В коллекции Веломузея находится несколько экземпляров отечественных детских самокатов оригинальной конструкции, о производителе которых у меня нет достоверных сведений. По совокупности признаков можно заключить, что самокаты изготовлены в 1970-х - 1980-х годах каким-то предприятием в СССР, в качестве изделия "ширпотреба". Судя по тому, что в конструкции использованы дюралевые трубки и другие части из этого же металла, а также характерным заклепкам, можно с большой долей вероятности заключить, что завод, выпускавший эти самокаты, был связан с авиационной промышленностью и при изготовлении их использовал отходы основного производства. Эмблема, хорошо сохранившаяся на одном из аппаратов, изображает Буратино на самокате и имеет в основе стилизованную литеру «К». Есть предположение, что производителем этих детских игрушек был Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова – одно из крупнейших в СССР предприятий авиапрома. Как известно, помимо своей основной продукции, завод производил довольно широкий ассортимент изделий «широкого потребления», (к примеру, известные на всей территории Советского Союза моторные лодки «Казанка»).
Поправка: на публикацию откликнулся читатель, уточнивший, что самокаты изготовлены Куйбышевским Агрегатным Производственным Объединением. Предприятие относилось к авиационной промышленности, занималось производством шасси и других элементов для различных типов самолетов, а самокаты выпускало в качестве изделия "ширпотреба", используя отходы основного производства – дюралевые трубки и листы. Спасибо Сергею Алешину за информацию!
Самокаты, хранящиеся в коллекции Веломузея представляют собой две немного разные модели, отличающиеся тормозом, наличием багажника у одной из них и некоторым декоративными элементами (впрочем, багажник вполне можно отнести к декоративным элементам). У первого самоката роль тормоза выполняет заднее крыло, на которое нужно давить ногой. У второго тормоз выполнен в виде отдельной педали в задней части площадки для ног. Следуя обычной логике производства в СССР, предполагаю, что модель с отдельным тормозом и декоративным номером на руле – более ранняя. Как правило, изделия упрощались по мере серийного выпуска, иногда даже теряя при этом свои функции – таковы были реалии советской плановой экономики, где экономия нескольких граммов металла на изделие ценилась выше, чем удобство пользователя.
Сравнивая эти самокаты с другими аналогичными изделиями советского производства, следует отметить, что выполнены они с довольно высоким качеством, имеют небольшой вес и грамотно сконструированы, так что детишки катались на них с удовольствием, не досаждая родителям постоянными просьбами: «Пап, ну почини самокат… ну почини-и-и!» ;-)
Посмотрите обзоры других советских детских велосипедов из коллекции Веломузея - может, среди них найдутся велосипедики, которыми вы сами пользовались в детстве, а то и ваши родители или бабушки-дедушки: