В индуистской мифологии макара - это существо, которое обитает в воде и сочетает в себе черты дельфина, акулы и крокодила. Словом "макара" (IAST makara) обозначают морское чудовище или морского дракона.
В индийской традиции макара отождествляется в первую очередь с крокодилом. Крокодилом-гибридом: у него много странностей, но его нельзя не узнать. Закручивающийся хвост макары даже дал название одноименному узору (IAST makaraketu; keta - хвост).
Происхождение этой химеры остаётся неясным. Есть версия, что представление о морском чудище было позаимствовано из Месопотамии, в другом варианте предположительным источником является древнегреческая культура.
Существует более экзотическая версия, согласно которой изящное создание изначально носило растительную природу. Этот вариант возник благодаря визуальному сходству макары и корневища лотоса, который, в свою очередь, тесно связан с водой как символически, так и биологически, имея обыкновение расцветать в мутной болотной воде (Токарев, 2008, с. 620).
О макаре не сохранилось мифологических сюжетов, мы не знаем историй, посвящённых этому морскому чудовищу. Гибридное существо получает распространение в качестве изобразительного мотива в скульптуре и живописи.
В индуистской мифологии макара выступает в качестве ваханы, ездового животного Варуны, божества ведийского пантеона.
Также в индуизме была сформирована особая иконографическая группа речных богинь. В цивилизации Хараппы и Мохенджо-Даро реки выполняли градообразующую функцию, поэтому их обожествляли.
Персонификации рек изображаются одинаково и отличительным атрибутом этих богинь является ездовое животное - макара. Когда художники и скульпторы изображают богиню на макаре, то чаще всего они имеют в виду Гангу, как наиболее популярного персонажа.
В Индии макару можно увидеть не только среди деталей архитектуры, в скульптуре и живописи.
Тянущиеся друг к другу головы водных "химер" украшают парные индийские браслеты кара (IAST kara). Их носят на запястьях или лодыжках, жёсткие, круглые (нередко полые), сомкнутые и разомкнутые, женские и мужские.
Браслеты с головами макары могли быть и мужскими. Подобные браслеты были атрибутами правителей и могли преподноситься в знак симпатии и уважения.
Современная пара женских браслетов, декорированных традиционной индийской эмалью минакари и инкрустированных кабошонами алмазов.
Подобные украшения в наши дни не только фигурируют на аукционах, но и находятся в свободной продаже по всей Индии.
Вслед за жителями Индии, фантастический образ макары подхватывают народы, населяющие Юго-Восточную Азию.
Один из самых забавных вариантов макары нашёлся в камбоджийском Сиемриепе, в храме Прасат Прей Кменг (англ. Prasat Prei Kmeng, Siem Reab). Здесь морская "химера" снабжена не только слоновьим хоботом и ногами, но также рожками, "кудряшками" на шее и груди и самым доброжелательным выражением округлённых выпуклых глаз.
В Непале образ водного чудища также вдохновляет мастеров на создание произведений декоративно-прикладного искусства.
Макара становится символом, связанным с представлениями о природе крокодила: хищника, который никогда не отпускает свою жертву, пока та не погибнет. Поэтому образ макары связан с упорством и неотвратимой силой (Бир, 2013, с. 111). И эта символика нашла точки соприкосновения с воззрениями буддистов Махаяны и Ваджраяны.
В тибетском декоративно-прикладном искусстве мотив макары задействован не только в архитектуре и скульптуре, но и в буддийских ритуальных предметах.
Например, макара стала одним из традиционных декоративных мотивов ваджры - именно из пасти индийского "левиафана" устремляются её спицы в точку пересечения.
В переводе с санскрита слово “ваджра” означает “алмаз”, и, если в индуизме это оружие Индры, то в буддизме ваджра становится ритуальным атрибутом, символизирующем нерушимость веры и победу знания над иллюзиями.
В ритуальной тибетской флейте ганлин (Вайли rkangling) также нередко задействован образ макары.
Как и в ритуальном оружии - в качестве символа неодолимой силы тех, чьи вера и упорство в достижении духовного совершенства достаточно крепки.
Образ макары был воспринят и в китайском искусстве.
И в японском искусстве.
В общем, макара - это по-своему феноменальный резидент восточного криптозоопарка. Это существо есть везде, от Шри-Ланки до Монголии, от Индии до Индонезии, и о нём толком ничего не известно. О Лох-Несском чудовище мы знаем больше баек, чем сюжетов о макаре.
Изогнутые части тела макары идеально вписываются в декоративные мотивы произведений искусства. Поскольку макара символизирует водную стихию, то в архитектуре голова морской химеры может украшать выступы храмовых крыш и выполнять функцию стока дождевой воды. Источники родников тоже могут быть выполнены в виде головы макары.
Индийские ювелиры и тибетские буддисты выстраивали свои ассоциации, связанные с загадочным "левиафаном", который мог появиться в Индии как коллективное бессознательное: люди могли видеть в океане, в пресных реках и водоёмах самых разных представителей фауны, и далеко не всегда целиком - частями. Отсюда и фантазия о невероятном гибриде, который даётся в ноги руки лишь богам.
Затем, по мере продвижения этой хтони в искусстве Юго-Восточной, Южной, Центральной и Восточной Азии, макаре добавлялись части тел других представителей животного мира. Вплоть до павлиньего хвоста.
Любителям астрологии: благодаря своим рожкам, макара соотносится с десятым знаком индийского гороскопа - "морской козой", которую мы знаем как Козерога (Бир, 2013, с. 110).
Литература
- Бир Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 110-111.
- Мифы народов мира: Энциклопедия. Электронное издание / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 2008 (Советская Энциклопедия, 1980). С. 619-620.
- Untracht O., Traditional Jewelry of India. New York: Thames & Hudson, 2008. P. 254.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен