Найти тему

Макара: водная "химера" в искусстве Индии и не только.

В индуистской мифологии макара - это существо, которое обитает в воде и сочетает в себе черты дельфина, акулы и крокодила. Словом "макара" (IAST makara) обозначают морское чудовище или морского дракона.

Капитель в виде макары. Индия, II в. н.э. Музей Аллахабада (англ. Allahabad Museum). Учётный номер - AM-SCL-59. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Kaushambi_Makara_pillar_capital,_2nd_century_BCE.jpg
Капитель в виде макары. Индия, II в. н.э. Музей Аллахабада (англ. Allahabad Museum). Учётный номер - AM-SCL-59. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Kaushambi_Makara_pillar_capital,_2nd_century_BCE.jpg
Капитель в виде макары. Индия, II в. н.э. Музей Аллахабада (англ. Allahabad Museum). Учётный номер - AM-SCL-59. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Kaushambi_Makara_pillar_capital,_2nd_century_BCE.jpg
Капитель в виде макары. Индия, II в. н.э. Музей Аллахабада (англ. Allahabad Museum). Учётный номер - AM-SCL-59. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Kaushambi_Makara_pillar_capital,_2nd_century_BCE.jpg

В индийской традиции макара отождествляется в первую очередь с крокодилом. Крокодилом-гибридом: у него много странностей, но его нельзя не узнать. Закручивающийся хвост макары даже дал название одноименному узору (IAST makaraketu; keta - хвост).

Современное изделие с узором макаракету. Эл ресурс URL: https://gildingartsstudio.com/creatures.htm
Современное изделие с узором макаракету. Эл ресурс URL: https://gildingartsstudio.com/creatures.htm

Происхождение этой химеры остаётся неясным. Есть версия, что представление о морском чудище было позаимствовано из Месопотамии, в другом варианте предположительным источником является древнегреческая культура.

Рельеф с изображением героя, борющегося с макарой. Санчи, Мадхья-Прадеш, Центральная Индия, III в. до н.э. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Sanchi#/media/File:Torana_of_Stupa_3_in_Sanchi_Foreigner_fighting_a_Makara.jpg
Рельеф с изображением героя, борющегося с макарой. Санчи, Мадхья-Прадеш, Центральная Индия, III в. до н.э. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Sanchi#/media/File:Torana_of_Stupa_3_in_Sanchi_Foreigner_fighting_a_Makara.jpg

Древнегреческая монета с изображением хтонического божества бурного моря Форкия. Источник: https://medium.com/@Nazifa.Raihana/tale-of-makara-a-hindu-mythical-creature-6c28f28d0ade
Древнегреческая монета с изображением хтонического божества бурного моря Форкия. Источник: https://medium.com/@Nazifa.Raihana/tale-of-makara-a-hindu-mythical-creature-6c28f28d0ade

Существует более экзотическая версия, согласно которой изящное создание изначально носило растительную природу. Этот вариант возник благодаря визуальному сходству макары и корневища лотоса, который, в свою очередь, тесно связан с водой как символически, так и биологически, имея обыкновение расцветать в мутной болотной воде (Токарев, 2008, с. 620).

Макара. Сонкх, Матхура, Уттар-Прадеш, Северная Индия, I в. Песчаник, 30х80 см. Правительственный музей Матхуры (англ. Mathura Government Museum). Учётный номер: SO.IV.37. Untracht O., Traditional Jewelry of India. New York: Thames & Hudson, 2008. Илл. 582, с. 254.
Макара. Сонкх, Матхура, Уттар-Прадеш, Северная Индия, I в. Песчаник, 30х80 см. Правительственный музей Матхуры (англ. Mathura Government Museum). Учётный номер: SO.IV.37. Untracht O., Traditional Jewelry of India. New York: Thames & Hudson, 2008. Илл. 582, с. 254.

О макаре не сохранилось мифологических сюжетов, мы не знаем историй, посвящённых этому морскому чудовищу. Гибридное существо получает распространение в качестве изобразительного мотива в скульптуре и живописи.

