«Хочу такую же колу, как дома», — озадачил меня знакомый таджик Зариф, пару лет назад приехавший в Москву на заработки. Он сказал, что скучает по семье и родине, а знакомые с детства продукты помогают приглушить тоску. Благо, теперь некоторые из них можно купить и в России, это значительно облегчает жизнь его землякам.
Путешествовала когда-то по Таджикистану и некоторые блюда местной кухни не отказалась бы отведать снова, но не знала, что их можно найти в Москве. Как водится, спрос рождает предложение: возросшее число таджикских гастарбайтеров вдохновило их земляков на открытие кафе и продажу традиционных продуктов и напитков на рынках. Расспросила у Зарифа, что и где он покупает.
Ни одно застолье в Таджикистане не обходится без пресных, сдобных или слоеных лепешек, которые называют общим словом «нон», что в переводе с персидского означает «хлеб». Их крошат в суп, едят как печенье и даже используют в приготовлении других блюд.
Зариф раньше довольствовался российскими буханками, но посетовал, что они недостаточно сытные. Он тосковал по питательному блюду «курутоб» из слоеной лепешки «фатыр».
Традиционно фатыр готовят из пресного теста, которое тонко раскатывают, щедро смазывают топленым бараньим жиром, формируют рулет, снова раскатывают в лепешку и выпекают в азиатской глиняной печи — тандыре.
Русские хозяйки давно научились готовить слоеный фатыр, но, по словам знакомого, на сковороде или в духовке их вкус получается другим. Поэтому он обрадовался, найдя такие же лепешки, как на родине, в чайхане у метро Савеловская.
Еще один ингредиент для курутоба — кисломолочный створоженный продукт «чакка». Ее смешивают с кусочками фатыра и получают основу под овощи и зелень.
Зариф поделился: его землячки пытались приготовить чакку в России, но нужная консистенция не выходит, поскольку молоко здесь жирнее, чем в Азии. Однако находчивые таджики не отчаялись и стали размачивать курут — шарики из подсушенной чакки с солью.
Вообще, курут готовят во всех странах Средней Азии. Изначально он появился среди кочевников, как своеобразный способ хранения молока в условиях жаркого климата, со временем превратившись в традиционное лакомство взрослых и детей.
В России курут можно найти на полках крупных супермаркетов или на рынках — в рядах с орехами и сухофруктами из Средней Азии.
Сюрпризом для меня стало то, что в Москве продается и сумаляк. Это традиционное блюдо готовят в странах Средней Азии исключительно в Навруз — праздник начала весны по астрономическому солнечному календарю.
Варят сумаляк часов десять-двенадцать, обычно с вечера до утра. Все это время в огромном казане перемешивают пророщенные и размоченные зерна пшеницы, растительное масло и муку до тех пор, пока не получат однородную массу коричневого оттенка.
Нежный и сладковатый вкус сумаляка абсолютно уникален, но варить его хлопотно и долго. Поэтому меня удивило, что сумаляк не только продается в конце марта в некоторых азиатских кафе, но и периодически появляется в течение года в магазине киргизских продуктов рядом с метро Белорусская.
Если с традиционными для таджиков продуктами все понятно, то поиски колы меня всерьез озадачили, ведь ее продают практически в любом ларьке. Но выяснилось, что Зариф искал напиток именно компании «Оби Зулол», появившейся в Таджикистане на заре его независимости. По словам приятеля, таджики давно считают RC Cola национальным брендом и гордятся, что туристы часто увозят напиток с собой в качестве сувенира.
Заинтересовавшись, попробовала Арси-колу из кафе «Шашлычок 24» неподалеку от метро Курская. Удивилась: вкус более мягкий и не такой приторный, как у зарубежных аналогов. Зариф объяснил разницу тем, что RC Cola изготавливают из воды Истравшанских скважин и натурального сахарного концентрата, тогда как иностранные производители часто используют кукурузный сироп и всевозможные сахарозаменители.
Если бы вам пришлось надолго уехать из России, то какие блюда могли бы приглушить тоску по родине и почему? Пожалуйста, поделитесь в комментариях.