Проснувшись, я увидел за пыльным вагонным окном туманное тёплое утро. Ленкорань встречает самоваром размером с дом - этот, казалось бы, типично русский атрибут в ХХ веке зажил своей жизнью в Азербайджане и Иране, а Ленкорань ещё и столицей "азерчая" слывёт.
Самовары в Ленкорани представлены не только композицией на въезде - редкое кафе или забегаловка обходятся тут без них! В соседнем Гиляне неотъемлемая часть пейзажа - роскошные плантации чая, завезённого на каспийские берега в 19 веке из Индии.
Видимо, у гилянцев идею подсмотрел русский переселенец Новосёлов, в 1896 году посадивший первые в будущем Азербайджане чайные кусты. Пару десятилетий спустя подсобное чаеводство стало на Талыше вполне привычным делом, но большинство посадок не пережили Гражданской войны.
Промышленное чаеводство здесь налаживала уже советская власть в 1928-32 годах, и в 1937 году в магазинах появились первые пачки азерчая, а в 1949 году под Ленкоранью заработал первый в АзССР чайный завод. Позже к Ленкорани добавился второй район чаеводства на севере страны, на склонах Кавказа близ Закатал, и к концу 1980-х годов азербайджанские плантации занимали без малого 10 тыс. гектар и давали в год до 38,5 тыс. тонн заварного чая.
С распадом СССР производство сократилось натурально в десятки раз, и чайных полей вокруг Ленкорани давно уже не увидеть. Однако чайные фабрики исправно работают на индийском и цейлонском сырье, чай в Азербайджане по-прежнему отменный, а Ленкорань запоминается не столько его производством, сколько потреблением - с чувством, толком, расстановкой да уютным ароматным дымком.