В индуистской мифологии макара выступает в качестве ваханы, ездового животного Варуны, божества ведийского пантеона.

Варуна. Южная Индия, 1820-1825 гг. Музей Виктории и Альберта (англ. Victoria and Albert Museum), Лондон. Учётный номер: IM.367-1923. Эл. ресурс URL: https://collections.vam.ac.uk/item/O41631/varuna-god-of-the-water-painting-unknown/
Варуна. Южная Индия, 1820-1825 гг. Музей Виктории и Альберта (англ. Victoria and Albert Museum), Лондон. Учётный номер: IM.367-1923. Эл. ресурс URL: https://collections.vam.ac.uk/item/O41631/varuna-god-of-the-water-painting-unknown/

Варуна. Индия, Раджастхан, 1675-1700 гг. Музей искусств округа Лос-Анджелес (англ. Los Angeles County Museum of Art). Источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Varunadeva.jpg
Варуна. Индия, Раджастхан, 1675-1700 гг. Музей искусств округа Лос-Анджелес (англ. Los Angeles County Museum of Art). Источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Varunadeva.jpg

Также в индуизме была сформирована особая иконографическая группа речных богинь. В цивилизации Хараппы и Мохенджо-Даро реки выполняли градообразующую функцию, поэтому их обожествляли.

Персонификации рек изображаются одинаково и отличительным атрибутом этих богинь является ездовое животное - макара. Когда художники и скульпторы изображают богиню на макаре, то чаще всего они имеют в виду Гангу, как наиболее популярного персонажа.

Ганга. Индия, XIX в. Источник: https://ru.pinterest.com/pin/368310075789641866/
Ганга. Индия, XIX в. Источник: https://ru.pinterest.com/pin/368310075789641866/

В Индии макару можно увидеть не только среди деталей архитектуры, в скульптуре и живописи.

Тянущиеся друг к другу головы водных "химер" украшают парные индийские браслеты кара (IAST kara). Их носят на запястьях или лодыжках, жёсткие, круглые (нередко полые), сомкнутые и разомкнутые, женские и мужские.

Браслет с двумя макарами. Серебро, позолота. Музей Виктории и Альберта (англ. Victoria and Albert Museum), Лондон. Учётный номер: 03009 IS. Публикация: Untracht O., Traditional Jewelry of India. New York: Thames & Hudson, 2008. Pl. 579, p. 254.
Браслет с двумя макарами. Серебро, позолота. Музей Виктории и Альберта (англ. Victoria and Albert Museum), Лондон. Учётный номер: 03009 IS. Публикация: Untracht O., Traditional Jewelry of India. New York: Thames & Hudson, 2008. Pl. 579, p. 254.
Фотография тибетской девушки с браслетами кара. Тибет, 1930-ые гг. Источник: https://ru.pinterest.com/pin/417216352993101910/
Фотография тибетской девушки с браслетами кара. Тибет, 1930-ые гг. Источник: https://ru.pinterest.com/pin/417216352993101910/

Браслеты с головами макары могли быть и мужскими. Подобные браслеты были атрибутами правителей и могли преподноситься в знак симпатии и уважения.

Браслет с двумя макарами. Серебро, полое литьё, 8,5х8,7 см. Частная коллекция, Брюссель. Публикация: Untracht O., Traditional Jewelry of India. New York: Thames & Hudson, 2008. Илл. 578, с. 254.
Браслет с двумя макарами. Серебро, полое литьё, 8,5х8,7 см. Частная коллекция, Брюссель. Публикация: Untracht O., Traditional Jewelry of India. New York: Thames & Hudson, 2008. Илл. 578, с. 254.

Современная пара женских браслетов, декорированных традиционной индийской эмалью минакари и инкрустированных кабошонами алмазов.

