Для турков воскресенье - день счастья. Потому что именно в этот день можно провести время с семьей. А это они любят больше всего на свете. Сколько бы турок на побережье ни держал хвост пистолетом, делая эффектные селфи на фоне прибоя и бодро заговаривая с иностранками на всех известных ему (по три фразы) языках, он это делает не с целью самоутвердиться. А в идеале - получить возможность каждое воскресенье с супругой и, если получится, с детками выйти на берег моря, в парк, на городскую лужайку - да хоть куда. Разложить там разную снедь и начать долго совместно питаться.
Почему в воскресенье? Очень просто. Большинство турков работает шесть дней, включая и владельцев собственных бизнесов. В воскресенье, если семья имеется - то все вместе на поздний завтрак: по два батона на человека, с кучей продуктов для макания туда хлеба или намазывания. Аджика (это слово означает "острое"), мед, белый сыр - мягкий, иногда рассыпной. Оливки, разумеется. Варенье. Каймак - густые сливки. Не путать с йогуртом! Его положено есть вечером, он поможет переварить мясо. Яйца вареные с оливковым маслом и перцем. Омлет с колбасой или картошкой. В общем, уж наедаться - так наедаться.
И иногда вместе с этим поздним завтраком, а иногда - отдельно от него в ход идет чай из самовара.
Удивительно, но наше слово "самовар" - логичное такое, сам варит, да? - из языка фарси. Там оно называется "самевар", Я видела это слово, например, живя в Голландии. А турки взяли его из соседнего Ирана.
У многих уважающих себя турков есть переносные самовары. Домашние самовары - двухэтажные чайники - это отдельная тема. Без этого атрибута уже как-то очень странно существовать. Приезжая в Россию, ищу второй этаж, заварочный чайник, пока не осознаю, что его нет, что он отдельно стоит на столе. Чай в двухэтажном получается однозначно вкуснее. Впрочем, для любителей пакетного чая, наверное, без разницы.
Вдоль побережья Алании от центра до Каргыджака то и дело встречаются специальный парки отдыха - "динленмек паркЫ". Там стоят деревянные беседки с лавками по кругу. Как раз подходит для самовара и семьи вокруг.
Впрочем, иногда это не вся семья, а пара: дама в платочке и юбке либо штанах темного колера с мелким узорчиком. Это у них любимое. Некоторые современно одеваются, но все равно - все, кроме поколения до 30, норовят в темное, закрытое. Образованные, столичные могут и без платочков. И мужчина - чаще всего в джинсах или костюмных брюках, обязательно с телефоном, увлеченно листающий Инсту. Бывает - несколько мужчин, а иногда - женская компания, они вместе вяжут, курят и всячески наслаждаются.
К чаю полагаются орехи и прочий "куруйемиш" - сухофрукты, а главное, конечно, семечки! Если вы полагаете, что чемпионы по семечкам - это наши бабушки сельские, то глубоко ошибаетесь. Турки умудряются грызть семечки не только в воскресных беседках и на собственных балконах, но и в автобусах, а также в учреждениях. Незабываемая картина у меня перед глазами: из дверей элитного агентства недвижимости выходит троица турков, одна дама и двое мужчин. В элегантных костюмах. Дама на каблуках. Разговаривают и энергично работают челюстями, сплевывая в кулак. Семечки! Даешь!
Семечки покупаются огромными мешками. Едят нынче и чипсы, особенно, дети и юношество. Но им далеко до семечек! Черные и белые. С солью и без. Тыквенные, конечно, тоже. Ну, и за компанию - жареные кукурузные зерна в соленом соусе. Редкая вкуснятина, скажу я вам, чипсы точно проигрывают. И дешево, к тому же. И еще - каленые зерна нута и гороха. Турки не обделяют себя по части белков и жиров, молодцы.
И эта "зараза" страшно затягивает. Можно вести неспешную беседу на психологические темы и при этом - грызть, грызть, словно белка. Или хомяк.
Самоварами воскресный отдых не ограничивается. Например, на пляже то и дело попадаются кучки турков с шашлыками. Их так никто не называет, разумеется. Это слово не турецкой. Турки говорят "мангал". Они собирают хворост и разжигают костер среди песка и гальки. Ставят мангал и жарят, в основном, куриные крылышки и другие небольшие части тушек. А еще очень популярно запечь рыбу. Порой ее предварительно вылавливают прямо тут же.
К рыбе традиционно подается местный алкоголь - ракы. Это часть турецкой культуры, вместе с городским песенным фольклором "тюркЮ". И листьями крупной свежей рукколы. Рыба считается хорошей закуской. Конечно, большинство турков пьет и водку, и виски, и пиво, и вино. Кроме очень ортодоксальных мусульман. Есть города, где не подают алкоголь вообще, кроме отелей, туристам. Но, конечно, в тех местах, где есть иностранцы, есть и пьющие турки. Впрочем, у них не принято допиваться до положения риз. Опять же, параллельно пьется шалгам, о котором я писала ранее. А он нейтрализует алкоголь и улучшает пищеварение.
Какое-то время назад на пляже я обнаружила два семейства зажиточных городских турков. Они были в современной одежде, у одного из мужчин была японская прически. Две пары лет пятидесяти и их взрослые дети. Одна семья привела на море померанского шпица. А другая - двух шотландских кошек в прозрачной переноске. Безухих, славных таких. Хозяин открыл переноску. Шпиц рванул общаться. Ужасу котов не было предела. В конце концов, один остался лежать, вжавшись в песок. А другой - забрался хозяину на голову и оттуда гордо взирал на группу остальных, выстроившихся для коллективного фото.
Конец февраля. Бурная весна. Самоварное воскресенье. Сгрудившиеся возле костров турки, видимо, соединяются таким образом со своими родовыми традициями степных кочевников. Песок вдоль моря повсеместно исчерчен сердечками с буквами. Любовь...