Найти в Дзене
Петр Власов

Асы «Летающей лопаты» (бомбардировщика Не.111)

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Заключает определитель модификаций бомбардировщика Не.111 ставшая уже традиционной в цикле «в помощь моделистам» статья о некоторых асах, летавших на этой машине. Нужно сказать, что как отечественная, так и зарубежная литература по истории авиации обычно львиную долю внимания уделяют асам-истребителям, и найти информацию по асам бомбардировочной авиации (особенно в сочетании «летчик-самолет») довольно сложно. Тем более – по ранним модификациям, воевавшим еще в Испании. Да и по бомбардировщикам начального периода 2МВ наблюдается практически та же картина – в лучшем случае, с короткой припиской, какому безвестному летчику принадлежала данная машина. Поэтому в этой статье в основном даны летчики и их самолеты середины и второй половины войны, по которым все же встречается более-менее подробная информация…

BÄTCHER Hans-Georg

-2

Ганс-Георг Бётхер (1914-2003) - рекордсмен среди бомбардировщиков Люфтваффе по числу боевых вылетов; многие из его полетов продолжались более 4 часов.

Он стал летчиком в 1936 г. В 1939 в составе Эскадры KG-27 Бётхер бомбил Польшу, а в 1940 - Францию. Там его самолет был подбит французскими истребителями, однако на вынужденную посадку летчик пошел только после того, как сбросил бомбы на цель. Бётхер попал в плен; но буквально через несколько дней Франция пала, летчик был освобожден, и осенью 1940 принял участие в воздушной «Битве за Англию».

В июле 1941 Бётхер возглавил воевавшую на советско–германском фронте 1-ю эскадрилью 100-й бомбардировочной Группе (полка); к концу года она была переформирована в Эскадру (авиадивизию) KG-100. С этой эскадрильей Бётхер участвовал в налетах на Москву, а в начале 1942 – в боях в Крыму и налетах на корабли и суда советского Черноморского флота. За успешные бомбежки Севастополя и Новороссийска, и за 206 боевых вылетов в июле 1942 Бётхер получил Золотой Германский крест.

С августа 1942 Бётхер участвовал в боях на Дону; затем бомбил Сталинград и занимался транспортными перевозками для окруженной армии Паулюса. В одном из полетов его Не.111 получил прямое попадание зенитного снаряда в крыло; но Бётхер сумел дотянуть тяжело поврежденный самолет до своего аэродрома. За 132 боевых вылета на Сталинград летчик в декабре 1942 был награжден Рыцарским крестом Железного креста.

Весной 1943 ставший командиром 1–й Группе (полка) KG-100 гауптман Бётхер руководил минированием фарватера Волги - его Не.111 по ночам сбрасывали мины в реку, планируя к воде с выключенными двигателями… А зимой 1943/1944 он руководил авианалетами своей Группе на советские войска в районе Керчи, и на переправу через Сиваш; эти бомбежки сыграли заметную роль в задержке советского наступления на Керчь.

В марте 1944 Бётхер получил Дубовые листья к Рыцарскому кресту, и перевод в штаб 4–го Воздушного флота. В декабре Бётхер возглавил 3-ю Группе 76–й бомбардировочной Эскадры (III/KG-76), осваивавшей реактивные самолеты Ar-234, а в марте 1945 он стал командиром эскадры (авиадивизии) KG-54, вооруженной реактивными Ме.262. На этих самолетах Бетхер сражался против американцев и англичан. В мае 1945 при капитуляции Германии Бётхер сдался в плен американским войскам.

Всего за время боевых действий подполковник Бётхер совершил 658 боевых вылетов (в т. ч. 642 на советско–германском фронте) – больше, чем любой другой летчик бомбардировочной авиации Люфтваффе.

WITTMANN Herbert

-3

Герберт Виттманн (1914-?) вступил в Люфтваффе в 1934 г. В 1937-1938 в составе легиона «Кондор» участвовал в гражданской войне в Испании (летал на бомбардировщике Не.111В). После возвращения из Испании Виттманн возглавил штабную эскадрилью 53–й бомбардировочной Эскадры (KG-53) «Легион Кондор», сформированной из ветеранов испанской войны.