Парные женские браслеты с мотивом макары. Золото, эмаль, алмазы. Джайпур, Раджастхан, Северо-Западная Индия, современная работа. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/lot/lot-a-pair-of-modern-enamel-and-gem-set-1546205/?
Парные женские браслеты с мотивом макары. Золото, эмаль, алмазы. Джайпур, Раджастхан, Северо-Западная Индия, современная работа. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/lot/lot-a-pair-of-modern-enamel-and-gem-set-1546205/?

Подобные украшения в наши дни не только фигурируют на аукционах, но и находятся в свободной продаже по всей Индии.

Браслет с макарами. Золото. Орисса, Южная Индия, 1900-1909 гг. Источник: https://www.etsy.com/listing/497283973/vinta-antikvarnye-tverdye-20k-zolotoj?epik=dj0yJnU9bjBYQXJtREE5bjkwdE45QVNXQktjbGpzZkMzRy1ERXQmcD0wJm49aTBqMDkzTVMxVWNibGtzZW9WUkhwQSZ0PUFBQUFBR0VrMnlR
Браслет с макарами. Золото. Орисса, Южная Индия, 1900-1909 гг. Источник: https://www.etsy.com/listing/497283973/vinta-antikvarnye-tverdye-20k-zolotoj?epik=dj0yJnU9bjBYQXJtREE5bjkwdE45QVNXQktjbGpzZkMzRy1ERXQmcD0wJm49aTBqMDkzTVMxVWNibGtzZW9WUkhwQSZ0PUFBQUFBR0VrMnlR
Парные женские браслеты с макарами. Джайпур, Раджастхан, Северо-Западня Индия, XIX в. Золото, эмаль минакари, алмазы. Чикагский институт искусств (англ. The Art Institute of Chicago). Учётный номер:  1987.361.1-2. Эл. ресурс URL: https://www.artic.edu/artworks/109460/bracelets-with-confronting-makara-heads-karas
Парные женские браслеты с макарами. Джайпур, Раджастхан, Северо-Западня Индия, XIX в. Золото, эмаль минакари, алмазы. Чикагский институт искусств (англ. The Art Institute of Chicago). Учётный номер: 1987.361.1-2. Эл. ресурс URL: https://www.artic.edu/artworks/109460/bracelets-with-confronting-makara-heads-karas

Вслед за жителями Индии, фантастический образ макары подхватывают народы, населяющие Юго-Восточную Азию.

Рельеф с изображением макары. Камбоджа, I-VII вв. Музей Гиме (фр. Musée Guimet), Париж. Источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Mus%C3%A9e_Guimet_897_03.jpg
Рельеф с изображением макары. Камбоджа, I-VII вв. Музей Гиме (фр. Musée Guimet), Париж. Источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Mus%C3%A9e_Guimet_897_03.jpg
Излив воды в форме макары. Ява, Индонезия, X в. Бронза, 14,5х14 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1984.486.2. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/37416?sortBy=Relevance&ft=indonesia&offset=100&rpp=20&pos=114
Излив воды в форме макары. Ява, Индонезия, X в. Бронза, 14,5х14 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1984.486.2. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/37416?sortBy=Relevance&ft=indonesia&offset=100&rpp=20&pos=114

Один из самых забавных вариантов макары нашёлся в камбоджийском Сиемриепе, в храме Прасат Прей Кменг (англ. Prasat Prei Kmeng, Siem Reab). Здесь морская "химера" снабжена не только слоновьим хоботом и ногами, но также рожками, "кудряшками" на шее и груди и самым доброжелательным выражением округлённых выпуклых глаз.

Рельеф с изображением макары. Сиемриеп, Камбоджа, IX-X вв. источник: https://en.m.wikipedia.org/wiki/File:Gajasimha-1.jpg
Рельеф с изображением макары. Сиемриеп, Камбоджа, IX-X вв. источник: https://en.m.wikipedia.org/wiki/File:Gajasimha-1.jpg

В Непале образ водного чудища также вдохновляет мастеров на создание произведений декоративно-прикладного искусства.

