Нет, на самом деле не странных. А вполне обычных, привычных, и у многих даже любимых блюда. Странными они кажутся для немного непосвящённых людей. Причём странность именно во времени подачи блюд. А именно - завтрак и ужин. Вот об этой странности и поговорим.
Завтрак.
Я пришёл работать в пароходство в середине 80х. В общем и целом работу на судне я немного представлял. Дед, дядька, большие пацаны работали на морских судах. Кто-то рыбачил, кто-то в торговом флоте. Кто в портофлоте, или ещё кто куда пристроился. Вопросы, конечно, я задавал - что там? Как? По работе задавал. По бытовой составляющей. Ответы, конечно же, получал. Но по разному. Дед да дядька... те старались нормально ответить. А уж пацаны большие, ну, те без хиханек да хаханек, ответить просто не могли. А после хиханек отвечали уже серьёзно - пока сам не придёшь, не попробуешь, что я могу тебе рассказать?
Ну, ещё пока был молодой, здоровый, сильный, красивый, конечно же интересовала такая жизненно важная штука, как питание на борту судна. Вот страсть, как это интересовало. Что там на завтрак? Обед? Ужин? Сколько дают? Чего дают?
Говорю же, дед и дядька работали на судах ДВМП. Дед, приезжая домой, всегда привозил булку хлеба, выпеченную пекарем на судне. Булка хлеба эта, была по размерам больше, чем продавалась в магазине. Но дело не в этом. Это был хлеб, обычно белый, исключительной пышности, хрусткости, и вкусноты. Я один мог схомячить полбулки этого хлеба, притом, что магазинный я как-то особо и не жаловал. Но хлебом всё и ограничивалось. Ни дед, ни дядька ничего другого "от зайчика" и не привозили. Да и про меню особо не распространялись, ограничиваясь коротким - кормят хорошо. А бывая на судах деда, иногда угощали обедом. Тоже вот, вроде и ничего особенного, борщ, второе блюдо с котлетой, да компот, но казалось тогда, что вкуснее ничего и нет.
Так, что оставался в неведении о том, что подают на завтрак, чай или ужин на пароходах. Прошли годы, и вот я сам уже получаю первое направление на своё первое судно. Хоть и давно это было, но помню хорошо, приехал я на пароход в воскресенье, сразу после того как судно встало на рейд. Ужин был по стояночному расписанию, в 17.00. Народ, те, кто был свободен и кого отпустили на катере уехали на берег. Меня временно пристроили на ночёвку на свободное место, тот человек, которого я менял, оставался до утра. Это уже после того, как он уедет с вещами и документами, я вселюсь в каюту на его место.
А вот следующее утро, вернее, завтрак меня немного озадачил. На завтрак подали отварной картофель и селёдку. Нет, всё было красиво. картошка приправлена обжаренным луком. Сельдь была почищена, красиво уложена в селёдочницу, тоже присыпана нарезанным полукольцами луком, но сам факт - на завтрак картошка с селёдкой. Я совсем ничего не имею против картошки и селёдки, даже наоборот, только за. Но вот такое блюдо - НА ЗАВТРАК? Мне показалось не очень уместным. В последующие дни завтраки были более уместными. Жареная колбаса, сосиски, сыр, какао, яйца, даже молочная каша. Пролетела неделя, и снова , картошка и селёдка. И, знаете, мне это стало нравиться.
Чуть позже я узнал, что это не было какой-то особенной фишкой (тогда и слово то, фишка, употреблялось совсем в другом значении) нашего судна или пароходства. А было это из меню утверждённого на уровне Министерства Морского Флота.
А ещё чуть позже я уже приловчился узнавать дни недели по завтраку. Понедельник, картошка с селёдкой. Больше того, картошка с селёдкой это не только понедельник, а и проворачивание механизмов. Вторник, яичница с колбасой. Это ещё и технические занятия вечером. Среда и воскресенье, сыр и какао. И так далее.
И картошка с селёдкой никуда не делась и по сей день. По крайней мере в тех русскоязычных экипажах, в которых я работал. Порт приписки на корме мог быть и Лимассол, и Панама, и даже Пном Пень с Улан-Батором (да-да, я был и честным монголом и бедным камбоджийцем), но в понедельник всегда была картошка и селёдка. Не всегда селёдка, конечно, но солёная рыба. В тех зарубежных портах, где шипшандлеры не могли привезти солёную сельдь, там заказывали мороженого лосося, или другую подходящую рыбу, и солили сами, благо специалистов по этому делу, засолке рыбы, на борту всегда хватало. Солили разными способами, и сухим посолом, и в тузлуке.
И сейчас, когда заходит разговор о питании на борту судна, я рассказываю, что в понедельник завтрак - картошка и селёдка, что всегда вызывает смешки и небольшое недоверие - что? серьёзно картошка и селёдка? Да-с, отвечаю, именно так. А передовикам производства ещё и пятьдесят грамм наливают, для пущей стимуляции производительности труда. Пятьдесят грамм, это конечно же, художественный свист, а вот картошка и сельдь, истинная правда.
