Найти тему
Кабинет Востоковеда

Боги "Ригведы": Варуна - ручная химера, власть и биполярочка.

Варуну можно назвать "тёмной лошадкой" ведийского пантеона, это один из самых сложных и неоднозначных персонажей "Ригведы". Причём, судя по гимнам, проблема была не в отсутствии фантазии, а в том, что про Варуну насочиняли столько всего, что последователям ведийских культов стало непросто иметь дело с такой амбивалентной силой, которую олицетворял собой Варуна.

Варуна. Южная Индия? 1820-1825 гг. Музей Виктории и Альберта (англ. Victoria and Albert Museum), Лондон. Учётный номер: IM.367-1923. Эл. ресурс URL: https://collections.vam.ac.uk/item/O41631/varuna-god-of-the-water-painting-unknown/
Варуна. Южная Индия? 1820-1825 гг. Музей Виктории и Альберта (англ. Victoria and Albert Museum), Лондон. Учётный номер: IM.367-1923. Эл. ресурс URL: https://collections.vam.ac.uk/item/O41631/varuna-god-of-the-water-painting-unknown/

Уже в первой мандале "Ригведы" ждёт сюрприз: Варуна - это могущественный царь богов, "единодушный с Индрой", равный ему во всём (IV, 34).

"Ведь широкий сделал царь Варуна
Путь для солнца, чтобы следовать (ему).
Безногому он сделал ноги, чтобы приставить,
А еще он отвращает словом даже (того врага),
что проник в сердце.
Мы смягчаем твой гнев, о Варуна,
Поклонениями, жертвами, возлияниями.
О власть имеющий Асура-провидец,
О царь, сними с нас содеянные грехи!
Будь здесь, Варуна, не гневающимся!
О ты с широкой славой, не отними у нас срок жизни".

(c) Ригведа. Мандала I, гимн 24. Пер. Елизаренковой Т. Я. М.: Наука, 1999.

Самое загадочное в образе Варуны - это его гибридная природа. В разных строках одних и тех же гимнов он обозначен как царь богов и асура.

"Я царь Варуна. Для меня установили
(Боги) эти первые асурские силы.
Боги следуют решению Варуны".

(c) Ригведа, IV, 42.

Варуна. Индия. Источник: https://seraphin.squarespace.com/picture/Varuna%20on%20the%20Crocodile?pictureId=573567
Варуна. Индия. Источник: https://seraphin.squarespace.com/picture/Varuna%20on%20the%20Crocodile?pictureId=573567

Асуры - эта своего рода древнеиндийские титаны, то есть архаическая хтонь, которая противопоставляется богам, вносящим в жизнь людей упорядоченные системы. Индра одерживает победу над силами хаоса, представленными асурами, и к власти приходят боги.

При этом в "Ригведе" не говорится напрямую о том, что Индра воевал с Варуной. Это поздние версии, которые сложились логическим образом.

В "Ригведе" Варуна владеет реками и в его глотку втекают "семь рек, словно в полую трубу" (VIII, 69). Речь идёт о семи реках, на которых разлёгся змей Вритра, устроив засуху, пока Индра его не убил (Ригведа. Мандалы I-IV, 1999, с. 477). Как к этому относился Варуна, неизвестно.

Индра сражается с Варуной. Источник: https://seraphin.squarespace.com/picture/Varuna%20on%20the%20Crocodile?pictureId=573567
Индра сражается с Варуной. Источник: https://seraphin.squarespace.com/picture/Varuna%20on%20the%20Crocodile?pictureId=573567

Далее асуры становятся угрозой для порядка, наведённого во Вселенной богами, куда их девать и что с ними делать, непонятно, поэтому любое обращение к этой категории существ в "Ригведе" сопровождается почтительным ужасом.

Однако, такая интерпретация не является однозначно верной. Из того, что сохранилось в древнейших текстах, мы не можем установить наверняка, насколько противопоставляются друг другу боги и асуры, нет однозначной градации, кто хороший, кто плохой, и действительно ли боги враждуют с асурами.

Позднее асуры становятся божествами низшего ранга и представлены мелкими негодниками в глазах богов и сущей напастью с точки зрения людей.

Варуна. Южная Индия, XVIII в. Источник: https://pixels.com/featured/varuna-god-of-the-oceans-indian-school.html
Варуна. Южная Индия, XVIII в. Источник: https://pixels.com/featured/varuna-god-of-the-oceans-indian-school.html

Варуна - божество самых невероятных крайностей, как резидент ведийского пантеона он занимает высочайшее положение, но и среди асуров он главный, достигший "полного асурского господства" (V, 66).

Его могущество не поддаётся осмыслению.

"Он укрепил небо, (этот) всеведущий Асура,
Он измерил протяженность земли.
Он завладел всеми мирами как вседержитель.
Всё ведь это заветы Варуны.
Прославляй так Варуну могучего,
Поклоняйся мудрому пастырю бессмертия!
(У меня,) старающегося создать это произведение,
Силу духа (и) силу действия заостри, о Варуна!
Мы хотим взойти на спасительную ладью,
На которой мы переправились бы через все беды!"