Макара. Непал, X в. Медный сплав, позолота, 35,5х15,8х6,9 см. Музей искусств округа Лос-Анджелес (англ. Los Angeles County Museum of Art). Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Mythical_Aquatic_Creature_%28Makara%29_LACMA_M.85.279.6.jpg
Макара. Непал, X в. Медный сплав, позолота, 35,5х15,8х6,9 см. Музей искусств округа Лос-Анджелес (англ. Los Angeles County Museum of Art). Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Mythical_Aquatic_Creature_%28Makara%29_LACMA_M.85.279.6.jpg

Макара становится символом, связанным с представлениями о природе крокодила: хищника, который никогда не отпускает свою жертву, пока та не погибнет. Поэтому образ макары связан с упорством и неотвратимой силой (Бир, 2013, с. 111). И эта символика нашла точки соприкосновения с воззрениями буддистов Махаяны и Ваджраяны.

В тибетском декоративно-прикладном искусстве мотив макары задействован не только в архитектуре и скульптуре, но и в буддийских ритуальных предметах.

Навершие в виде макары. Тибет, XIII-XIV вв. Бронза, позолота. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/lot/lot-a-gilt-bronze-makara-finial-tibet-13th14th-2007041/?from=salesummary&pos=10&intObjectID=2007041&sid=024dca85-25b1-4dd6-8772-69f640bcba1e&page=4
Навершие в виде макары. Тибет, XIII-XIV вв. Бронза, позолота. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/lot/lot-a-gilt-bronze-makara-finial-tibet-13th14th-2007041/?from=salesummary&pos=10&intObjectID=2007041&sid=024dca85-25b1-4dd6-8772-69f640bcba1e&page=4

Например, макара стала одним из традиционных декоративных мотивов ваджры - именно из пасти индийского "левиафана" устремляются её спицы в точку пересечения.

Ваджра. Китай, династия Тан, VII-X вв. Бронза, позолота, 3,2х4.4х21,6 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1994.605.43. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/44344
Ваджра. Китай, династия Тан, VII-X вв. Бронза, позолота, 3,2х4.4х21,6 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1994.605.43. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/44344
Ваджра. Китай, династия Тан, VII-X вв. Бронза, позолота, 3,2х4.4х21,6 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1994.605.43. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/44344
Ваджра. Китай, династия Тан, VII-X вв. Бронза, позолота, 3,2х4.4х21,6 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1994.605.43. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/44344

В переводе с санскрита слово “ваджра” означает “алмаз”, и, если в индуизме это оружие Индры, то в буддизме ваджра становится ритуальным атрибутом, символизирующем нерушимость веры и победу знания над иллюзиями.

В ритуальной тибетской флейте ганлин (Вайли rkangling) также нередко задействован образ макары.

Ганлин. Тибет, XIX в. Медный сплав, коралл, полудрагоценные камни, 36,8 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 46.34.70. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/505280
Ганлин. Тибет, XIX в. Медный сплав, коралл, полудрагоценные камни, 36,8 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 46.34.70. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/505280

Как и в ритуальном оружии - в качестве символа неодолимой силы тех, чьи вера и упорство в достижении духовного совершенства достаточно крепки.

Ритуальный нож с рукоятью в виде ваджры. Восточный Тибет, XV в. Сталь, золото, серебро, 57,7х8,3 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1985.397. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/blogs/now-at-the-met/2015/damascened-tibetan-knife
Ритуальный нож с рукоятью в виде ваджры. Восточный Тибет, XV в. Сталь, золото, серебро, 57,7х8,3 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1985.397. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/blogs/now-at-the-met/2015/damascened-tibetan-knife
Ритуальный нож с рукоятью в виде ваджры. Восточный Тибет, XV в. Сталь, золото, серебро, 57,7х8,3 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1985.397. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/blogs/now-at-the-met/2015/damascened-tibetan-knife
Ритуальный нож с рукоятью в виде ваджры. Восточный Тибет, XV в. Сталь, золото, серебро, 57,7х8,3 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1985.397. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/blogs/now-at-the-met/2015/damascened-tibetan-knife

Образ макары был воспринят и в китайском искусстве.