С началом 2-й мировой войны Виттманн участвовал в Польской и Французской кампаниях, а затем в «Битве за Англию». С лета 1941 воевал против СССР на центральном участке фронта, бомбил Москву. В ноябре 1941 едва не попал в плен: в районе Орла его Не.111 сбила советская зенитная артиллерия, и Виттманн был вынужден вместе с экипажем спасаться на парашютах над территорией противника. В течение 10 часов немецкие летчики тайком пробирались по лесам, пока не вышли к шоссе, по которому двигались немецкие части. После возвращения Виттманна наградили Рыцарским крестом Железного креста. На рубеже 1941-1942 гауптман Виттманн был тяжело ранен, и после госпиталя около года обучал в авиашколе будущих летчиков. К боевой деятельности Виттманн вернулся в мае 1943, когда стал командиром Группе (авиаполка) II./KG-53. До осени 1944 Эскадра KG-53 воевала на Украине; здесь в июне 1944 II./KG-53 под руководством Виттманна участвовала в налете на Полтавский аэродром, на который приземлялись американские дальние бомбардировщики после бомбежек Германии. В результате этой атаки было уничтожено 43 бомбардировщика В-17 и 15 истребителей Р-51 ВВС США.

В сентябре 1944 Виттманн вместе с KG-53 был переброшен на Западный фронт, где Эскадра получила на вооружение ракеты Fi.103. Эти беспилотные крылатые ракеты бомбардировщики Не.111 несли под крыльями и, приблизившись к побережью Великобритании, запускали их по различным английским объектам. Атаки велись интенсивно: с сентября по ноябрь 1944 KG-53 выпустила 775 ракет, а до конца войны – 1.200. При этом Эскадра понесла тяжелые потери: только II-й полк Виттманна потерял 12 машин от взрывов ракет в момент старта; всего же при ракетных запусках в KG-53 погиб 61 Не.111, да еще 16 были сбиты союзниками.

В феврале 1945 майор Виттманн за 467 успешных боевых вылетов был награжден Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. К окончанию войны личный счет этого летчика составил: 30 железнодорожных составов, 16 железнодорожных мостов, 10 танков и 2 потопленные канонерские лодки.

BEUST Hans-Henning von

-4

Лейтенант пехоты барон Ганс-Хенниг фон Бёст (1913–1991) еще до официального утверждения Люфтваффе перевелся в создающуюся авиацию (обучался пилотированию в коммерческой летной школе). В сентябре 1936 он во главе 2–й эскадрильи 88–й бомбардировочной Эскадры легиона «Кондор» отправился в Испанию. В ходе испанской гражданской войны фон Бёст совершил около 100 боевых вылетов, за что в 1939 г. был награжден Испанским крестом в золоте с мечами. После возвращения из Испании барон получил назначение в KG.27 «Бёльке», оснащенную бомбардировщиками Не.111. В сентябре 1939 фон Бёст совершил 11 боевых вылетов в Польше, в 1940 – 29 вылетов во время «Битвы за Францию», и 70 – в «Битве за Англию». В октябре 1940 гауптман фон Бёст возглавил Группе (авиаполк) III/KG-27.

Накануне нападения на СССР Эскадра KG-27 перебазировалась в Румынию, и с 22 июня вела бои на Южном участке советско–германского фронта. После того, как в ходе августовских налетов на Одессу подчиненные Бёсту пилоты потопили под его руководством 8 советских транспортов (общим водоизмещением около 33.000 брт), и повредили еще 24 судна, барон был награжден Рыцарским крестом Железного креста. Осенью 1941 его полк III/KG-27 бомбил советские укрепления на Перекопском перешейке, а затем – на побережье Азовского моря. Ставший в январе 1942 главой всей Эскадры (авиадивизии) KG-27 майор фон Бёст активно участвовал в бомбежках Сталинграда, Миллерово и различных объектов на Кавказе. В июне 1943 самолеты Бёста серией бомбежек города Горький нанесли серьезный урон заводу ГАЗ (на территории завода было разрушено 50 зданий и сооружений, более 9.000 конвейеров и транспортеров, уничтожено 5.900 единиц технологического оборудования, 28 мостовых кранов и 8 цеховых электроподстанций). В результате этих ударов ГАЗ смог выйти на прежнюю мощность только через 5 месяцев – в конце октября 1943 г.

В ноябре 1943 фон Бёст за 410 боевых вылетов был удостоен Дубовых листьев к Рыцарскому кресту. Но активная боевая деятельность подорвала его здоровье – в декабре барон был отправлен на лечение в госпиталь, а после выздоровления его перевели в Генштаб Люфтваффе. В мае 1945 при капитуляции Германии подполковник фон Бёст сдался в плен американцам.

KUHL Ernst

-5

Эрнст Кюль (1888-1972) прозванный летчиками «Дедушкой Эрнстом» был ветераном-артиллеристом Первой мировой войны. В межвоенный период Кюль работал юристом; но в 1933 г. вступил в возрождавшуюся германскую авиацию и в 44-летнем возрасте сдал экзамены на диплом пилота.

