В британской прессе проскочила новость о том, что Нирмал Сетия (Nirmal Sethia) — владелец очень приметной чайной компании Newby Teas — инициировал исследование чая, представленного на рынке Великобритании, на предмет содержания в нем фтора. Тут надо сразу, конечно, отметить, что термин «фтор» в данном случае является получившим массовое распространение упрощением. Речь, естественно, идет о фторидах — соединениях фтора. И недостаток, и избыток которых не особенно приятен для человеческого организма. Дефицит фтора — ну, в смысле, фторидов — это кариес. Поэтому в тех местах, где фтора людям не хватает, фторируют воду и чистят зубы зубной пастой с фтором. Избыток фтора — ну то есть опять фторидов — это флюороз, тоже ничего хорошего. Чай является одним из основных «доставщиков» фтора в организм — так что в тех местах, где его пьют как не в себя и где с другими источниками фтора тоже все хорошо — например, в некоторых регионах Индии — существуют реальные проблемы с этим самым флюорозом.
Тема дефицита и избытка фтора постоянно находится на слуху и обладает замечательным маркетинговым потенциалом. И кариес, и потемневшая зубная эмаль с размягчением твердых тканей — это крайне неприятные проблемы и отличные пугалки. Так что исследование рыночного чая на предмет содержания в нем фтора с рекламной точки зрения безупречно.
По результатам исследования 111 образцов чая выяснилось, что после его заваривания содержание фтора в большинстве настоев не превышало 2 миллиграмм на литр. Безопасным в Великобритании считается содержание фтора на уровне 1,5 миллиграмма на литр, опасным — 3-4 миллиграмма на литр. Ну то есть большая часть исследованного британского чая не то чтобы совсем безопасна, но типа того. Хотя, конечно, попадались и огорчительные чаи — в настое одного Эрл Грея было обнаружено аж 5 миллиграммов фтора на литр. На пачке такого чая впору рисовать желтые зубы, как на сигаретах.
Короче говоря, Нирмал Сетия сказал, что чайные компании нифига про фтор не рассказывают, призвал всех к большей прозрачности и объявил, что его компания гордится низким уровнем фтора в своей продукции. Почему бы и нет.
Но я за эту историю зацепился не из-за фтора — его чайная специфика давно и хорошо известна. А для того, чтобы в очередной раз напомнить про The Chitra Collection — замечательную коллекцию дорогой чайной утвари, которую Нирмал Сетия начал собирать в 2011 году и в которой сейчас около 2000 экспонатов. Прелесть этой коллекции не только в том, что она есть. А в том, что она неплохо каталогизирована и при ее просмотре можно задать страновой фильтр. И обнаружить, например, 63 предмета старинной чайной утвари, связанных с Россией.
Русская часть The Chitra Collection великолепна. Во-первых, потому что категорически ломает представление о традиционной русской чайной эстетике как об эстетике простой и лубочной. И является отличным вещественным доказательством того, что русская чайная эстетика сложна и эклектична. Даже в тех 63 предметах, что собраны в The Chitra Collection можно найти отсылки ко всему, чему душе угодно. К плетенкам из берестяной ленты, русским традиционным художественным промыслам, имперской напыщенности, чистоте простых линий, европейском фарфору XVIII века, китайской чайной утвари, архитектуре новгородских церквей, русской живописи конца XIX века, эмалям на окладах икон… От эмалей на чайницах я вообще в просветленную тоску впал…
Во-вторых, в русской части коллекции есть один самовар. Изготовленный в самом начале XX века по заказу неизвестного представителя русской еврейской общины в Мексике. Красивый такой самовар, с херувимчиками. И с головой мальчика в ермолке на кранике… Мексиканский русский еврейский самовар пока является безусловным лидером в моем личном рейтинге самоваров. Хотя есть в этом личном рейтинге и другие достойные экспонаты.