Макара. Китай, династия Северная Ци, VI в. Известняк, 38х64,2х30,3 см. Национальная галерея Виктории (англ. National Gallery of Victoria), Мельбурн. Учётный номер: 573-D4. Эл. ресурс URL: https://www.ngv.vic.gov.au/explore/collection/work/52195/
Макара. Китай, династия Северная Ци, VI в. Известняк, 38х64,2х30,3 см. Национальная галерея Виктории (англ. National Gallery of Victoria), Мельбурн. Учётный номер: 573-D4. Эл. ресурс URL: https://www.ngv.vic.gov.au/explore/collection/work/52195/

И в японском искусстве.

Чаша с изображением макары на дне. Япония, период Эдо, XIX в. Музей керамики префектуры Айти (англ. Aichi Prefectural Ceramic Museum), Сето. Источник: https://en.m.wikipedia.org/wiki/File:Aichi_Prefectural_Ceramic_Museum_%2889%29.jpg
Чаша с изображением макары на дне. Япония, период Эдо, XIX в. Музей керамики префектуры Айти (англ. Aichi Prefectural Ceramic Museum), Сето. Источник: https://en.m.wikipedia.org/wiki/File:Aichi_Prefectural_Ceramic_Museum_%2889%29.jpg

В общем, макара - это по-своему феноменальный резидент восточного криптозоопарка. Это существо есть везде, от Шри-Ланки до Монголии, от Индии до Индонезии, и о нём толком ничего не известно. О Лох-Несском чудовище мы знаем больше баек, чем сюжетов о макаре.

Изогнутые части тела макары идеально вписываются в декоративные мотивы произведений искусства. Поскольку макара символизирует водную стихию, то в архитектуре голова морской химеры может украшать выступы храмовых крыш и выполнять функцию стока дождевой воды. Источники родников тоже могут быть выполнены в виде головы макары.

Угол крыши буддийского храма, украшенный головой макары. Монастырь Джоканг, Лхаса, Тибет. Автор фото - Jansen Wong (c). Источник: https://www.plusview.net/galleries/v/religion/tibetan-buddhism/T_1600_1764-1.JPG.html
Угол крыши буддийского храма, украшенный головой макары. Монастырь Джоканг, Лхаса, Тибет. Автор фото - Jansen Wong (c). Источник: https://www.plusview.net/galleries/v/religion/tibetan-buddhism/T_1600_1764-1.JPG.html

Индийские ювелиры и тибетские буддисты выстраивали свои ассоциации, связанные с загадочным "левиафаном", который мог появиться в Индии как коллективное бессознательное: люди могли видеть в океане, в пресных реках и водоёмах самых разных представителей фауны, и далеко не всегда целиком - частями. Отсюда и фантазия о невероятном гибриде, который даётся в ноги руки лишь богам.

Ганга на макаре. Шри-Ланка, храм Келания Раджа Маха Вихара (англ. Kelaniya Raja Maha Vihara). Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Ganga_(goddess)#/media/File:A_Devi_sculpture_in_Sri_Lanka_Goddess_Ganga.jpg
Ганга на макаре. Шри-Ланка, храм Келания Раджа Маха Вихара (англ. Kelaniya Raja Maha Vihara). Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Ganga_(goddess)#/media/File:A_Devi_sculpture_in_Sri_Lanka_Goddess_Ganga.jpg

Затем, по мере продвижения этой хтони в искусстве Юго-Восточной, Южной, Центральной и Восточной Азии, макаре добавлялись части тел других представителей животного мира. Вплоть до павлиньего хвоста.

Любителям астрологии: благодаря своим рожкам, макара соотносится с десятым знаком индийского гороскопа - "морской козой", которую мы знаем как Козерога (Бир, 2013, с. 110).

Литература

  • Бир Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 110-111.
  • Мифы народов мира: Энциклопедия. Электронное издание / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 2008 (Советская Энциклопедия, 1980). С. 619-620.
  • Untracht O., Traditional Jewelry of India. New York: Thames & Hudson, 2008. P. 254.
Кабинет Востоковеда

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.

"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен