Найти в Дзене
Петр Власов

Определитель модификаций «Летающей Лопаты» Не.111. (01): «Длинноносые»

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Самолет Не.111 создавался «с двойным прицелом». Заказанный авиафирмой «Люфтганза» как скоростной коммерческий самолет на 10 пассажиров, он разрабатывался инженерами одновременно и как возможный бомбардировщик - ведь руководство фирмы «Хейнкель» опасалось, что стоимость контракта с «Люфтганзой» вряд ли окупит расходы на разработку и постройку самолета. Эта предусмотрительность оказалась вовсе не лишней: «Люфтганза», посчитав машину нерентабельной, закупила всего 15 самолетов. А вот военным вариант бомбардировщика, способный даже при выходе из строя одного из двигателей на втором долететь до места назначения, понравился. И в результате фирма произвела для Люфтваффе около 7.300 Не.111 (да кроме того в Испании по лицензии было изготовлено еще 236 таких самолетов).

-2

Успешное применение Не.111 в гражданской войне в Испании способствовало поднятию престижа Германии и ее Люфтваффе на международной арене. А во время Второй мировой Не.111 стал одним из самых знаменитых бомбардировщиков этой грандиозной войны. Несмотря на быстрое устаревание в условиях лавинообразного совершенствования авиатехники, надежный Не.111, тем не менее, прошел всю войну до самого конца, длительное время оставаясь (наряду с Ju.88) основным бомбардировщиком Люфтваффе. Среди немцев этот самолет за характерную форму крыльев получил прозвище «Fliegende Schaufel» («Летающая лопата»). А в ходе Второй мировой у него появилось еще одно прозвище: «Madchen fur alles» («Девочка для всего») – этим названием летчики подчеркивали, что самолет может использоваться для решения самых разнообразных задач…

P.S.: описанные в этой статье «Хейнкели» первого поколения участвовали в боевых действиях как бомбардировщики лишь в гражданской войне в Испании и в первые месяцы Второй мировой войны – от нападения на Польшу до вторжения во Францию. Уже к «Битве за Англию» они были полностью вытеснены из боевых частей самолетами второго поколения. Однако, переведенные в транспортно-десантную авиацию, «длинноносые» исполняли роль «снабженцев» и буксировщиков планеров еще долго – известны случаи их применения даже в 1943 г.

САМОЛЕТЫ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ – «ДЛИННОНОСЫЕ»

Предсерийный Не.111A

-3

В начале 1936 г. для войсковых испытаний было изготовлено 10 предсерийных Не.111А-0. От гражданской версии бомбардировщик Не.111A отличался удлиненным до 17,5 м фюзеляжем с более полным остеклением носовой части. Двигатели на нем стояли те же – «гражданские» BMW.VI 6,0Z взлетной мощностью 660 л.с.; они имели трехлопастные винты изменяемого шага. Оборонительное вооружение – 3х7,9-мм пулемета MG.15: в носовой части, на верху фюзеляжа и в выдвижной нижней «корзине». Максимальная бомбовая нагрузка – 1.000 кг. Однако выяснилось, что возросший у бомбардировщика до 8.225 кг взлетный вес оказался «не под силу» мощностям установленных моторов. В результате военные «предсерийники» потеряли скорость (с 350 км/ч у гражданских до 307 у военных), а так же стали медленно реагировать на движение рулей. Поэтому все 10 Не.111А-0 были проданы Китаю и отправлены в «Поднебесную» (после того, как с них сняли стандартное для Люфтваффе оборудование).

Модификация Не.111B

-4

Неудача с предсерийным Не.111А не стала для фирмы «Хейнкель» неожиданностью: в 1935 г., когда самолет разрабатывался, Германия еще не имела надежного мощного двигателя жидкостного охлаждения, пригодного для установки на бомбардировщик. Поэтому фирма просто дожидалась начала выпуска нового, только что запущенного в производство мотора «Даймлер-Бенц» DB.600 мощностью 880 л.с. И как только эти двигатели появились, их установили на уже заранее изготовленные планеры от Не.111А. Так что первая серийная версия Не.111В отличалась от предсерийников Не.111А-0 только другими моторами. Но эти двигатели преобразили машину, и самолет продемонстрировал лучшие на тот момент летные данные в своем классе. Хотя взлетный вес «Хейнкеля» вновь возрос (до 8.600 кг), его скорость даже с полной боевой нагрузкой поднялась до 338 км/ч. Правда, опытная партия Не.111В-0 проявила на некоторых режимах полета определенную неэффективность элеронов. Но этот недостаток был быстро устранен перекомпоновкой оборудования, и версия Не.111В-1 тут же пошла в серийное производство.

