Друзья, ранее я уже вам показывал хранящиеся в Государственном музее керамики в Кусково предметы кукольного фарфорового сервиза с рисунками Евгения Чарушина 1937 года. Теперь же я вам хочу показать актуальную журнальную публикацию, сообщающую о важном государственном заказе на детскую и игрушечную посуду. Взгляните!
Об игрушечной посуде // Игрушка, 1937. №6-7. – С. 7–8.
Успех игрушки в значительной мере определяется тем материалом, из которого она сделана. Развиваясь, ребёнок начинает предъявлять в этом отношении определённые требования. Он уже не довольствуется глиняной фигуркой зверя или деревянной посудой; он требует, чтобы его игрушки возможно больше походили на настоящих животных и на настоящие вещи. Ему нужен плюшевый мишка и фарфоровая чашечка.
К сожалению, «настоящая» игрушечная посуда у нас ещё мало распространена. Обычно довольствуются более дешёвыми материалами: деревом, жестью, глиной. У деревянной и жестяной посуды есть несомненные преимущества: она, прежде всего, не бьётся. Но зато деревянная посуда плохо приспособлена для того, чтобы в неё наливать воду. Глина хороша только для кухонной посуды; для столовой же и чайной она слишком груба, да и к тому же недостаточно прочна. Но главная беда в другом. Глина так же, как дерево и жесть, не обладают блестящей плотной поверхностью и красочностью настоящей фарфоровой и фаянсовой посуды, из которой приятно не только пить и есть, но которую так приятно и помыть.
Советская фарфоро-фаянсовая промышленность ограничивается выпуском почти исключительно специальной детской посуды: детских тарелочек, мелких и глубоких, чашек, кружек (последних особенно много). Обычно они украшаются специальными «детскими» рисунками.
Но вся эта посуда предназначена непосредственно для ребёнка в домашнем быту. Играть ею, конечно, нельзя; для этого она слишком велика.
Для игры же ребёнку нужна посуда меньших размеров. И, при этом, не только отделённые предметы – чашки, кружки, тарелки, но обязательно и целые сервизы как чайные, так и столовые. Эта подлинно «игрушечная» посуда должна быть такой, чтобы из неё можно было пить и есть. Конечно в малых дозах, не для того, чтобы насытиться, а только играючи. Нужна и другая, совсем миниатюрная посуда, соответствующая по размерам обычным кукольным масштабам. Такая посуда, чтобы она входила в ансамбль кукольных хозяйств, т. е. подходила к кукольным столам, шкафам и т. п.
Подобного рода игрушечную и далее кукольную посуду фарфоровые заводы выпускали ещё в давние времена, но в весьма скудном количестве.
В Историческом музее в Москве, в Музее игрушки в Загорске, в Музее керамики в Кускове, в Русском музее в Ленинграде имеются прекрасные образцы высокохудожественных игрушечных и кукольных сервизов не только XIX, но и XVIII века.
Появляющаяся сейчас у нас на рынке игрушечная и кукольная фарфоровая и фаянсовая посуда ни в какой мере не может удовлетворить потребителя ни по количеству, ни по ассортименту. Всё это только чайная посуда. Совершенно нет столовой, не только сервиза, но далее отдельных тарелок. Неудовлетворительны и существующие формы посуды.
В качестве игрушечной чайной посуды обычно используются маленькие чашечки и кружечки с блюдечками, вырабатываемые специально для экспорта на Восток и предназначенные для чёрного кофе.
Есть и миниатюрные кукольные сервизы, выпускаемые по старым формам, выработанным для массового производства ещё в царские времена на фабриках Кузнецова. Посуда эта мало изящна и очень однообразна: тулово чайника в нём то же, что у сахарницы; молочник непомерно мал и т.д.
На Дулёвском фарфоровом заводе сейчас сделана попытка создать новую форму детского чайного сервиза, несколько отличную от обычных форм чайной посуды. Но она оказывается тяжеловесной и по существу мало оправдана. К тому же размер нового сервиза не продуман; он несколько велик, чтобы служить для игры, и в то же время мал, чтобы ребёнок мог из него как следует напиться чаю.
Нам представляется, что самая работа по созданию каких-то особых новых форм игрушечной и кукольной посуды не имеет смысла. Ребёнку для игры нужна лишь посуда меньших размеров, но никак не особой формы.
Думается, что он будет больше доволен, если его посуда будет по форме (только по форме, но не по украшающему её рисунку) точно такая же как и «взаправдашная», – как та, которая стоит у мамы в буфете.
Поэтому в отношении форм игрушечной и кукольной посуды можно ограничиться лишь следующими требованиями: 1) точно выработанный размер, соответствующий заданиям игры, 2) выдержанность пропорции между отдельными предметами, 3) соответствие посуде взрослых, вернее, – её лучшим и наиболее художественным образцам.
Иначе должен стоять вопрос о требованиях, предъявляемых к рисункам на посуде. Здесь необходимы яркие привлекательные краски. Предпочтительны при этом не просто узоры и цветы, а какие-нибудь занимательные изображения, отвечающие интересам ребёнка.
Рисунки должны соответствовать размерам посуды. Лепить, например, на игрушечную кружку, как это практикуется иногда на заводах, «деколь» (переводная картинка), хотя бы и изображающую детский сюжет, но предназначенную для большой кружки, ни в коем случае нельзя. Как например удачного разрешения рисунка для игрушечных чашек можно указать на работы И. Ризнича на фарфоровом заводе им. Ломоносова. Рисунки эти не только забавны и интересны для ребёнка, но хорошо вяжутся с круглой формой чашки и блюдца и легко могут быть воспроизведены при помощи деколи.
Не плохо выглядят также рисунки Е. Чарушина на кукольном сервизе, выпущенном фарфоровым заводом «Пролетарий».
Жаль только, что они даны в одном лишь чёрном цвете и механически, без всякой переработки, повторяют книжные иллюстрации.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив