В этой статье я расскажу об интересном экспонате Веломузея – детском модульном самокате конструкции дизайнера и изобретателя Владимира Александровича Ашкина, изготовленном в начале 1980-х годов. Этот экспонат уже много лет находится в коллекции Веломузея, но серьезный обзор его я не делал, так как не удавалось достоверно установить производителя самоката. Логотип, размещенный на рычаге, управляющем складным механизмом руля и резиновой накладке платформы настолько «затейливый», что сложить из него буквы, определяющие название завода мне не удавалось. ;-)
После проведенного исследования я могу уверенно утверждать, что самокат изготовлен на Нововолынском Заводе Специального Технологического Оборудования имени 60-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции, располагавшемся в городе Нововолынск Волынской области УССР. Строительство завода проходило в 1975 - 1979 гг. в соответствии с десятым пятилетним планом развития народного хозяйства СССР на основе межправительственного соглашения СССР, ГДР и ПНР по программе производственной кооперации Совета Экономической Взаимопомощи. 25 января 1977 года была введена в эксплуатацию первая очередь завода, 11 ноября 1977 года - вторая очередь завода, а в 1979 году предприятие заработало на полную мощность. Основной продукцией завода были специальные электромоторы различных типов и прочее электротехническое оборудование (генераторы, трансформаторы и т.п.). В качестве изделий ширпотреба предприятие производило популярные в СССР катушки для спиннингов и другие товары народного потребления. В советское время завод был крупнейшим предприятием города, а численность работников составляла около 5000 человек. Сейчас это предприятие, увы, уже не существует.
Владимир Александрович Ашкин оставил заметный след в отечественном транспортном дизайне. Самым узнаваемым и без натяжек всемирно-известным его творением является товарный знак Волжского Автомобильного Завода – знаменитая «ладья»! Владимир Ашкин занимался дизайном с начала 1960-х годов и сотрудничал с разными предприятиями и организациями. На Волжском Автозаводе в 1970-х занимал должность начальника Центра Стиля ВАЗ. Разработал множество необычных транспортных средств – два автомобиля, мото-мобиль (тяжелый трехколесный мотоцикл со стеклопластиковым кузовом), минимокик, различные варианты роллеров и детских велосипедов. Занимался педагогической деятельностью, основав в Ташкенте «Клуб-студию дизайна Ашкина» при Ташкентской городской станции юных техников; участвовал со своими изделиями в выставках Научно-Технического Творчества Молодежи (НТТМ) – модном в 1980-х годах общественном движении, поддерживаемом государством.
Самокат, а вернее – «комбинированный детский роллер», был разработан В.А. Ашкиным в конце 1970-х. Модульная конструкция позволяла преобразовывать машину из самоката в велосипед путем монтажа приставки с седлом и педальным цепным приводом. Всего изобретатель придумал более 30 блоков-элементов, преображающих это транспортное средство то в самокат-ледоход, то в веломобиль. В феврале 1979 года от Нововолынского Завода Специального Технологического Оборудования была подана заявка на авторское свидетельство, предметом которого была конструкция самоката со съемным велосипедным приводом. Автором значится В.А. Ашкин и двое соавторов. Приоритет заявки утвержден в мае 81-го. Примерно тогда же началось производство самоката на Нововолынского Завода Специального Технологического Оборудования. Годы производства изделия точно установить мне не удалось, как и тираж его. Судя по всему, самокат производили без велосипедной приставки, так как мне она ни разу не попадалась, хотя самокаты я видел не раз.
Конструкция самоката весьма оригинальна: он имеет подвеску обеих колес, где упругим элементом являются резиновые блоки. Передняя и задняя вилки, площадка, а также взаимозаменяемые колеса отлиты из алюминиевого сплава. Рама стальная, трубчатая. Предусмотрен механизм, позволяющий быстро изменять положение руля, а также складывать его, что существенно уменьшает габариты самоката для перевозки в багажнике автомобиля или удобного хранения. В пластиковые ручки руля встраивались клаксоны; они не сохранилась, но есть возможность воспроизвести их по имеющемуся на другом самокате оригинальному экземпляру.
Посмотрите обзоры детских самокатов из коллекции Веломузея: