Самолет Не.111 создавался «с двойным прицелом». Заказанный авиафирмой «Люфтганза» как скоростной коммерческий самолет на 10 пассажиров, он разрабатывался инженерами одновременно и как возможный бомбардировщик - ведь руководство фирмы «Хейнкель» опасалось, что стоимость контракта с «Люфтганзой» вряд ли окупит расходы на разработку и постройку самолета. Эта предусмотрительность оказалась вовсе не лишней: «Люфтганза», посчитав машину нерентабельной, закупила всего 15 самолетов. А вот военным вариант бомбардировщика, способный даже при выходе из строя одного из двигателей на втором долететь до места назначения, понравился. И в результате фирма произвела для Люфтваффе около 7.300 Не.111 (да кроме того в Испании по лицензии было изготовлено еще 236 таких самолетов).
Успешное применение Не.111 в гражданской войне в Испании способствовало поднятию престижа Германии и ее Люфтваффе на международной арене. А во время Второй мировой Не.111 стал одним из самых знаменитых бомбардировщиков этой грандиозной войны. Несмотря на быстрое устаревание в условиях лавинообразного совершенствования авиатехники, надежный Не.111, тем не менее, прошел всю войну до самого конца, длительное время оставаясь (наряду с Ju.88) основным бомбардировщиком Люфтваффе. Среди немцев этот самолет за характерную форму крыльев получил прозвище «Fliegende Schaufel» («Летающая лопата»). А в ходе Второй мировой у него появилось еще одно прозвище: «Madchen fur alles» («Девочка для всего») – этим названием летчики подчеркивали, что самолет может использоваться для решения самых разнообразных задач…
P.S.: описанные в этой статье «Хейнкели» первого поколения участвовали в боевых действиях как бомбардировщики лишь в гражданской войне в Испании и в первые месяцы Второй мировой войны – от нападения на Польшу до вторжения во Францию. Уже к «Битве за Англию» они были полностью вытеснены из боевых частей самолетами второго поколения. Однако, переведенные в транспортно-десантную авиацию, «длинноносые» исполняли роль «снабженцев» и буксировщиков планеров еще долго – известны случаи их применения даже в 1943 г.
САМОЛЕТЫ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ – «ДЛИННОНОСЫЕ»
Предсерийный Не.111A
В начале 1936 г. для войсковых испытаний было изготовлено 10 предсерийных Не.111А-0. От гражданской версии бомбардировщик Не.111A отличался удлиненным до 17,5 м фюзеляжем с более полным остеклением носовой части. Двигатели на нем стояли те же – «гражданские» BMW.VI 6,0Z взлетной мощностью 660 л.с.; они имели трехлопастные винты изменяемого шага. Оборонительное вооружение – 3х7,9-мм пулемета MG.15: в носовой части, на верху фюзеляжа и в выдвижной нижней «корзине». Максимальная бомбовая нагрузка – 1.000 кг. Однако выяснилось, что возросший у бомбардировщика до 8.225 кг взлетный вес оказался «не под силу» мощностям установленных моторов. В результате военные «предсерийники» потеряли скорость (с 350 км/ч у гражданских до 307 у военных), а так же стали медленно реагировать на движение рулей. Поэтому все 10 Не.111А-0 были проданы Китаю и отправлены в «Поднебесную» (после того, как с них сняли стандартное для Люфтваффе оборудование).
Модификация Не.111B
Неудача с предсерийным Не.111А не стала для фирмы «Хейнкель» неожиданностью: в 1935 г., когда самолет разрабатывался, Германия еще не имела надежного мощного двигателя жидкостного охлаждения, пригодного для установки на бомбардировщик. Поэтому фирма просто дожидалась начала выпуска нового, только что запущенного в производство мотора «Даймлер-Бенц» DB.600 мощностью 880 л.с. И как только эти двигатели появились, их установили на уже заранее изготовленные планеры от Не.111А. Так что первая серийная версия Не.111В отличалась от предсерийников Не.111А-0 только другими моторами. Но эти двигатели преобразили машину, и самолет продемонстрировал лучшие на тот момент летные данные в своем классе. Хотя взлетный вес «Хейнкеля» вновь возрос (до 8.600 кг), его скорость даже с полной боевой нагрузкой поднялась до 338 км/ч. Правда, опытная партия Не.111В-0 проявила на некоторых режимах полета определенную неэффективность элеронов. Но этот недостаток был быстро устранен перекомпоновкой оборудования, и версия Не.111В-1 тут же пошла в серийное производство.
