Найти тему
Андрей Мятиев

Удивительный самокат-трансформер конструкции Владимира Ашкина, автора логотипа ВАЗа, изготовленный в начале 1980-х годов.

В этой статье я расскажу об интересном экспонате Веломузея – детском модульном самокате конструкции дизайнера и изобретателя Владимира Александровича Ашкина, изготовленном в начале 1980-х годов. Этот экспонат уже много лет находится в коллекции Веломузея, но серьезный обзор его я не делал, так как не удавалось достоверно установить производителя самоката. Логотип, размещенный на рычаге, управляющем складным механизмом руля и резиновой накладке платформы настолько «затейливый», что сложить из него буквы, определяющие название завода мне не удавалось. ;-)

Самокат-трансформер конструкции Владимира Ашкина, изготовленный в начале 1980-х годов на Нововолынском Заводе Специального Технологического Оборудования имени 60-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самокат-трансформер конструкции Владимира Ашкина, изготовленный в начале 1980-х годов на Нововолынском Заводе Специального Технологического Оборудования имени 60-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Самокат-трансформер конструкции Владимира Ашкина, изготовленный в начале 1980-х годов на Нововолынском Заводе Специального Технологического Оборудования имени 60-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самокат-трансформер конструкции Владимира Ашкина, изготовленный в начале 1980-х годов на Нововолынском Заводе Специального Технологического Оборудования имени 60-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самокат-трансформер конструкции Владимира Ашкина, изготовленный в начале 1980-х годов на Нововолынском Заводе Специального Технологического Оборудования имени 60-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самокат-трансформер конструкции Владимира Ашкина, изготовленный в начале 1980-х годов на Нововолынском Заводе Специального Технологического Оборудования имени 60-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самокат-трансформер конструкции Владимира Ашкина, изготовленный в начале 1980-х годов на Нововолынском Заводе Специального Технологического Оборудования имени 60-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самокат-трансформер конструкции Владимира Ашкина, изготовленный в начале 1980-х годов на Нововолынском Заводе Специального Технологического Оборудования имени 60-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

После проведенного исследования я могу уверенно утверждать, что самокат изготовлен на Нововолынском Заводе Специального Технологического Оборудования имени 60-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции, располагавшемся в городе Нововолынск Волынской области УССР. Строительство завода проходило в 1975 - 1979 гг. в соответствии с десятым пятилетним планом развития народного хозяйства СССР на основе межправительственного соглашения СССР, ГДР и ПНР по программе производственной кооперации Совета Экономической Взаимопомощи. 25 января 1977 года была введена в эксплуатацию первая очередь завода, 11 ноября 1977 года - вторая очередь завода, а в 1979 году предприятие заработало на полную мощность. Основной продукцией завода были специальные электромоторы различных типов и прочее электротехническое оборудование (генераторы, трансформаторы и т.п.). В качестве изделий ширпотреба предприятие производило популярные в СССР катушки для спиннингов и другие товары народного потребления. В советское время завод был крупнейшим предприятием города, а численность работников составляла около 5000 человек. Сейчас это предприятие, увы, уже не существует.

Авторское свидетельство на изобретение "Самокат".
Авторское свидетельство на изобретение "Самокат".
Авторское свидетельство на изобретение "Самокат".
Авторское свидетельство на изобретение "Самокат".
Авторское свидетельство на изобретение "Самокат".
Авторское свидетельство на изобретение "Самокат".
Авторское свидетельство на изобретение "Самокат".
Авторское свидетельство на изобретение "Самокат".

Владимир Александрович Ашкин оставил заметный след в отечественном транспортном дизайне. Самым узнаваемым и без натяжек всемирно-известным его творением является товарный знак Волжского Автомобильного Завода – знаменитая «ладья»! Владимир Ашкин занимался дизайном с начала 1960-х годов и сотрудничал с разными предприятиями и организациями. На Волжском Автозаводе в 1970-х занимал должность начальника Центра Стиля ВАЗ. Разработал множество необычных транспортных средств – два автомобиля, мото-мобиль (тяжелый трехколесный мотоцикл со стеклопластиковым кузовом), минимокик, различные варианты роллеров и детских велосипедов. Занимался педагогической деятельностью, основав в Ташкенте «Клуб-студию дизайна Ашкина» при Ташкентской городской станции юных техников; участвовал со своими изделиями в выставках Научно-Технического Творчества Молодежи (НТТМ) – модном в 1980-х годах общественном движении, поддерживаемом государством.

