Найти тему
АиФ Воронеж

На столб за солнцем. Как наши предки праздновали Масленицу?

Оглавление
   На столб за солнцем. Как наши предки праздновали Масленицу?
На столб за солнцем. Как наши предки праздновали Масленицу?

В трудное время особенно нужны древние мудрые праздники. Сейчас в разгаре – Масленица, а значит, пора навестить родственников, пригласить в гости друзей и соседей. О том, как встретить весну по-русски, рассказал историк Николай Сапелкин.

То праздник, то пост

Юрий Голубь, vrn.aif.ru: - Николай Сергеевич, меняются времена, а масленичные традиции всё ещё живы. Так что это за праздник и как он появился?

- Русские традиции бессметны, русские праздники – шумные, разгульные, и Масленица – в их числе. Но если раньше люди сами участвовали в праздновании, то сегодня мы стали зрителями, а праздник в наших сёлах и городах проводят работники культуры.

О том, какой была Масленица в старину, можно лишь догадываться. Наши предки были солнцепоклонниками и чтили циклы этого светила. Летнее солнцестояние было праздником Ивана Купалы, с зимнего – начинались святки, а к весеннему равноденствию была приурочена Масленица.

Как и во всех земледельческих культурах Евразии, праздники чередовались с постами: важно было отдохнуть, чтобы не надорваться, а затем ограничить себя, чтобы не впасть в бытовое разложение.

Изначально Масленицу праздновали аж две недели. Разумеется, примерно: от ближайшего ко дню весеннего равноденствия полнолуния до праздника Жаворонки, который в нашей местности отмечается 23 марта.

- А правда ли, что Масленица была празднованием Нового года? Ведь у наших предков он начинался как раз с наступлением весны.

- Изначально все солнечные праздники у нас были равнозначны. Поэтому в разные периоды нашей истории Новый год праздновали в марте, в сентябре или в середине зимы, как сейчас. Только летом это делать нелогично, поскольку разрывается цикл сельскохозяйственных работ.

В марте Новый год отмечали с X по XV века – от принятия христианства до царствования великого князя Ивана III, который перенёс празднование на сентябрь вслед за византийской церковной традицией.

Но в конце зимы всегда начинался новый сельскохозяйственный год. С этим связан праздник Починки – на следующий день после Сретения, когда, по народным представлениям, зима с весной встречались. Нужно было отремонтировать телегу, конскую сбрую, пересыпать – подготовить к посеву – зерно.

Но откуда взялось само слово «масленица»? К концу марта стельные коровы уходили в запуск – их переставали доить, и крестьянки освобождались от значительной доли ежедневного труда. Можно было заняться накопленным маслом: зимой оно не портилось, но к началу весенне-полевых работ его нужно было перетопить, положить в горшочки, пересыпать солью и поставить в погреб.

«Млин» горелый

- Масленица начинается с первого блина, а он, как известно, - комом. Откуда пошла эта поговорка?

- Бытует маргинальная точка зрения, что на Руси комом называли медведя. Конечно, это вздор. Блин комом от того, что сковорода не прогрелась или тесто слишком жидкое.

Церковь долго боролась с языческими праздниками, победить не смогла, но включила в календарь и придала им новое содержание. Так произошло и с Масленицей: её «пристегнули» к Великому посту и сократили до девяти дней - с Родительской субботы до Прощёного воскресенья.

Но ещё в начале XX века в разных регионах России, и в том числе в Воронежской губернии, праздник кое-где начинался в пятницу. Дело в том, что пятница была выходным для женщин: в этот день, посвящённый языческой богине Макоши, не пряли, не ткали, не шили, не вышивали.

- Если все были не зрителями, а участниками праздника, значит, требовалось распределить роли. Чем же занимались наши предки в эти дни?

- Основной смысл праздника заключался в том, чтобы навестить родных и познакомиться с будущими родственниками. Вопрос замужества дочери и поиска хорошей хозяйки для сына был актуален всегда.

Но всё начиналось с поминовения усопших. Малая Масленица, которая продолжалась с пятницу по воскресенье была посвящена именно этому.

Отсюда и вопрос – что такое блин? Символ солнца или поминальная пища? Например, Академик Рыбаков говорил о солярном знаке. Но ведь нужно иметь в виду, что блины были не жёлтыми и яркими, как нынешние блинчики, а тёмными – ржаными и подгоревшими. Их не жарили на сковородке, а запекали в печке. Так что с солнцем их роднила только круглая форма.

Блин – самый древний продукт из муки. И его название происходит от слова «млин», которое как раз и означало перемолотое зерно.

Смерть человека связана со многими хлопотами, времени на всё не хватает. Хлеб в печи нужно готовить целые сутки, а блины – всего час. Вот они и стали атрибутом поминок. Так же как позднее курица. Ведь если человек умер летом, забить корову или свинью не получится – мясо испортится. А курица маленькая и всегда под боком.

Кроме блинов, на Масленицу ели и мясные блюда – доедали всё, что осталось от забитой на зиму скотины. И только сало с солониной запасали для весенне-полевых работ.

В поминальные дни за столом всегда оставляли место для усопших и кликали их разделить трапезу, которую потом не убирали: чтобы покойники и ночью могли прийти полакомиться.

В гости и на прогулку

- И как всё это уживалось с христианским представлением о мире?

- На протяжении веков церковная и народная традиции приспосабливались друг к другу. Малую Масленицу сменяла Узкая, которая продолжалась с понедельника по среду. В эти дни строили рели – качели, - балаганы, делали чучела. И эта развлекательная культура воспринималась властями и церковными иерархами как антихристианская.

Из песни слова не выкинешь: из жизнеописания святителя Митрофана Воронежского мы знаем, что в бытность епископом он требовал от воевод отправлять стрельцов рубить качели и сжигать гусли.

Но со временем страсти утихли. Солнечные символы остались во всех народных праздниках. Если для Святок характерно «восходящее солнце» - колесо на шесте, то на Масленицу оно уже высоко – на оглобле или на столбе с подарками. На Купалу, когда день начинает сокращаться, «солнечные» колёса поджигали и пускали вниз с горы.

Удалось отстоять и Кулачки – в Воронежской области они фиксировались вплоть до 60-х годов прошлого века, с ними уже боролась не церковь, а милиция.

Понедельник – Встреча, в этот день было принято приходить в гости к сватам. Вторник был посвящён молодёжным гуляниям и катаниям на санях. Парни присматривали себе невест. В Среду-лакомку нужно с блинами ходить по соседям.

Время с четверга по пятницу – Широкая Масленица. Четверг – Разгуляй: в этот день кликали весну, ставили столбы с подарками. Залезая на них, мужчины, как и на Кулачках, показывали силу и удаль.

В пятницу – на Вечёрки – делали ответные визиты к родственникам, которые приходили в понедельник и среду. Традиция Прощёного воскресенья хорошо известна и сегодня.

Ещё четыре дня шли Тужилки по Масленице. На них как раз приходились Кулачки. Кроме того, в эти дни полоскали рот водкой – чтобы во рту ничего скоромного не осталось. Это же помогало бойцам снизить болевой порог. А после обязательно ходили в баню, чтобы смыть кровь, прогреть синяки и шишки. Родители отпускали взрослых детей на прогулку с друзьями и подругами.

И, конечно, с Масленицей связаны Жаворонки, когда пекли «жаворонков», приветствуя возвращавшихся с юга птиц.

Еда
6,93 млн интересуются