Уже в декабре 1936 эти самолеты начали поступать в войска, а в феврале 1937 партия из 30 бомбардировщиков Не.111В-1 прибыла в Испанию - для испытаний в реальных боевых условиях.
На фронте «Хейнкели» действовали с большим успехом - высокая скорость позволяла уходить почти от всех республиканских истребителей. Боевая эксплуатация показала, что при полете на минимальную дальность бомбовую нагрузку Не.111В-1 можно увеличивать до 1.500 кг. А относительная слабость оборонительного вооружения, состоявшего всего из трех пулеметов, пока замечена не была – из-за редких атак истребителей противника. Зато выявилось, что нижняя «корзина» стрелка создает очень сильное сопротивление и заметно тормозит скорость полета; поэтому ее выдвигали лишь над вражеской территорией, или даже только при появлении истребителей противника.
С мая 1937 в серию пошел Не.111B-2, отличавшийся двигателями DB.600CG повышенной мощности (950 л.с. на взлете). Неэффективность системы охлаждения на Не.111В-1 заставила установить на B-2 увеличенные радиаторы под двигателями. Едва He.111B-2 появились в войсках, как часть самолетов этой модификации так же была отправлена в Испанию. Всего было выпущено 419 бомбардировщиков модификации Не.111В.
ТТХ Не.111B-2: Двигатели: 2х950 л.с. Максимальная скорость: 370 км/ч на высоте 4.000 м. Дальность полета: с 800 кг бомб — 1.065 км. Потолок: 7.000 м. Вооружение: 3х7,9-мм пулемета MG.15. Максимальная бомбовая нагрузка — 1.500 кг, нормальная — 800 кг. Экипаж 4 человека
Серии Не.111С и Не.111G
Параллельно с разработкой бомбардировочных версий Не.111 велись работы над гражданским коммерческим вариантом этого самолета, вылившиеся в серию из 10 пассажирских Не.111С. Но тут «Люфтганза» пришла к выводу, что Не.111 слишком дорог и неэкономичен для работы на авиалиниях, и ограничилась покупкой всего 6 самолетов. Тогда фирма «Хейнкель» в стремлении удешевить машину заменила выгодное с точки зрения аэродинамики, но сложное в производстве эллиптическое крыло более простым - с прямыми кромками. Но и эта серия Не.111G была произведена всего в 9 экземплярах (причем в 5 версиях – с разными моторами); «Люфтганза» же «со скрипом» приняла из них только 8 машин. А в 1939 в связи с началом войны большинство пассажирских «Хейнкелей» Люфтваффе конфисковали у «Люфтганзы» для использования в качестве транспортных…
Модификации Не.111D и Не.111Е
В начале 1937 г конструкторы «Хейнкеля» для повышения летных данных и эффективности своего бомбардировщика создали версию Не.111D путем сглаживания форм капотов двигательной установки, переработки систем радиаторов и выхлопных патрубков. В результате скорость машины «подскочила» до 410 км/ч. Однако серия ограничилась выпуском всего 10 (по другим сведениям 30) самолетов: внезапно возникла проблема с поставками моторов DB.600: в связи с началом перевооружения Люфтваффе они теперь передавались в первую очередь истребителям «Мессершмитт» Bf.109 и Bf.110. Выходом из создавшейся ситуации стала установка на «Хейнкель» двигателя «Юнкерса» — 12-цилиндрового Jumo.211 (типа перевернутой V). Так в январе 1938 появилась серия Не.111Е-1 с мотором Jumo.211А-1 взлетной мощностью 1.000 л.с., переделанная из Не.111D. Максимальная бомбовая нагрузка этой версии увеличилась до 1.700 кг, а взлетный вес - до 10.300 кг; оборонительное вооружение не изменилось.
