок.
Деление на валовую вместимость и чистую пошло с времён появления пароходов. У пароходов больше помещений не используемых в коммерческих целях, чем на парусных судах. И при вычислении портовых сборов по валовой вместимости первые пароходы оказывались в невыгодном положении, приходилось платить больше. поэтому и сделали разделения на брутто и нетто тоннаж.
Снова повторю, всё вышеизложенное, это очень сжато и кратко. Если про каждый пункт писать обстоятельно и подробно, тут целую книгу написать можно, в одну статью всё не втиснешь.
А теперь ещё несколько пояснений, если вдруг кому то встретится непонятное и на первый взгляд не логичное.
================================================================
1. Если в где-то в тексте, особенно на английском языке, применительно к судам употребляется слово тоннаж, следует помнить, что автор текста имел в виду именно GT. Потому, что другой тоннаж будет иметь пояснение, какой именно, например, тоннаж по дедвейту. По умолчанию же - GT. Пример, цитата из статьи морского издания:
2. Поскольку гросс тоннаж это мера объёма, то некоторые суда, особенно круизные лайнеры могут иметь очень большие цифры по валовой вместимости. Не следует путать цифры валовой вместимости и водоизмещение. Это очень распространённая ошибка.
И вот пример из Википедии по круизному лайнеру Allure of the Seas.
Поэтому критично относитесь к тем цифрам, которые могут выдать новостные, да и не только новостные, ресурсы. Поищите инфу сами, лучше всего на специализированных сайтах. К сожалению, некоторые сайты, обладающие наиболее полной информацией по флоту, платные. Но и бесплатных хватает.
3. Снова к танкеру и первой части ALMI TITAN.
4. Оплата за прохождение Суэцким и Панамским каналами тоже основана на нетто тоннаже. Но там несколько другой подход к измерению. На картинке выше видно различие между GT и Суэцким нетто тоннажем.