Найти в Дзене
Зелёный портал

«Crazy about chocolate, serious about people»

Как голландский шоколад борется с рабским трудом.

«Производство шоколада невозможно без рабского труда!», - сказали швейцарские шоколадные компании. «Как бы не так!», - ответил им голландец Тони и основал первую в мире марку шоколада, противостоящую дешевому труду на плантациях и закупающую какао-бобы по честным ценам.

С производством шоколада и выращиванием какао-бобов связаны самые дикие истории дискриминации и нарушения человеческих прав. Шоколад имеет долгую историю использования принудительного труда во всем мире и на протяжении всей истории.

-2

Казалось бы, это было возможно раньше, но что сейчас? Однако сейчас не широко известен тот факт, что наше потребление шоколада по-прежнему основано на эксплуатации других людей. Даже сегодня крупные шоколадные компании эксплуатируют фермеров, выращивающих какао. Все мы знаем эти фирмы и любим их шоколад. Но каким образом они это делают?

Что не так с шоколадом?

Во-первых, работа с какао чрезвычайно трудоемка, и часто фермеры не обеспечены необходимыми удобствами для работы. У них ограниченный доступ к воде для гигиенических процедур, нет фильтрованной воды для питья, чистых помещений для приготовления пищи, закрытых от солнца зон для отдыха.

-3

Кроме того, выращивание какао связано с очень нестабильным доходом. Фермерам не выплачивается заработная плата, поскольку какао является товаром с колеблющейся ценой в мировой экономике. Этот нерегулярный доход приводит к нестабильному источнику средств к существованию для фермеров и их семей. Что, собственно, и ведёт нас к причинам основной проблемы – использования детского рабского труда.

Общепризнано, что детский труд не только неэтичен, но, кроме того, принудительный тяжелый детский труд является опасным для здоровья детей. Тем не менее, настораживает не то, что детский труд используется в выращивании какао, а, скорее, степень эксплуатации детей. В целом нет ничего плохого, что дети помогают родителям в работе по мере их возможности. Многие из них младше 12 лет, не имеют из-за работы возможности посещать школу, при этом работают наравне со взрослыми по 12-14 часов.

-4

Бедность приводит к тому, что у фермеров нет необходимых знаний или оборудования для повышения производительности своего труда. Старые деревья производят меньше бобов, но фермеры не могут позволить себе инвестировать в новые. Даже если они будут управлять своими фермами более профессионально, они всё равно не смогут избежать ловушки бедности. Им просто недостаточно платят за их какао.

Современное рабство, незаконный детский труд и крайняя нищета, по-видимому, являются симптомами лежащей в основе более сложной проблемы: экономическая модель какао-промышленности основана на максимальной прибыли. Отношения между производителем, покупателем и конечным пользователем далеко не равны. Этот непрозрачный способ ведения бизнеса позволяет очень легко избежать ответственности за злоупотребления в начале цепочки. В результате люди просто смиряются с неравенством и крайней нищетой, и ничего не меняется. Ничего не менялось, пока не появился Тони.

-5

17 плиток шоколада и привезённые в суд рабы

В начале 2000-х годов в мире шоколада случилась совершенно безумная история. Голландский репортёр и писатель Тён ван де Кёкен (более известный, как Тони), работая над темой шоколадного бизнеса выяснил, что крупные производители шоколада не особо шевелятся, чтобы как-то выполнять подписанный недавно протокол, который запрещал использовать рабский и детский труд при работах на плантациях какао.

Кажется, в обществе об этом говорили, принимали какие-то законы, но реально ничего не работало. Тогда Тони пошёл на безумный шаг – записал видео, где он съедает 17 плиток шоколада, а затем подал сам на себя иск в суд, как на человека, который употребил нелегально произведённый продукт с использованием рабского труда.

Более того, Тони привез несколько бывших рабов с плантаций, которые работали там детьми, чтобы они дали против него показания в суде. К его большому разочарованию, Тони не признали виновным. Его преступление состояло в том, что он съел плитки шоколада, а этого было недостаточно. Дело получилось довольно громким, но никто из производителей шоколада не обратил на него внимания, провокация не сработала и это дело быстро замяли.

-6

Шоколад без рабства возможен?