И ещё одна привычка осталась, которая иногда приводит в недоумение непосвящённых. Это моя приговорочка, когда на столе есть картошка и селёдка, по окончании ужина - а теперь вперёд на проворачивание механизмов. Но с расспросами не лезут, а я тему дальше и не раскрываю. Так всё и остаётся.
Ужин.
Само это блюдо, которое подаётся на ужин, в отличии от картошки с селёдкой на завтрак, никаких вопросов не вызывает. Вполне нормальное блюдо, вполне уместное на ужин. Дело в сочетании блюд.
Название этому блюду - пельмени. Скажем так, народное блюдо. Любимое многими. А вот то, что подавалось перед пельменями, тут...
Для тех, кто не знает. Распорядок приёма пищи на морских судах во времена СССР, а в некоторых конторах и сейчас, был такой:
07.30 - 08.30 завтрак, 11.30 - 13.00 обед, 15.30 - 16.30 чай, 19.30 - 20.30 ужин. Всё подогнали под смены вахт. Ужин на борту тоже состоял из трёх блюд ( хоть и не люблю такое перечисление, но всё же), из первого, второго, и третьего.
Выходных на судне в те времена не было. Суббота и воскресенье, это обычные рабочие дни. Но шли они в отгулы, которые потом прицепляли к отпуску. Отгулов можно было накопить много, почему и были такие большие отпуска у у моряков. И эти отгулы оплачивались. Можно было понемногу травить эти отгулы с компенсацией, но... речь не об этом.
А в субботу на пароходе была особенная атмосфера. Не праздничная, но такая... приподнятая. Если на борту была сауна, то её включали ещё часа в три дня, чтобы к концу рабочего дня она прогрелась. Безыдейные напитки, хоть и тогда были запрещены, но что уж скрывать, грешили этим, грешили. Причём на палубах всех уровней, от палубы аристократии до палубы свистобратии. В субботу была смена постельного белья. И даже лютые отцы-командиры в субботу чудным образом смягчались.
Но главное событие субботы - пельмени. В 17.30 по громкой связи старпом делал объявление - Все желающие приглашаются в столовую команды на лепку пельменей. Повар к этому часу уже готовил фарш и тесто. Народ подтягивался в столовую, приносили магнитофон, и... с шуточками и прибауточками лепили пельмени. Полнейшая демократия. На лепку пельменей мог прийти и капитан, мог и стармех, любой желающий. Разговоры всякие. Кстати, иногда в такой неформальной, почти домашней обстановке могли решить и довольно серьёзный вопрос. Для лепильщиков, кстати, был и дополнительный стимул, им выдавали двойную порцию пельменей. Желающим подавали и с юшкой.
Таким же макаром лепили и вареники. Начинка простая, картофель и капуста.
А вот первое блюдо перед пельменями, тут я тоже в своё время как-то озадачился, это был молочный суп. С рисом ли, с пшеном, или с вермишелью, но молочный суп. Немного странное сочетание с пельменями. Но, ничего. Привык. Втянулся.
Хочется, аж прямо подмывает написать, эх, как раньше было ... но ничего подобного. Как и с картошкой с селёдкой, так и с пельменями ничего не случилось. Никуда они не делись. Да, если случался заход в порты России, заказывали пельмени у шипшандлеров, но сами понимаете, покупные и собственной лепки, это немного разные пельмени. И всё так же по субботам звучало объявление - желающие приглашаются на лепку пельменей.
Так же заказывали и такую разновидность пельменей, как дамплинги ( что в общем-то одно и то же). Начинка только совсем уж экзотическая. Там и тунец, там и ким-чи, там и ...но как-то не очень то это блюдо и шло.
Такие вот странности морского меню
P.S. Есть капитаны легенды, которые становятся легендами ещё при жизни. Легенда может быть и местного масштаба, а может прогреметь и на всю страну. Но легендой может стать любой из экипажа. Повар, не исключение. Такие повара бывали, что... не рассказать о них просто невозможно. Немного вот соберусь, оклемаюсь от своей межбольничной жизни, и расскажу. Как со знаком плю, так и со знаком минус.
P.P.S. Специально для тех, кого смутило слово "пароход" в тексте. Да, пароходов сейчас практически нет, дизель главный. Но словом "пароход" моряки называют любое судно гражданского назначения. Жаргон такой. Поэтому поберегите пальцы, не стирайте их в кровь об клавиатуру, донося до меня то, что пароходы работают на паре. Как судовой механик я и сам вам могу рассказать, что на чём работает. А само это слово, "пароход" настолько отпечатывается в матрице, что употребляешь его на полном автомате. Надеюсь на понимание(с).