Невежество наше было столь дремуче, что о существовании розовых вин никто не знал. Это было в те стародавние пещерные времена, примерно десять лет назад, когда мы могли работать годами и годами, кое-кто уже считался опытным официантом, но как только дело доходило до винной карты - предлагали или красное, или белое, или "шампанское", коим словом обозначались все игристые вина без разбора.
Я не могу точно вспомнить, как мы узнали о розовых винах; в памяти сохранилась только одна из самых первых лекций казанского корпоративного сомелье. Эту лекцию организовал нам владелец заведения, где я на тот момент работал, по тем понятиям и тем временам - неслыханное дело: шутка ли, собственный персонал - да ещё и обучать за свой счёт?
Лекция включала и дегустацию, отчего мы, одурев от первой в жизни возможности законно накидаться на работе, буквально на глазах превратились в стаю бабуинов. Если б кто дал нам кисть бананов - мы бы сказали, что это многочлен: такого рода настроение было. Сомелье очень огорчалась, глядя на нас. Она пришла рассказывать о разнице между мерло и темпранильо, а мы ревели, что вино ваще норм, айда ещё наливай. Христианский миссионер и африканцы.
И вот на такой лекции нам впервые продемонстрировали, рассказали и дали попробовать первое в лично моей жизни розовое вино. Охлаждённое, свежее, фруктовое.
И непривычное. Достаточно сказать, что даже спустя десяток лет в винной карте всякого заведения есть:
- пяток или десяток красных тихих вин,
- пяток или десяток белых тихих вин,
- пяток или десяток игристых вин,
- одно розовое. Два розовых.
В заведении, где сейчас работаю, довольно неплохая винная карта. Собраны вина почти со всего света, отовсюду по чуть-чуть, а вместе получается десятка три наименований. Розовое было одно; до недавнего времени; добавили второе и третье буквально недавно. И они идут в зал весьма неохотно. Намного выше вероятность, что вечерний гость за ужином захочет выпить замечательное кофе капучино с корицей погорячее, чем бокал розового.
Каково же было моё удивление, простите мне этот штамп на уровне "Мороз крепчал", когда выяснилось, что своими розовыми винами славится Венгрия.
Мы знали, что розовое вино может быть, к примеру, из Австрии. Ну Испания. Ну Калифорния. Мы видели розовое Prosecco. Но Венгрия?
А меж тем в рассуждении розовых вин у них есть и своя специфика:
а) венгерские розовые вина, как правило, светлого оттенка, то есть выглядят "бледноватыми" (отчего я, кстати, в первый наш визит в Будапешт отнёсся к этим бутылкам с подозрением, полагая, что чем розовее - тем более лучше как бы; привык, что известные розовые вина довольно насыщенного цвета; гораздо позже узнал, что палитра там весьма широкая, это не говорит о качестве или типа того);
б) их не выдерживают в бочке, а вместо этого используют чаны из нержавеющей стали, отчего сохраняется бодрость и свежесть вин, сохраняется именно "фруктовость" (дуб как раз всё это убирает, он немного "старит" вино, повышает его в чине, сообщает ему некое такое, изволите ли видеть, благородство, стать).
в) самым популярным сортом розового вина в Венгрии является какой-то Кекфранкош; по всей видимости, автохтонный сорт, ибо я в жизни не слышал о таком.
Я не знаю ни одного казанского заведения, где предлагали бы венгерские вина вообще, а тем более - розовые.
Однажды мы сообщили родителям жены "новость", что в Венгрии, оказывается, есть знаменитое вино "Токай". И они пустились в воспоминания, как пили его в молодости, ещё в советские времена, легко можно было купить. Я не понимаю: тогда было везде - а сейчас почему нет нигде?
Возвращаясь в Казань из Будапешта этой осенью, мы купили себе вот такое, например, венгерское розовое:
Венгры почему-то называют его "Саушка". По-моему, очевидно, что здесь написано "Соска".
Состав: Каберне Фран, Каберне Совиньон, Мерло, Португизер, Сира. Специально указано, что unoaked - невыдержанное, стало быть.
Стоит немногим больше 600 рублей, кстати.
А сама винодельня Sauska - как пишут, одна из самых современных и инновационных виноделен Венгрии - основана венгерским эмигрантом из Калифорнии, кстати, каковая Калифорния, смотрите выше, также славится своими винами.
Эмигранта зовут Кристиан Сауска. Он владеет также винодельней в регионе Токай.