-5

Уже в декабре 1936 эти самолеты начали поступать в войска, а в феврале 1937 партия из 30 бомбардировщиков Не.111В-1 прибыла в Испанию - для испытаний в реальных боевых условиях.

На фронте «Хейнкели» действовали с большим успехом - высокая скорость позволяла уходить почти от всех республиканских истребителей. Боевая эксплуатация показала, что при полете на минимальную дальность бомбовую нагрузку Не.111В-1 можно увеличивать до 1.500 кг. А относительная слабость оборонительного вооружения, состоявшего всего из трех пулеметов, пока замечена не была – из-за редких атак истребителей противника. Зато выявилось, что нижняя «корзина» стрелка создает очень сильное сопротивление и заметно тормозит скорость полета; поэтому ее выдвигали лишь над вражеской территорией, или даже только при появлении истребителей противника.

-6

С мая 1937 в серию пошел Не.111B-2, отличавшийся двигателями DB.600CG повышенной мощности (950 л.с. на взлете). Неэффективность системы охлаждения на Не.111В-1 заставила установить на B-2 увеличенные радиаторы под двигателями. Едва He.111B-2 появились в войсках, как часть самолетов этой модификации так же была отправлена в Испанию. Всего было выпущено 419 бомбардировщиков модификации Не.111В.

ТТХ Не.111B-2: Двигатели: 2х950 л.с. Максимальная скорость: 370 км/ч на высоте 4.000 м. Дальность полета: с 800 кг бомб — 1.065 км. Потолок: 7.000 м. Вооружение: 3х7,9-мм пулемета MG.15. Максимальная бомбовая нагрузка — 1.500 кг, нормальная — 800 кг. Экипаж 4 человека

Серии Не.111С и Не.111G

-7

Параллельно с разработкой бомбардировочных версий Не.111 велись работы над гражданским коммерческим вариантом этого самолета, вылившиеся в серию из 10 пассажирских Не.111С. Но тут «Люфтганза» пришла к выводу, что Не.111 слишком дорог и неэкономичен для работы на авиалиниях, и ограничилась покупкой всего 6 самолетов. Тогда фирма «Хейнкель» в стремлении удешевить машину заменила выгодное с точки зрения аэродинамики, но сложное в производстве эллиптическое крыло более простым - с прямыми кромками. Но и эта серия Не.111G была произведена всего в 9 экземплярах (причем в 5 версиях – с разными моторами); «Люфтганза» же «со скрипом» приняла из них только 8 машин. А в 1939 в связи с началом войны большинство пассажирских «Хейнкелей» Люфтваффе конфисковали у «Люфтганзы» для использования в качестве транспортных…

Модификации Не.111D и Не.111Е

-8

В начале 1937 г конструкторы «Хейнкеля» для повышения летных данных и эффективности своего бомбардировщика создали версию Не.111D путем сглаживания форм капотов двигательной установки, переработки систем радиаторов и выхлопных патрубков. В результате скорость машины «подскочила» до 410 км/ч. Однако серия ограничилась выпуском всего 10 (по другим сведениям 30) самолетов: внезапно возникла проблема с поставками моторов DB.600: в связи с началом перевооружения Люфтваффе они теперь передавались в первую очередь истребителям «Мессершмитт» Bf.109 и Bf.110. Выходом из создавшейся ситуации стала установка на «Хейнкель» двигателя «Юнкерса» — 12-цилиндрового Jumo.211 (типа перевернутой V). Так в январе 1938 появилась серия Не.111Е-1 с мотором Jumo.211А-1 взлетной мощностью 1.000 л.с., переделанная из Не.111D. Максимальная бомбовая нагрузка этой версии увеличилась до 1.700 кг, а взлетный вес - до 10.300 кг; оборонительное вооружение не изменилось.