В 1939 50-летний гауптман Кюль командиром звена Не.111 в KG-55 участвовал в боях в Польше. Во время вторжения во Францию и в «Битве за Англию» майор Кюль (уже как оперативный офицер дивизии) занимался тщательным планированием операций, но при этом сам активно участвовал в боевых вылетах. В сентябре 1940 г «Хейнкель» Кюля был сбит над Ла-Маншем, и «дедушка Эрнст» вместе со своим экипажем несколько часов провел в надувной шлюпке.

В войну с СССР Кюль вступил командиром Группе (полка) II/KG-55. Воевал над Украиной, потом бомбил Москву. В одном из налетов он смог прорваться к Кремлю и сбросить на него бомбы, причинив серьезные повреждения. В 1942 при бомбежке целей у Харькова на Не.111 Кюля был разбит двигатель, но летчик сумел «дотянуть» на одном моторе до своего аэродрома в Краматорске. После этого 54-летний подполковник Кюль стал командиром дивизии KG-55 и кавалером Рыцарского креста. Под Сталинградом он руководил транспортными перевозками для окруженной армии Паулюса; в 1943 участвовал в Курской битве. В августе 1943 Кюля назначили командиром соединения «Норд» (Ост), и он руководил действиями торпедоносцев против англо-американских морских конвоев, направлявшихся в Мурманск. Закончил войну оберст (полковник) Кюль в Норвегии - кавалером Дубовых листьев к Рыцарскому кресту; там и сдался в плен англичанам.

HAFIGCHORST Ludwig

-6

Людвиг Хафигхорст трижды представлялся к награждению Рыцарским крестом Железного креста, однако так его и не получил. Он летал в боевой авиации с июля 1940; сначала был штурманом бомбардировщика Не.111 в I/KG-28, а в июле 1941 его перевели в II/KG-27. Являясь штурманом-бомбардиром, фельдфебель Хафигхорст был одновременно и командиром экипажа. Летом - осенью 1942 года Хафигхорст вместе с KG-27 совершал бомбардировочные налеты на Сталинград и на Кавказ. Первое представление его к Рыцарскому кресту было подано руководству именно за бои под Сталинградом. Там Хафигхорст отличился 19 ноября 1942, когда первым обнаружил контрнаступление советских войск. Этот полет его Не.111 совершал в плохую погоду, при почти нулевой видимости: долго летел «вслепую», по приборам, и лишь у Дона сумел выйти из сплошной облачности. Здесь Хафигхорст и обнаружил переправившиеся через реку советские войска, рвущиеся к Сталинграду. Он доложил о начале окружения командованию, но докладу летчика не поверили. Лишь через несколько часов, когда наступающие войска вступили в бой с немецкими частями, доклад Хафигхорста получил подтверждение. Вся эскадра была немедленно поднята в воздух - бомбить противника; но было уже поздно. Советские истребители и зенитки дали немцам достойный отпор - KG-27 понесла в боях огромные потери. При попытке отражения наступления пострадал и самолет Хафигхорста: только в первом вылете его Не.111 получил 151 пробоину; сильно изрешеченным он возвращался и из последующих налетов. Эти страшные бои продолжались до 28 ноября, однако немцы так и не смогли остановить наступление. В результате 6-я армия Паулюса оказалась в плотном кольце. Так что, не удивительно, что Хафигхорсту, вовремя предупредившему начальство о советском наступлении, не дали Рыцарского креста – это было бы признанием непрофессионализма руководства.

В октябре 1943 после его 400 боевого вылета в Берлин ушло второе представление к Рыцарскому кресту, но и на это представление почему-то не последовало ответа. Вскоре лейтенант Хафигхорст попал в автомобильную катастрофу, после которой из-за полученных травм он от летной работы был освобожден. Тогда летчик перевелся в парашютисты. Возглавив 15-ю саперную роту 9-го парашютного батальона, обер-лейтенант Хафигхорст принял участие в боях на Западе. Получив ранение во время наступления в Арденнах он, тем не менее, остался в строю. За успешное ведение боев Хафигхорст был третий раз представлен к Рыцарскому кресту, но через 4 дня он попал в плен, и награды так и не был удостоен...

Определитель модификаций «Летающей Лопаты» Не.111. (01): «Длинноносые»

Определитель модификаций «Летающей Лопаты» Не.111 (02): «Косоносые»

Определитель модификаций «Летающей Лопаты» Не.111 (03): от «Косоносых» к «Сиамским близнецам»

Список других статей по теме «Определители модификаций самолетов – в помощь моделистам» находится здесь: https://dzen.ru/a/Y232242guQGIAwtA

Списки других статей о воздушных асах Второй мировой войны находятся ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.