(с) Ригведа, VIII, 42.

Мало того, что он равен Индре, так в гимнах встречается ещё один красноречивый образ: Варуна это бог, который правит ладьёй, ведущей к спасению.

Где-то это уже было, точнее говоря, будет: джайнизм возник в Северо-Западной Индии по разным данным от IX до VI вв. до н.э., и деятелей, которые внесли свой вклад в развитие и распространение этого учения, называют тиртханкарами.

В дословном переводе с санскрита это слово означает “строитель брода”, то есть тот, кто создает переправу через реку жизни на пути к освобождению из круговорота перерождений.

"Ригведа" была составлена ок. 1700-1100 гг. до н.э., то есть раньше, и выходит, что первым высшим существом, создающим переправу через реку невзгод, из которых состоит человеческая жизнь, был Варуна.

Варуна. Восточная Индия, штат Одиша, Бхубанешвар, храм Раджарани, XI в. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Varuna#/media/File:Rajarani_Temple_03.jpg
Варуна. Восточная Индия, штат Одиша, Бхубанешвар, храм Раджарани, XI в. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Varuna#/media/File:Rajarani_Temple_03.jpg

Мог ли такой противоречивый и могущественный персонаж обладать доброжелательным нравом? Нет, это было бы слишком хорошо. Варуна обладает крайне несдержанным характером, напоминающим биполярное расстройство. Как воплощение крайностей, он способен творить великое благо для человека (вплоть до восстановления утраченных конечностей), так и уничтожить в гневе любого.

Он владеет людскими сроками жизни и наделён способностью продлять жизнь человека до "ста осеней". Остальные боги не спорят с решениями Варуны в отношении продолжительности жизни человека (II, 27; IV, 42).

"Перед (этим) Варуной в (его) обители
Все боги (следуют его) завету".

(с) Ригведа, VIII, 41.

В гимнах "Ригведы" не говорится прямым текстом о случаях безумных припадков Варуны, однако, есть много упоминаний о том, как яростен может быть асуробог в своём гневе. В гимнах есть обращения к богам ведийского пантеона с просьбами о заступничестве. Например, Агни может попытаться сдержать Варуну:

"(О Агни, найди (нам) сочувствие у Варуны, ...
Ты, о Агни, как знаток, отврати
Для нас ярость бога Варуны!
Лучший жертвователь, лучший вознида, ярко пылающий,
Избавь нас от всех проявлении ненависти."

(c) Ригведа, IV, 1.

"Этот Агни укоренен как самый благодатный в человеческой общине,
Как лучший господин племен на жертвоприношениях,
Любимый господин племен на жертвоприношениях.
Он владеет жертвенными возлияниями людей,
Приготовленными с помощью Иды.
Пусть спасет он нас от злобности Варуны,
От злобности великого бога".

(с) Ригведа, I, 128.

Если Агни занят и не может защитить от гнева Варуны, то в более поздней мандале "Ригведы" есть гимн, с которым можно попросить о заступничестве Сому или Рудру (он же Шива).

"Вы двое с острым оружием, с острым дротиком, очень милые,
О Сома-Рудра, очень нас пожалейте здесь!
Освободите нас от петли Варуны!
Охраняйте нас благожелательно!"

(с) Ригведа, VI, 74.

Словом, с Варуной бесполезно враждовать кому бы то ни было, его неуязвимость такова, что в "Ригведе" нет ни одного сюжета о том, чтобы кто-то посмел наехать на этого бешеного.

Варуна (фрагмент). Индия, Раджастхан, 1675-1700 гг. Музей искусств округа Лос-Анджелес (англ. Los Angeles County Museum of Art). Источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Varunadeva.jpg
Варуна (фрагмент). Индия, Раджастхан, 1675-1700 гг. Музей искусств округа Лос-Анджелес (англ. Los Angeles County Museum of Art). Источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Varunadeva.jpg

Суровый и непримиримый характер Варуны полностью соответствует его роду деятельности - это местный прокурор. Он наблюдает и анализирует всё, что происходит с людьми, и его бесполезно обманывать.

Ложь, согласно "Ригведе" является грехом. Упоминания об этом есть в гимнах, посвящённых Соме. А в гимнах, посвящённых Варуне, к нему обращаются как к истинному царю, который может ослабить прегрешения человека, путём внесения ясности в отношении всего сущего.

"Прогони же, о Варуна, страх от меня!
Прими меня (к себе), о законный вседержитель!
Сними с меня узость, как веревку с теленка!
Вдалеке от тебя я не могу (быть) ни мгновения!
Не (порази) нас твоим смертельным оружием, о Варуна,
Которое ранит, когда ты ищешь сотворившего грех, о Асура!"

(c) Ригведа, II, 28.

