Найти в Дзене
Записки плохого официанта

Елена Сухина о ресторанных критиках. Сага. Часть 3, последняя.

Как ни крути, а количество новых читающих растёт, потому - пояснение специально для них, ибо я родился добрым: Елена Сухина - это главная по организации работы ресторанов в HURMA Managenent Group ("Дорогая, я перезвоню...", Meat Puppets и несколько других).

По образованию она конструктор-дизайнер женской верхней одежды.

  • Как сказал бы Хармс, ты шьёшь, но это ерунда, мне нравится твоё манто.

По этой причине с 2007-го года занимается консультированием и обучением в сфере ресторанного бизнеса.

Собственно, вот что Елена Сухина ещё говорит о ресторанных критиках:

"Пусть будет критик. Пусть он пишет, и пусть он ещё, там, что-то делает, там, если он по-другому не умеет зарабатывать себе на жизнь - ради бога, пожалуйста, он критикует пускай".

Тут я впервые в жизни задумался о том, что критик - он ведь критик-то, собственно, в свободное от основной работы время, так?

Я специально не проверял, но сильно сомневаюсь, что таким занятием в самом деле можно себя обеспечивать. Сколько изданий готовы постоянно публиковать критические разборы? и сколько тех изданий? и какие там гонорары?

Таким образом, я прихожу к выводу, что у критика есть некая основная работа, где у него, как у всех людей, аванс и получка, а вот по вечерам он рәхәтләнеп скидывает робу, на плечи смокинг, на горло - белую бабочку, и наш герой идёт в модное гастробистро или в модный рестобар, чтобы там зорким главном подмечать неточности, огрехи, ошибки, поучать и наставлять.

И вот я думаю - как бы он, должно быть, поразился, если б к нему на работу явился некий такой критик и стал бы кривить лицо, дескать, да ну что же это такое, да ну кто же так к станку-то подходит, да ну кто же так деталь-то хватает? Чему вас только учат там в вашем ПТУ?

  • Если бы к критику приходил на работу критик и критически критиковал критика - каково было бы критику от критики критиком?
"Вон вся, вся, вся Англия, там, такая, blaming culture, там, знаете, у них есть даже термин такой, там, что они всё время кого-то, вот, критикуют кого-то, вот, чем-то, вот, они, там, недовольны всё время, что-то вот у них там. То есть, если ты сегодня кого-то, там, не покритиковал - день прожит зря. То есть: погода - и критика, это вот у них такое, вот, основные направления".

Елена Сухина, поди, и не подозревает, что лютейшая, махровейшая blaming culture цветёт в кофейной среде. Приходит продвинутый молодой человек в брю-бар (потому что говорить "кофейня" - это для натуралов), заказывает альтернативу (потому что пить эспрессо - это что-то из пещерной эпохи немыслимо далёких времён XX века), даёт кофейку полностью остыть (потому что пить кофе горячим - это варварство), спустя час пробует... и кривится - что это, дескать, такое? Это же бурбон из Тарразу, Коста-Рика, верно? Высота произрастания 1400 метров, верно? 88 баллов из 100 по оценке Q-грейдера, верно? Ну а где же тогда характерные для этого бурбона нотки маракуйи, мм? Никакой маракуйи не чувствую; томлёная папайя - да, нектарины на гриле - да, а вот маракуйя-то где? Вы чем там завариваете кофеёк, бракоделы? Дайте-ка QR-код с информацией... Ах, вот оно что!.. Ну, всё понятно. Это же хани. Хани, я говорю, хани же. Всё понятно. Я-то думал, будет натуральная обработка, а это хани. Раз хани - тогда понятно, почему только папайя да нектарины в чашке, а маракуйи нет. Была бы натуральная - тогда бы, конечно, была бы маракуйя, а так вот пробуешь - и никакой тебе маракуйи, только папайя да нектарины в чашке. Одно слово - хани.

"Поэтому я пусть будет. Мне от него ни тепло, ни холодно, главное - просто чтобы, вот, ну, не гадил. Вот когда вот начинается откровенное враньё, там, да? - не очень приятно.
Ну, вся эта вот массмедиа, там, да, вот эти начинаются какие-то слухи, там, что ты вот это, а ты то, а вот тут вот вообще, там, я не знаю, ужасно. Поэтому я за то, что я делаю свою часть дела честно, я сплю спокойно, моя совесть абсолютно чиста, я каждому гостю могу посмотреть в глаза, и мне не стыдно. И, более того, в любом из своих заведений я могу спокойно, не боясь ничего, покормить своего ребёнка, а для меня это главный критерий".

Я, кстати, тоже могу каждому гостю посмотреть в глаза. В том числе и тем, с чьих бонусных карт списывал накопленные ими бонусы, когда они оплачивали полную стоимость, чтобы разница пошла по нужному адресу.

Да ладно, ладно, я им эти бонусы заново накапливал, с чужих заказов. Надо же было пополнять, чтобы потом было что списать, верно ли говорю, друзья?

На самом деле, честно вам скажу, в 99,99% случаев всё зависит не от семантики, а от интонации.

Это как в знаменитой некогда игре про тонущую лодку: мы - экипаж подводной лодки, и, к сожалению, мы тонем. У нас произошла авария, мы неясно на какой глубине, и лодка медленно погружается. Нас на этой проклятой лодке 30 штук: 15 девушек и 15 людей. Это значит, что вышедшие первыми спасутся почти наверняка, а последние почти так же наверняка погибнут.

Деталь: на лодке есть пистолет.

Вопрос: кто его взял бы и для чего?

Если спросите меня - я, само собой, пистолет бы взял, потому что пьющие замечательное кофе капучино с корицей погорячее, уж понятно, должны стоять в самом конце очереди, пропустив вперёд самых слабых, хилых, сирых, увечных, инвалидов и прочих, тут, думаю, никто спорить не будет, это же очевидно.

Девушки взяли бы пистолет, чтобы его спрятать, чтоб никому не досталось право решать.

А вот с мужчинами вышло смешнее - у честного Паши, например, грудь вперед: "Я пистолет возьму и всех расставлю по-своему. Пусть погибнут слабые”.

  • И это, конечно, вызывает резкий протест.

А вот, например, Антон умеет вешать лапшу на уши окружающим: “Наверное, пистолет все- таки взять стоит, чтобы бардака не было. И потом, я не могу и не хочу допустить, чтобы погибли такие люди, как...”

  • И это, конечно, вызывает кучу симпатий.

Те, кто возмущался Пашей - да как он смеет! пытаться наводить порядок! распоряжаться! - уже не видят, что Антон предложил то же самое; просто начал с другого конца.

Людям нужны добрые формулировки, и Антон им их дал.

А то, что погибнут те же, народ не замечает.

Вот так примерно.