Третий четверг ноября - это международный праздник молодого вина Божоле Нуво (Beaujolais Nouveau). В этом году это 18 ноября. Я, конечно, праздник отмечаю каждый год, пишу здесь или в своем блоге в Инстаграм. А в этом году мне есть что сказать об этом празднике в принципе, и о том, насколько он прижился у нас в России.
Изначально этот обычай пришел из Франции. Там, в высокопоставленной Бургундии, есть регион Божоле. Высокородные бургундские виноделы стыдятся того, что этот самый Божоле, с его крестьянским сортом Гамэ, тоже являются частью Бургундии, всячески открещиваются от этих вин, мол, не Bourgogne это, не Bourgogne. Не угодил им сорт Gamay своей простотой, неприхотливостью, не склонностью к выдержке и благородному многолетнему развитию.
По всей Бургундии много веков был такой обычай: сразу после окончания сбора винограда пробовать первое молодое вино, которое буквально пару недель побродило в чанах. Владельцы виноделен выкатывали бочки с этим вином, чтобы отблагодарить работников, накрыть им поляну, так сказать. И понятно, что этот напиток нельзя считать полноценным вином, оно не добродило, ничего особенного из себя представлять не может.
И крутые виноделы Бургундии не могли себе позволить извести хоть чан великолепного Пино Нуара на такие игрища. А вот виноделы из Божоле вполне могли так обойтись с частью своего Гамэ. Поэтому постепенно праздник молодого вина стал исключительно праздником Божоле Нуво.
И так длилось несколько сот лет. Пока в 20 веке не нашлись деятельные люди, решившие коммерциализировать все это дело. Самый известный из них (к сожалению, умер в прошлом году) Жорж Дюбёф. Удивительный дядька, смешной, неказистый с виду. Не выращивал и не производил вина. Покупал почти готовое вино у мелких виноделен, доводил до кондиции и продавал. И вот он со товарищи начал с маркетологами двигать этот праздник, каждый ноябрь заливая Париж и всю Францию, а потом и весь мир, молодым вином из Божоле. Интерес к вину в 20 веке переживал новый подъем после всех войн и переделов территорий. И процесс пошел.
Каждый третий четверг ноября по всему миру люди наливают бургундский недоброд и радуются тому, что настал новый винный год, что уже весной можно будет пробовать новые вина. Да просто пьют дешевое вино.
Ну и в Россию этот праздник пришел где-то в 2010 году. Интерес был велик. В 2012 я нашла в обычном супермаркете 5 разных бутылок Beaujolais Nouveau от разных производителей. И их скупали, в ресторанах и барах праздновали и подавали Божоле Нуво. Все было весело и ярко. Буквально года 4. Потом все стало затухать. Сегодня, в 2021 я не смогла найти ни одной бутылки в супермаркете. Только в Ароматном мире нашла две бутылки одного производителя. И не найти у нас больше вина от Georges Duboeuf.
Как же так? Где же праздник?
Не прижился, в отличие от 14 февраля и Хэллоуина. Почему? У меня есть предположения:
1. Само по себе молодое вино очень своеобразное. Кислотное, легкотелое, с невнятными ароматами ягодного компота и леденца. Для российского вкуса не очень, у нас любят поплотнее, послаще, поароматнее.
2. Наши торговые сети все эти годы умудрялись выставлять на полки Божоле Нуво аж прошлого и позапрошлого годов. Представляете, что произошло с недозрелым, недобродившим вином, которое столько времени стояло в бутылке в тепле? Бррр
3. При всех своих низких качествах, это вино не стоит дешевле 500 р на полке. За эти деньги я могу купить очень приличное российское вино, например, от Фанагории или Шато де Талю. И получу удовольствие, и российского производителя поддержу.
В общем, праздник Божоле Нуво не совсем наш, хотя нам и понятен. А то, что теперь привозят нам из Франции в ноябре, хочется заменить на молодое российское. И оно есть! Chateau Tamagne уже несколько лет выпускает линейку молодых сортовых вин, белых и красных. И вот их я обязательно беру, и вам рекомендую!