К концу 2005 года Тони решил изменить свою политику и вместо того, чтобы отчаянно убеждать производителей шоколада перестать использовать рабский труд, он основал собственный бренд шоколада – Tony's Chocolonely. В его производстве он решил использовать абсолютно прозрачную систему и, разумеется, не использовать рабский труд.

Через два года суд Амстердама признал шоколад Тони первым в мире шоколадом, который действительно не использует эксплуатацию людей. Все процессы выращивания, добычи, обработки, производства и продажи шоколада открыты и прозрачны. Бренд ожидал большой успех.

-7

Конечно, все остальные шоколадные компании сильно обиделись на Тони и даже подали на его компанию иск в суд. Один известный швейцарский производитель шоколада заявил, что Тони портит их репутацию и «произвести шоколад без использования рабского труда невозможно». Но дело они проиграли.

Сегодня Tony’s Chocolonely является любимой шоколадной компанией в Нидерландах и занимает 20% рынка.

«Мы должны доказать нашим конкурентам и правительствам, что вы можете делать вкусный шоколад и добиваться коммерческого успеха, искореняя рабство в производственно-сбытовой цепочке», - говорит Тони в своём интервью Independent.

Каждая плитка шоколада Tony's разделена на неравномерные кусочки, чтобы показать, как деньги, сделанные из какао, неравномерно делятся между участниками процесса создания и продажи шоколада.

-8

У компании пять основных принципов: возможность отслеживать происхождение всех ингредиентов, платить фермерам более высокую цену, повышать производительность фермеров и побуждать их применять современные методы и диверсифицировать урожай, а также вкладывать средства в долгосрочные обязательства и фермерские кооперативы, чтобы дать фермерам возможность работать вместе.

У Tony's Chocolonely есть пять кооперативов в Кот-д'Ивуаре и Гане, с которыми она работает, чтобы обеспечить сегрегацию какао-бобов на всех этапах цепочки поставок. Кампания подчеркивает, что шоколад Tony’s не идеален, всё же время от времени они обнаруживают небольшие проблемы. Например, работники, которые носят на работу неподходящую одежду.

«Шоколад – это роскошь»

Tony’s Chocolonely платит фермерам прожиточный минимум, принимая во внимание размер их семьи и их фермы, а также добавляя сверху «премию Тони». Это самая важная часть, потому что детское рабство вызвано низкой заработной платой и бедностью, а когда у семьи есть стабильный доход, эксплуатация детей перестаёт быть необходимостью.

«Большинство фермеров, выращивающих какао, не могут заработать что-то хотя бы близко напоминающее прожиточный минимум. Они не могут прокормить свои семьи. Дети не могут ходить в школу, потому что семье нужно проработать месяц, чтобы купить школьную форму для ребенка. Экономические условия приводят к детскому рабству, потому что это единственный выход для семей», - считает Тони.

Однако крупнейшие производители шоколада, похоже, всё ещё заинтересованы в снижении цен на какао. Tony’s хочет показать им, что другой способ не только возможен, но и выгоден.

-9

«И это не единственная часть рынка, которая нуждается в изменениях. Торговцы активно продвигают рабский шоколад по дешевым ценам, а это означает, что потребители привыкли платить за него так мало. Этика и честная торговля не всегда важны для покупателей. Мы хотим, чтобы люди согласились с тем, что шоколад – это роскошь, и платили за него больше», - говорит Тони.

Преодолеть желание потребителей покупать дешевый шоколад нелегко. Но, кажется, что именно сейчас, особенно среди молодежи, люди начинают приходить к тому, что они хотят понимать на что тратятся их деньги и потреблять пусть и более дорогие, но этичные товары.

Интересно, что шоколад Tony's Chocolonely весом 180 грамм в бельгийских магазинах стоит €4,5 за плитку. Это не на много дороже качественного шоколада других бельгийских или швейцарских брендом. Так что о сильной переплате речи не идёт.

Помимо цен и этичности этого шоколада, хочется сказать с точки зрения большой ценительницы шоколада, - Tony's Chocolonely – это ещё и просто очень вкусно. Помимо стандартного горького, молочного и белого шоколада компания предлагает и более изысканные вкусы, например, миндаль и морская соль, или белый шоколад с малиновой крошкой. Так что, каждый найдёт себе подходящий вкус и, надеюсь, разделит девиз Тони: «Crazy about chocolate, serious about people».

-10

Автор: Татьяна Гендель

Еда
6,93 млн интересуются