Один из самых известных фактов о мусульманах это то, что они не едят свинину.
На чём же основан этот запрет?
Вопрос не о научном или медицинском доказательстве вреда свинины, информацию о чём тоже можно найти при желании. Вопрос именно о каноническом обосновании.
Безусловно, главным указанием на запретность свинины является аят из пятой суры "Маида":
«Вам запрещены мертвечина, кровь, МЯСО СВИНЬИ и то, над чем не было произнесено имя Аллаха, или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его (до смерти), и то, что зарезано для идолов, а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие»
(аль-Маида 5: 3).
А также аяты из суры "Бакара":
2:172. О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему.
173. Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха.
Или аят в суре "Ан'ам":
6:145. Скажи: «Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха».
Исходя из этих аятов, запретность свинины для мусульманина становится очевидной.
Однако, подобный запрет существует не только у мусульман, но и у иудеев. Что неудивительно, ведь в Библии, а точнее, в Ветхом Завете, который признают и иудеи и христиане, также несколько раз упоминается запрет на употребление свинины.
Например, в книге "Левит" приходит:
Гл.11 Ст. 7 У других животных копыта раздвоены, но они не жуют жвачку. Не ешьте таких животных. Таковы свиньи, значит они нечисты для вас.
8 Не ешьте мяса этих животных! И даже не прикасайтесь к их трупам! Они нечисты для вас!"
Или же в книге "Второзаконие":
Гл.14 Ст. 8 И свиней также не ешьте: у них копыта хотя и раздвоены, но они не жуют жвачку, свиньи для вас - еда нечистая; не ешьте свиное мясо и даже не прикасайтесь к трупу свиньи.
Большинство христиан считают, что этот запрет, как и многие другие, был отменён в Новом Завете стихами наподобие:
Новый завет Деяния Гл.15
Ст. 29 не ешьте еды, принесённой в жертву идолам, избегайте крови, мяса удавленных животных и блуда.
Этот факт, конечно, осложняет жизнь мусульманам и иудеям, живущим среди христиан.
Но надо отметить, что христиане не отказались и от тех вещей, которые упомянуты в данном стихе. Например, кровь используется для приготовления кровяной колбасы. Многие не обращают внимания на то, вышла ли кровь из тела животного.
И тут мы подходим к следующему случаю, когда мусульманину предлагают говядину, баранину или курицу, но он опять отказывается. Почему?
Вернёмся к аяту из суры "Маида":
«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха, или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его (до смерти), и то, что зарезано для идолов, а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие»
(аль-Маида 5: 3).
Из этого аята мы видим, что кроме свинины запрещены кровь и мертвечина. К ним можно отнести мясо любого животного, из тела которого не вышла кровь, будь оно забито, задушено, умерло от болезни. Т.о. выпустить кровь - это обязательное условие забоя. О чём сказал и Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха):
«Ешьте то, из чего выпущена кровь и над чем произнесено имя Аллаха!»
аль-Бухари 2488.
Сомнение в выполнении этого условия может быть причиной отказа от мяса, хотя, вроде бы, это говядина или баранина.
Но, допустим, что животное было зарезано и кровь выпущена. Тут нужно учесть ещё одно условие, которое тоже приходит в суре "Маида":
«Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам»
(аль-Маида 5: 5).
Ибн ‘Аббас сказал: “«Еда людей Писания»– это мясо животных, которых они зарезали”.
См. “Сахих аль-Бухари” 4/636.
Т.е. дозволено мясо такого животного, которое зарезали либо мусульмане, либо иудеи, либо христиане.
Если же забойщик атеист, буддист, индуист или любой другой религии, кроме трёх авраамических, то мясо в этом случае будет запретным.
Ибн ‘Аббас говорил:
“Если животное зарезал огнепоклонник, даже если он упомянул имя Аллаха, то все равно не ешьте это!”
‘Абдур-Раззакъ 8548.
Имам аль-Къуртуби сказал:
“Что касается животных, зарезанных огнепоклонниками, то все ученые, кроме тех, кто отклонился, запрещали употреблять их мясо и жениться на их женщинах, поскольку они не из числа людей Писания!”
См. “Тафсир аль-Къуртуби” 6/77.
Это, наверное, основные моменты, которые нужно знать об отношении мусульман к мясу. Конечно, ещё могут учитываться такие факторы, как общие инструменты при разделке разных видов мяса, или общая посуда. Но это уже частные случаи.
Питайтесь правильно и будьте здоровы!