Пара слов о географии
Пишу в надежде преодолеть мракобесие некоторых заказчиков сэндвич-панелей. Особенно тревожно мне за тех, кто закупает строительные материалы для реально крупных, знаковых объектов в СФО, но не снисходит до того, чтобы разобраться в рынке и понять, кто является реальным производителем, а кто только маскируется под него.
Итак, отметим основные точки, где сконцентрированы производства сэндвич-панелей, на карте в СФО и на Дальнем Востоке:
- Новосибирск, Красноярск, Владивосток, Хабаровск. Красноярск – это «DiWALL»и «Маяк». Владивосток – «Стройград», «Регион», ГК «Рубикон», «СП Пром». Хабаровск – «СПК», «ПанельСтрой», «Востокстрой». Новосибирск – это «Металл Профиль», «Технопан» и «Термолэнд».
Перечислю еще более-менее значимых производителей из центральной части страны:
- «Профхолод», «Вентал», «Электрощит», «КМП», «Теплант», «Кингспан», ПК «Эталон», «Крафтспан», КЗСК, КЗСМ, «Стальпанель», «Прайд».
Обычно в Сибири не покупают сэндвич-панели из европейской части, логистика получается очень дорогой, но иногда все же встречаем желающих отовариться именно там.
Как видите, производителей не набирается и трех десятков. И скажу честно, даже эти производства далеко не равноценны, но по крайней мере, это компании, которые реально что-то производят.
Где лучше заказать?
Если говорить о передовых технологиях, новом оборудовании для производства сэндвича и нормальном качестве, то смотреть лучше на Новосибирск. У двух компаний – «Металл-Профиль» и «Термолэнд» – стоят старенькие добротные итальянские линии Robor. «Технопан» работает на корейской линии последнего поколения Kindus.
И Robor, и Kindus – очень приличные производители. Есть нюанс: Robor последнюю свою линию продал в Россию в 2015 году в Тулу. После ни один российский производитель сэндвич-панелей не купил линию данного европейского производителя, поэтому можно говорить, что итальянцы в Сибири сильно «подустали». Но, безусловно, итальянские линии выпускают продукцию в разы лучше, чем китайские, которых тоже множество.
Корейский Kindus – отдельная история. Во-первых, корейцы активно заходят на рынок производителей оборудования по изготовлению сэндвич-панелей. Линии Kindus работают по всему миру, в том числе и в Европе.
Во-вторых, комплектующие Kindus использует те же, что и Robor. Короче, корейцы – это аналог Италии. Даже цвета линии полностью совпадают с итальянской. Как и итальянцы, корейцы закупают, к примеру, прессы в Германии у компании Caterpillar, двигатели у Siemens и т.д. Вывод прост: у всех трех новосибирских лидеров сэндвич-панели будут нормального качества, но свежая линия есть свежая линия.
Какие риски несет покупатель?
Всегда ли покупатели отдают себе отчет, с кем имеют дело? Производит сэндвич-панели фирма, с которой они работают, или это перекупщик? Далеко не всегда!
Как правило, перекупщики оформляют дилерство. Что это такое? Ему выписывают сертификат, что он обязуется определенный объем продавать, и все! А в итоге он себя уже рекламирует, как производитель. Сайты делают красивые, маскируются под реальные заводы! Поэтому каждый уважающий себя руководитель проекта или собственник бизнеса, я считаю, должен лично посмотреть на производство, выпускающее сэндвич-панели по его заказу.
Чем чревата работа с перекупщиками?
Многие думают, что в работе с перекупщиками главный риск – это купить дороже, поэтому отчаянно торгуются, жестко прогибают дилеров. Но на самом деле, главный риск – это не получить товар вообще. На моей практике самые разные бывали ситуации. Самый курьезный случай – это когда дилер собрал с заказчиков деньги, а потом «передумал» заниматься этим бизнесом. Искать таких кидальщиков иногда приходится долго, ведь у них нет завода, а иногда и офиса.
Бывают и другие ситуации. Дилер может отправить заявку и предоплату, а завод ему откажет, например, по причине перегруженности. Или в момент исполнения вашего заказа у исполнителя заберут дилерство или не дадут те цены, которые он пообещал покупателю, – вот такие качели. Последняя ситуация с повышением цен на стройматериалы тоже показала, насколько надежнее работать с производителями.
Производитель даже при жестком росте цен передоговорится, но свои обязательства выполнит. С дилером гарантировать что-либо вообще сложно.
Отдельная тема – демпинг дилеров. Чудес не бывает. Если вы получили цену ниже, чем у реальных производителей, то знайте, что ваши сэндвич-панели будут клепать в гаражах.
Чем «гаражники» хуже реальных заводов?
Давайте разберемся в понятиях.
«Гаражниками» на рынке называют производителей, которые ставят старые дешевые б/у линии в холодных подвалах и делают сэндвич-панели буквально «на коленке».
Самое плохое в этой ситуации, что на таких линиях очень маленькие прессы – длиной 5-7 метров. Что можно проклеить таким прессом? В самом названии материала «сэндвич-панель» передается смысл технологии: аккуратно сложенное слоями сырье пропускается через пресс. Фишка в этом! Нормальный пресс должен быть от 15-20 метров. Соответственно, у «гаражников» страдает геометрия сэндвич-панели и проклейка.
Про несоблюдение температурных режимов и пыль я вообще молчу. Бывал в гаражах, где просто грязь по колено. Ничего, работают!
С чего начать, если вы заказчик?
Не учу никого жизни, но самая разумная, на мой взгляд, тактика такая:
- берем список производителей,
- выделяем 3-4 самых удобных по логистике,
- отправляем им запросы по ценообразованию и проект на расчет.
- Получаем от каждого КП и едем смотреть заводы, причем знакомимся с тем, кому они реально принадлежат.
Бывает, что дилеры и наш завод за свой выдают)) Веселое время – веселый рынок. Делитесь своим опытом в комментариях!