Осенью всеми любимая «Шарлотка» традиционно на столах. Хозяйки соревнуются – кто с маслом в тесте, кто на чистом бисквите готовит. В моей семье этот яблочный десерт называли уважительно – Шарлотта Ивановна, не иначе.
Мой любимый муж придумал моей выпечке это имечко. Я всегда смеялась на его «О, Шарлотта Ивановна!» и говорила: «Ты к ней, как герцогине обращаешься!» Он отвечал, что только так и надо, он вообще имена с суффиксом -к- употреблял редко, но к месту. А уж отчество прибавлял, если кто-то или что-то (как в данном случае #Шарлотка) достоин был самой высокой оценки.
Не могу сказать, что я супер-кулинарка, но Шарлотта Ивановна действительно получается пушистой и вкусной. Печь я ее обычно начинала с конца августа, как только появлялись первые настоящие яблоки и до ноября примерно. Зимой другие десерты – дрожжевые пироги, песочные венские, рулеты и прочее, прочее. Изредка повторяла Шарлотту Ивановну по просьбе мужа, но с вариациями – то орехов на яблоки насыплю, то верх присыплю геркулесовыми хлопьями, чтобы понарядней выглядела.
Мой рецепт самый обычный: три-четыре яблока, три яйца, чашка сахара и чашка муки, немного разрыхлителя. Взбить яйца с сахаром, смешать с мукой, залить тестом яблоки. Яблоки режу крупно, на дольки, кожицу никогда не снимаю, укладываю плотно на дно 26-ти сантиметровой разъемной формы.
Яблоки беру любые, какие есть, но больше всего люблю свежую осеннюю антоновку – крупную, с желтым боком, с плотной мякотью и такую кислую, что на слезу пробивает. Если нет таких яблок, даже белый налив подойдет, только резать его надо крупнее. Покупные магазинные яблоки тоже беру, если садовых нет – испанский сладкий гольден прекрасно себя ведет под бисквитной массой.
Казалось бы, ну что нового написала – все пекут шарлотку! А мне дорог этот пирог, как воспоминание о счастье. Первый раз я накормила шарлоткой будущего мужа много лет назад, в наш конфетно-букетный период. Тогда я и предположить не могла, что мы станем семьей.
Он меня пригласил в Пушкинские горы, я и взяла с собой в дорогу шарлотку, бутерброды и соленые огурцы. Шарлотку испекла моя подруга – я в то время не знала, с какой стороны к плите подойти, не то чтобы печь. Огурцы солила моя мама, а бутерброды сделала я сама, это я умела. Тем более, что в юности только так и питалась. Как мы съели бутерброды, я не помню, над огурцами друзья посмеялись – «наш человек!», а вот шарлотка произвела впечатление. Он мне потом всю жизнь припоминал и эту поездку в снега, к Пушкину, и зимнюю шарлотку.
Сегодня на кухне достала три последних #антоновских яблока, повертела их так и эдак – хотела запечь или зефир сделать, а потом передумала. Время шарлотки еще не прошло, #октябрь на дворе. Хоть и не вернуть то далекое счастье, но есть радость воспоминаний, любовь, она такая - не проходит.
И на столе уже – красные зимние яблоки, тоже садовые, крепкие, сладкие. Песочные пироги с ними будут замечательные. А ее светлость Шарлотта Ивановна вернется ко мне следующей осенью, только, может, в феврале испеку, в Пушкинские памятные дни.