Статья о Владимире Ащкине и его изобретениях  в журнале "Моделист-Конструктор" №2 за 1991 год.
Статья о Владимире Ащкине и его изобретениях в журнале "Моделист-Конструктор" №2 за 1991 год.

Самокат, а вернее – «комбинированный детский роллер», был разработан В.А. Ашкиным в конце 1970-х. Модульная конструкция позволяла преобразовывать машину из самоката в велосипед путем монтажа приставки с седлом и педальным цепным приводом. Всего изобретатель придумал более 30 блоков-элементов, преображающих это транспортное средство то в самокат-ледоход, то в веломобиль. В феврале 1979 года от Нововолынского Завода Специального Технологического Оборудования была подана заявка на авторское свидетельство, предметом которого была конструкция самоката со съемным велосипедным приводом. Автором значится В.А. Ашкин и двое соавторов. Приоритет заявки утвержден в мае 81-го. Примерно тогда же началось производство самоката на Нововолынского Завода Специального Технологического Оборудования. Годы производства изделия точно установить мне не удалось, как и тираж его. Судя по всему, самокат производили без велосипедной приставки, так как мне она ни разу не попадалась, хотя самокаты я видел не раз.

Статья о самокате  в журнале "Моделист-Конструктор" № 10 за 1982 год.
Статья о самокате в журнале "Моделист-Конструктор" № 10 за 1982 год.
Статья о самокате  в журнале "Моделист-Конструктор" № 10 за 1982 год.
Статья о самокате в журнале "Моделист-Конструктор" № 10 за 1982 год.

Конструкция самоката весьма оригинальна: он имеет подвеску обеих колес, где упругим элементом являются резиновые блоки. Передняя и задняя вилки, площадка, а также взаимозаменяемые колеса отлиты из алюминиевого сплава. Рама стальная, трубчатая. Предусмотрен механизм, позволяющий быстро изменять положение руля, а также складывать его, что существенно уменьшает габариты самоката для перевозки в багажнике автомобиля или удобного хранения. В пластиковые ручки руля встраивались клаксоны; они не сохранилась, но есть возможность воспроизвести их по имеющемуся на другом самокате оригинальному экземпляру.

Посмотрите обзоры детских самокатов из коллекции Веломузея:

Благодарю за лайки, репосты и подписки - ими вы помогаете развитию канала!

Самокат-трансформер конструкции Владимира Ашкина, изготовленный в начале 1980-х годов на Нововолынском Заводе Специального Технологического Оборудования имени 60-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самокат-трансформер конструкции Владимира Ашкина, изготовленный в начале 1980-х годов на Нововолынском Заводе Специального Технологического Оборудования имени 60-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самокат-трансформер конструкции Владимира Ашкина, изготовленный в начале 1980-х годов на Нововолынском Заводе Специального Технологического Оборудования имени 60-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самокат-трансформер конструкции Владимира Ашкина, изготовленный в начале 1980-х годов на Нововолынском Заводе Специального Технологического Оборудования имени 60-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самокат-трансформер конструкции Владимира Ашкина, изготовленный в начале 1980-х годов на Нововолынском Заводе Специального Технологического Оборудования имени 60-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самокат-трансформер конструкции Владимира Ашкина, изготовленный в начале 1980-х годов на Нововолынском Заводе Специального Технологического Оборудования имени 60-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самокат-трансформер конструкции Владимира Ашкина, изготовленный в начале 1980-х годов на Нововолынском Заводе Специального Технологического Оборудования имени 60-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самокат-трансформер конструкции Владимира Ашкина, изготовленный в начале 1980-х годов на Нововолынском Заводе Специального Технологического Оборудования имени 60-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самокат-трансформер конструкции Владимира Ашкина, изготовленный в начале 1980-х годов на Нововолынском Заводе Специального Технологического Оборудования имени 60-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самокат-трансформер конструкции Владимира Ашкина, изготовленный в начале 1980-х годов на Нововолынском Заводе Специального Технологического Оборудования имени 60-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самокат-трансформер конструкции Владимира Ашкина, изготовленный в начале 1980-х годов на Нововолынском Заводе Специального Технологического Оборудования имени 60-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самокат-трансформер конструкции Владимира Ашкина, изготовленный в начале 1980-х годов на Нововолынском Заводе Специального Технологического Оборудования имени 60-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.