Найти в Дзене
Кабинет Востоковеда

Боги "Ригведы": Агни - "яркий, как богатство, видом, как солнце", "он девицам любовник и женщинам - муж".

Санскритское слово "agni" означает "огонь", а также - имя одного из божеств, воспеваемых в "Ригведе". А что такое "Ригведа"? Это самый ранний из дошедших до нас религиозных текстов полуострова Индостан, составленный ок. 1700-1100 гг. до нашей эры. "Ригведа" представляет собой сборник гимнов, посвященный Индре, Агни, Ваю, Рудре и другим божествам, которые относятся к так называемому ведийскому пантеону, или пантеону Вед.

Агни. Индия, династия Пала, XI в. Базальт. Высота - 31 см.  Британский музей (англ. The British Museum), Лондон. Учётный номер: 1872,0701.63. Эл. ресурс URL: https://www.britishmuseum.org/collection/object/A_1872-0701-63
Агни. Индия, династия Пала, XI в. Базальт. Высота - 31 см. Британский музей (англ. The British Museum), Лондон. Учётный номер: 1872,0701.63. Эл. ресурс URL: https://www.britishmuseum.org/collection/object/A_1872-0701-63

Хотарам, или жрецам жертвенных костров времён Хараппы и Мохенджо-Даро горячий Агни представлялся чем-то средним между эталоном мужественности и напарником-сайдкиком блокбастерного супергероя.

Агни - привлекательнейший бог, бог-красавец, бог-огонь, который решает все бытовые вопросы и усиливает военную мощь "разрушителя крепостей" Индры - главного героя "Ригведы".

В политеистических традициях боги как правило отвечают за отдельные стихии, природные явления и самые необходимые в глазах населения аспекты существования.

Что может быть важнее для физического благополучия человека древности, чем огонь, который согреет тебя и твою пищу, и уничтожит всё, что тебе дорого, если его не укротить.

Агни. Дерево, резьба. Южная Индия. Музей Гиме (фр. Musee Guimet, Париж. Публикация: Ions V. Indian Mythology (Library Of The World's Myths & Legends). Rushden: Newnes Books, 1983. P. 21.
Агни. Дерево, резьба. Южная Индия. Музей Гиме (фр. Musee Guimet, Париж. Публикация: Ions V. Indian Mythology (Library Of The World's Myths & Legends). Rushden: Newnes Books, 1983. P. 21.

"Яркий, как богатство, видом, как солнце,
Дыхание, как жизненная сила, близкий, как сын,
Свирепый, как дикий зверь, он преследует деревья,
Светлый, как коровье молоко, ярко сияющий.
Он несет покой, приятен, как привычное место,
Созревший, как зерно, победитель людей,
Поющих хвалу, как риши, прославленный среди племен,
Обласканный, как конь-победитель, он наделяет силой.
Тот, к чьему пламени трудно привыкнуть, и всё же
близкий, как сила духа человека,
Он готов для каждого, как жена на ложе.
Когда он, яркий, засверкал среди племен, как белый конь,
Блестящий, как колесница, (он стал) ярым в сражениях.
Словно выпущенное войско, он внушает ужас,
Как молния—стрела стрелка, имеющая грозный вид.
Один близнец — это рожденный Агни, другой близнец —
то, что должно родиться.
Он девицам любовник, женщинам муж.
К нему, когда он зажжен, мы приходим для вас,
В движении ли он или в покое, как коровы приходят домой.
Он погнал вперед устремленные вниз воды, как течение —
бурлящий поток.
Замычали коровы при виде солнца".

(c) Ригведа. Мандала I, гимн 66. Пер. Елизаренковой Т. Я. М.: Наука, 1999.

Агни. Тамилнад, Южная Индия, 1830-ые гг. Британский музей (англ. The British Museum), Лондон. Учётный номер: 1962,1231,0.13.82. Эл. ресурс URL: https://www.britishmuseum.org/collection/object/A_1962-1231-0-13-82
Агни. Тамилнад, Южная Индия, 1830-ые гг. Британский музей (англ. The British Museum), Лондон. Учётный номер: 1962,1231,0.13.82. Эл. ресурс URL: https://www.britishmuseum.org/collection/object/A_1962-1231-0-13-82

Веды также являются источником информации о том, как выглядели резиденты древнейшего на территории Индостана ведийского пантеона. Агни был "приятным на вид" и сияющим красотой хотаром, готовым принять подношения 24/7.

До нас дошли поздние и современные живописные изображения, в которых Агни предстаёт двуликим божеством с кожей красного цвета. В скульптурных изображениях Агни также приметен двумя головами и, в некоторых случаях, остроконечной бородой. Среди атрибутов встречаются чётки и сосуд.

Его ваханой, или ездовым животным является баран или козёл. Самые древние изображения огненного бога представляют собой произведения мелкой металлической пластики. Они чрезвычайно редки.

Агни. Бронза. Западная Бенгалия, Восточная Индия, IX в. Музей искусств округа Лос-Анджелес (англ. The Los Angeles County Museum of Public Art). Эл. ресурс URL: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:9th_century_Agni_god_sculpture_LACMA_collection.jpg
Агни. Бронза. Западная Бенгалия, Восточная Индия, IX в. Музей искусств округа Лос-Анджелес (англ. The Los Angeles County Museum of Public Art). Эл. ресурс URL: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:9th_century_Agni_god_sculpture_LACMA_collection.jpg

Агни. Бронза, 7,7х4,5х3,5 см. Бенгалия, Северо-Восточная Индия, XI в. Музей Эшмола (англ. Ashmolean Museum of Art and Archaeology), Оксфорд. © Ashmolean Museum, University of Oxford. Учётный номер: EA1998.30. Эл. ресурс URL: http://jameelcentre.ashmolean.org/collection/4/880/884/11322
Агни. Бронза, 7,7х4,5х3,5 см. Бенгалия, Северо-Восточная Индия, XI в. Музей Эшмола (англ. Ashmolean Museum of Art and Archaeology), Оксфорд. © Ashmolean Museum, University of Oxford. Учётный номер: EA1998.30. Эл. ресурс URL: http://jameelcentre.ashmolean.org/collection/4/880/884/11322

Почему редки? Возможно, потому что во времена составления Вед потребность в изображениях Агни, которые можно было бы поместить на домашний алтарь, была невелика, если не отсутствовала вовсе. Ведь Агни горел сам по себе в виде домашнего очага, незримо присутствовал в каждом доме и в каждом жертвенном костре.

Далее в начале второго тысячелетия культы ведийских божеств стали вытесняться культами Вишну и Шивы, и необходимость в изготовлении изображений этого божества стала уделом отдельных социумов в разных частях Индии. Жовиальный и щедрый красавец Агни был увековечен преимущественно в гимнах "Ригведы".

Агни. Северная Индия, XII в. (?) Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Guardians_of_the_eight_directions_03.JPG#mw-jump-to-license
Агни. Северная Индия, XII в. (?) Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Guardians_of_the_eight_directions_03.JPG#mw-jump-to-license

Литература

  • Ригведа. Мандалы I-IV. Пер. Елизаренковой Т. Я. М.: Наука, 1999.
  • Ions V. Indian Mythology (Library Of The World's Myths & Legends). Rushden: Newnes Books, 1983. P. 21.
Кабинет Востоковеда

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.

"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен