Найти тему
Андрей Мятиев

Детский самокат "Запорожсталь" 1970-х годов - из коллекции Веломузея.

Самокат - очень популярное городское транспортное средство в наше время. Трудно поверить, что всего 20 лет назад самокат был исключительно детской игрушкой и даже не мыслился ни в каком другом качестве. Производство самокатов в Советском Союзе началось задолго до Великой Отечественной Войны. Как правило, изготовлением этого товара занимались мелкие предприятия местной промышленности, фабрики игрушек и артели. В 1950-80-е годы самокаты производились крупными заводами в качестве "товара широкого потребления", т. е. на советском бюрократическом жаргоне - "ширпотреба". «Ширпотреб» - общее название для товаров повседневного потребления (особенно продуктов лёгкой и пищевой промышленности) широким кругом покупателей, которые стоят относительно дёшево и быстро продаются. Хотя относительная прибыль от продажи таких товаров обычно низка, они продаются в больших количествах, поэтому общий доход может быть высоким. В советской экономике производству средств производства и вооружений уделялось первостепенное внимание, а товаров народного потребления, несмотря не декларируемую «постоянную заботу о повышении благосостояния советских людей», - остаточное. В результате этого возникали «диспропорции между производством средств производства и производством товаров народного потребления». Короче, купить совершенно обычные бытовые вещи в СССР было довольно сложно, а ассортимент их был минимален. Вечный дефицит буквально всего сильно удручал любого советского человека, исключая, разве что социальную верхушку, имеющую доступ к закрытым распределителям и импортным товарам. В периодических попытках ликвидировать этот перекос, а, вернее, несколько заретушировать его, советское правительство обязало все крупные заводы, в том числе и относящиеся к Военно-Промышленному Комплексу, организовать производство «ширпотреба» в дополнение к основной продукции. На предприятиях организовали отдельные цеха, где с максимальным использованием отходов основного производства «клепали» этот самый «ширпотреб». Внимания таким производствам уделялось мало, снабжались оборудованием они в последнюю очередь, поэтому товар выходил обычно довольно низкокачественным и неказистым на вид. В условиях дефицита практически любое бытовое изделие находило спрос, а стимулов к повышению его качества просто не было, как не было и конкуренции между производителями.

Детский самокат "Запорожсталь" 1970-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский самокат "Запорожсталь" 1970-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский самокат "Запорожсталь" 1970-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский самокат "Запорожсталь" 1970-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Возвращаюсь к теме самокатов, скажу, что в 1960-80-х годах качество их было очень низким за редчайшим исключением. Кривые, грубо изготовленные, плохо покрашенные, скрипящие и вихляющиеся «самобеглые коляски» были вечным источником головной боли для родителей и причиной травм для детей. Исключением были лишь самокаты, изготавливавшиеся на велосипедных заводах с использованием технологий велопрома с унификацией некоторых частей с серийными велосипедами. Довольно хорошее качество имели самокаты, построенные на предприятиях авиационной промышленности – благодаря высокой культуре производства и качественным материалам, остающимся от основного производства. Ситуация стала постепенно меняться лишь в годы Перестройки, в середине 80-х, когда военное производство резко уменьшилось и нужно было искать какие-то способы загрузить простаивающие мощности производством конкурентоспособной продукции. Но это уже отдельная история…

Детский самокат "Запорожсталь" 1970-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский самокат "Запорожсталь" 1970-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Представленный самокат изготовлен в 1970-х годах на крупнейшем в УССР металлургическом предприятии – заводе «Запорожсталь». Основным профилем этого индустриального гиганта было производство чугуна, стали и различных видов проката, в том числе из специальных сплавов. В 1960-х на заводе, как и на большинстве крупных предприятий СССР, был основан цех производства ширпотреба. В 1970-80-х одним из товаров, производимых этим цехом, были детские самокаты. Аппарат изготовлен из штампованных элементов, соединенных точечной сваркой. Колеса на подшипниках скольжения (металлических втулках) имеют резиновые литые шины. Передняя вилка соединяется в рамой стальной шпилькой безо всякого намека на втулки. Тормозов нет, от слова «совсем»! В общем, самокат этот – набор технических несуразиц на грани диверсии. Вся конструкция разбалтывалась очень быстро, особенно крепление передней вилки. Края штампованных частей были довольно острыми, что являлось причиной детского травматизма. Несмотря на бесконечный поток рекламаций от пользователей, конструкция самоката не менялась годами.

Посмотрите обзоры советских детских велосипедов 1960-80-х годов:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Детский самокат "Запорожсталь" 1970-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский самокат "Запорожсталь" 1970-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.