-9

В марте 1938 первые 45 Не.111Е-1 прибыли в Испанию, где они полностью повторили успех предыдущей модели. Но сравнительно слабое противодействие республиканских истребителей, с которым столкнулись Не.111 в Испании, стало причиной того, что немецкое командование решило, будто трех пулеметов бомбардировщикам вполне достаточно для выполнения своих задач - даже без истребительного прикрытия. Лишь через 2 года в боях над Британией это заблуждение было жесточайшим образом рассеяно…

По опыту боевого применения в оборудование Не.111E вносились изменения, которые привели к выпуску пяти серий этой модификации; самой массовой из них стала серия Е-3. Она, как и ее предшественники, несла все бомбы на внутренней подвеске; а вот пошедшая за «тройкой» малая серия Е-4 получила дополнительные подфюзеляжные держатели с электросбросом, увеличившие бомбовую нагрузку до 2.000 кг (взлетный вес возрос до 10.600 кг). Последняя (тоже небольшая) серия Е-5 оборудовалась дополнительными внутрифюзеляжными топливными баками общей емкостью 830 л. Всего было выпущено 220 бомбардировщиков модификации Не.111Е.

ТТХ Не.111E-3: Двигатели: 2х1.010 л.с. (Jumo.211А-1). Максимальная скорость: 418 км/ч на высоте 4.000 м. Дальность полета с полной нагрузкой бомб — 1.500 км. Потолок: 7.000 м. Вооружение: 3х7,9-мм пулемета MG.15. Максимальная бомбовая нагрузка — 1.700 кг. Экипаж 4 человека

Модификации Не.111F и Не.111J

-10

Принятое на пассажирской версии Не.111G упрощенное крыло с прямыми кромками, более технологичное и дешевое в производстве, чем эллиптическое, но сохранявшее при этом те же несущие качества и воздушное сопротивление, буквально «напрашивалось» на проверку его применения и на военном самолете. И на рубеже 1937/1938 гг. фирма «Хейнкель» разработала новую модификацию бомбардировщика Не.111F, представлявшую собой фюзеляж Не.111В, оснащенный крылом от гражданского Не.111G с двигателями Jumo.211А-3 взлетной мощностью 1.100 л.с. Этот самолет получил дополнительные баки по образцу Не.111Е-5, что довело дальность полета до 1.800 км, Самолет позиционировался как экспортный, и был представлен на международный рынок. Он тут же заинтересовал турецкое правительство, и Турция заказала изготовление 24 бомбардировщиков серии Не.111F-1 (поставка была завершена к концу 1938 г.). Производство этого самолета для Германии изначально не предполагалось, но весной 1938 Люфтваффе закупили у формы 40 бомбардировщиков серии Не.111F-4, оснащенных подфюзеляжными держателями, позволившими поднимать до 2.000 кг бомб.

-11

Параллельно с выпуском Не.111F-4 фирма по заказу Люфтваффе приступила к производству версии Не.111J – того же Не.111F-4 с «гражданским» прямым крылом, но оснащенного другими моторами - DB.600Gа (к лету 1938 ситуация с задержкой поставок «Хейнкелю» двигателей «Даймлер-Бенц» разрядилась). Модификация Не.111J предназначалась на роль морского торпедоносца, поэтому она не имела внутренней подвески бомб, а оборудовалась только двумя подфюзеляжными держателями торпед. Но затем планы Люфтваффе изменились, и уже готовые первые машины вернулись на завод для оборудования в них бомбоотсеков. Это задержало выпуск, и в результате воинские части получили лишь 90 Не.111J-1, прежде, чем на сборочных линиях эту версию сменила новая, значительно измененная модификация – Не.111Р. Но о ней – в следующей статье…

-12

ТТХ Не.111J-1: Двигатели: 2х1.050 л.с. (DB.600Gа). Максимальная скорость: 415 км/ч на высоте 5.000 м. Дальность полета с полной нагрузкой бомб — 1.820 км. Потолок: 7.000 м. Вооружение: 3х7,9-мм пулемета MG.15. Максимальная бомбовая нагрузка — 2.000 кг. Экипаж 4 человека

ПРОДОЛЖЕНИЕ:

Определитель модификаций «Летающей Лопаты» Не.111 (02): «Косоносые»

Определитель модификаций «Летающей Лопаты» Не.111 (03): от «Косоносых» к «Сиамским близнецам»

Асы «Летающей Лопаты» (бомбардировщика Не.111)

Список других статей по теме «Определители модификаций самолетов – в помощь моделистам» находится здесь: https://dzen.ru/a/Y232242guQGIAwtA

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.