В марте 1938 первые 45 Не.111Е-1 прибыли в Испанию, где они полностью повторили успех предыдущей модели. Но сравнительно слабое противодействие республиканских истребителей, с которым столкнулись Не.111 в Испании, стало причиной того, что немецкое командование решило, будто трех пулеметов бомбардировщикам вполне достаточно для выполнения своих задач - даже без истребительного прикрытия. Лишь через 2 года в боях над Британией это заблуждение было жесточайшим образом рассеяно…
По опыту боевого применения в оборудование Не.111E вносились изменения, которые привели к выпуску пяти серий этой модификации; самой массовой из них стала серия Е-3. Она, как и ее предшественники, несла все бомбы на внутренней подвеске; а вот пошедшая за «тройкой» малая серия Е-4 получила дополнительные подфюзеляжные держатели с электросбросом, увеличившие бомбовую нагрузку до 2.000 кг (взлетный вес возрос до 10.600 кг). Последняя (тоже небольшая) серия Е-5 оборудовалась дополнительными внутрифюзеляжными топливными баками общей емкостью 830 л. Всего было выпущено 220 бомбардировщиков модификации Не.111Е.
ТТХ Не.111E-3: Двигатели: 2х1.010 л.с. (Jumo.211А-1). Максимальная скорость: 418 км/ч на высоте 4.000 м. Дальность полета с полной нагрузкой бомб — 1.500 км. Потолок: 7.000 м. Вооружение: 3х7,9-мм пулемета MG.15. Максимальная бомбовая нагрузка — 1.700 кг. Экипаж 4 человека
Модификации Не.111F и Не.111J
Принятое на пассажирской версии Не.111G упрощенное крыло с прямыми кромками, более технологичное и дешевое в производстве, чем эллиптическое, но сохранявшее при этом те же несущие качества и воздушное сопротивление, буквально «напрашивалось» на проверку его применения и на военном самолете. И на рубеже 1937/1938 гг. фирма «Хейнкель» разработала новую модификацию бомбардировщика Не.111F, представлявшую собой фюзеляж Не.111В, оснащенный крылом от гражданского Не.111G с двигателями Jumo.211А-3 взлетной мощностью 1.100 л.с. Этот самолет получил дополнительные баки по образцу Не.111Е-5, что довело дальность полета до 1.800 км, Самолет позиционировался как экспортный, и был представлен на международный рынок. Он тут же заинтересовал турецкое правительство, и Турция заказала изготовление 24 бомбардировщиков серии Не.111F-1 (поставка была завершена к концу 1938 г.). Производство этого самолета для Германии изначально не предполагалось, но весной 1938 Люфтваффе закупили у формы 40 бомбардировщиков серии Не.111F-4, оснащенных подфюзеляжными держателями, позволившими поднимать до 2.000 кг бомб.
Параллельно с выпуском Не.111F-4 фирма по заказу Люфтваффе приступила к производству версии Не.111J – того же Не.111F-4 с «гражданским» прямым крылом, но оснащенного другими моторами - DB.600Gа (к лету 1938 ситуация с задержкой поставок «Хейнкелю» двигателей «Даймлер-Бенц» разрядилась). Модификация Не.111J предназначалась на роль морского торпедоносца, поэтому она не имела внутренней подвески бомб, а оборудовалась только двумя подфюзеляжными держателями торпед. Но затем планы Люфтваффе изменились, и уже готовые первые машины вернулись на завод для оборудования в них бомбоотсеков. Это задержало выпуск, и в результате воинские части получили лишь 90 Не.111J-1, прежде, чем на сборочных линиях эту версию сменила новая, значительно измененная модификация – Не.111Р. Но о ней – в следующей статье…
ТТХ Не.111J-1: Двигатели: 2х1.050 л.с. (DB.600Gа). Максимальная скорость: 415 км/ч на высоте 5.000 м. Дальность полета с полной нагрузкой бомб — 1.820 км. Потолок: 7.000 м. Вооружение: 3х7,9-мм пулемета MG.15. Максимальная бомбовая нагрузка — 2.000 кг. Экипаж 4 человека
ПРОДОЛЖЕНИЕ:
Определитель модификаций «Летающей Лопаты» Не.111 (02): «Косоносые»
Определитель модификаций «Летающей Лопаты» Не.111 (03): от «Косоносых» к «Сиамским близнецам»
Асы «Летающей Лопаты» (бомбардировщика Не.111)
Список других статей по теме «Определители модификаций самолетов – в помощь моделистам» находится здесь: https://dzen.ru/a/Y232242guQGIAwtA
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.