Варуна. Южная Индия, 1820-1825 гг. Музей Виктории и Альберта (англ. Victoria and Albert Museum), Лондон. Учётный номер: IM.367-1923. Эл. ресурс URL: https://collections.vam.ac.uk/item/O41631/varuna-god-of-the-water-painting-unknown/
Варуна. Южная Индия, 1820-1825 гг. Музей Виктории и Альберта (англ. Victoria and Albert Museum), Лондон. Учётный номер: IM.367-1923. Эл. ресурс URL: https://collections.vam.ac.uk/item/O41631/varuna-god-of-the-water-painting-unknown/

Иными словами, этот странный суровый асуробог помогает человеку видеть истину и достигать ясности сознания, поскольку иное моральное состояние может привести к обману и самообману, то есть к греху. А грешные люди в "Ригведе" живут меньше безгрешных в (II, 28).

Как мы видим, "Ригведа" ещё тогда была на полпути к буддизму с его идеей о том, что омрачения сознания ведут к неблагой карме.

Также в "Ригведе" есть намёки на то, что считалось остальными грехами: "хмельное питье, гнев, игральная кость, неразумие" (VII, 86).

Метод казни жестокого бога тоже своеобразен - это петля, которой он, видимо, орудует как Призрак оперы, накидывая на шею грешника. И петля является отличительным атрибутом Варуны в живописных и скульптурных изображениях.

Варуна. Южная Индия, X в. Источник: https://www.tamilnet.com/img/publish/2007/06/varuna1.jpg
Варуна. Южная Индия, X в. Источник: https://www.tamilnet.com/img/publish/2007/06/varuna1.jpg

В 41 гимне IV мандалы "Ригведы" есть намёк на то, что Варуна также может владеть ваджрой наравне с Индрой.

"О Индра и Варуна, поразите вы сверкающим разрядом,
Самой грозной ваджрой, о грозные, того,
Кто для нас злодейский грабитель, обманщик!
На нем измерьте (свою) превосходящую силу!"

(c) Ригведа, IV, 41.

А дальше - очень мило:

"О Индра и Варуна, станьте вы любовниками
Этой молитвы, словно два быка — у коровы!
Пусть она доится для нас, словно пошла она на пастбище,
Великая корова с тысячью струй молока!"

(c) Ригведа, IV, 41.

Местом обитания Варуны обозначены воды, речные и морские (II, 38; IX, 73), и одно из чудес, которое ждут люди от Варуны, - это дождь (V, 85; VII, 64).

"Надзирает за местом этих рек
Варуна, грозный, тысячеокий.
(Он) царь царств, украшение рек.
Непоколебима его власть, длящаяся весь век".

(c) Ригведа, VII, 34.

Варуна и Варунани. Южная Индия, Карнатака, VIII в. Базальт. Чхатрапати Шиваджи Махарадж Васту Санграхалая (англ. Chhatrapati Shivaji Maharaj Vastu Sangrahalaya), Мумбаи. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Chhatrapati_Shivaji_Maharaj_Vastu_Sangrahalaya#/media/File:Varuna_with_Varunani.jpg
Варуна и Варунани. Южная Индия, Карнатака, VIII в. Базальт. Чхатрапати Шиваджи Махарадж Васту Санграхалая (англ. Chhatrapati Shivaji Maharaj Vastu Sangrahalaya), Мумбаи. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Chhatrapati_Shivaji_Maharaj_Vastu_Sangrahalaya#/media/File:Varuna_with_Varunani.jpg

О внешности Варуны в "Ригведе" упомянуто лишь то, что он носит "золотой покров" и "одет в праздничный наряд" (I, 25). Шакти Варуны - Варунани.

У такого чертилы должно быть достойное транспортное средство, и это макара, водная химера, которая сочетает в себе черты крокодила, дельфина, акулы и других представителей животного мира.

Варуна. Индия, Раджастхан, 1675-1700 гг. Музей искусств округа Лос-Анджелес (англ. Los Angeles County Museum of Art). Источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Varunadeva.jpg
Варуна. Индия, Раджастхан, 1675-1700 гг. Музей искусств округа Лос-Анджелес (англ. Los Angeles County Museum of Art). Источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Varunadeva.jpg

Пожалуй, из всех богов, о которых говорится в "Ригведе", Варуна - самый счастливый. У него есть неограниченные полномочия, неоспоримый авторитет, море работы, все его боятся и стремятся угодить, он ходит в золоте и ездит на макаре.

Литература

  • Ригведа. Мандалы I-IV. Пер. Елизаренковой Т. Я. М.: Наука, 1999.
  • Ригведа. Мандалы V-VIII. Пер. Елизаренковой Т. Я. М.: Наука, 1999.
  • Ригведа. Мандалы IX-X. Пер. Елизаренковой Т. Я. М.: Наука, 1999.
Боги "Ригведы". | Кабинет Востоковеда | Дзен

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Кабинет Востоковеда

Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.

"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен