У многих людей, чьё детство прошло в СССР, школьные годы ассоциируются не только с первыми книжками, крепкой школьной дружбой, детскими шалостями и первой любовью. У ностальгических воспоминаний есть свой особый вкус – сладких пирожков, пышных оладушек, молочных коржиков и других незамысловатых блюд, которыми нас кормили в детстве…
Следует отметить, что в Советском Союзе проблема борьбы за здоровье будущего поколения решалась достаточно последовательно и эффективно, а потому питание детей всегда являлось предметом пристального внимания и заботы государства.
Конечно же было бы преувеличением сказать, что во всех школьных столовых СССР кормили идеально, и всё же, как показывает опыт, большинство людей до сих пор с теплотой и благодарностью вспоминают блюда, приготовленные заботливыми руками школьных поваров.
Своё начало советская система школьного питания берёт в 1918 году, когда Совет Народных Комиссаров принял декрет за подписью В.И. Ленина «Об усилении детского питания».
Работа по созданию системы детского (школьного) питания была начата практически с нуля, в крайне тяжёлых условиях послевоенной разрухи, экономического кризиса, социальной и политической нестабильности, при отсутствии опыта, средств и кадров.
Однако, несмотря на объективные трудности, в этой работе были достигнуты значительные успехи. В частности, впервые в истории России были собраны и сведены воедино данные о количестве и состоянии детских учреждений.
По всей стране были созданы научно-исследовательские институты Охраны здоровья детей и подростков, одной из главных функций которых являлась разработка направлений рационального и сбалансированного питания школьников.
Столовые в школах организовывались в зависимости от численности обслуживаемых учащихся (из расчёта одно место на четырёх школьников) и режима питания и подразделялись на три вида:
– столовые, работающие на сырье;
– столовые-доготовочные, работающие на полуфабрикатах, вырабатываемых на других предприятиях общественного питания;
– столовые-раздаточные, реализующие горячие завтраки и обеды, изготовляемые другими столовыми.
Кроме того, в школах были предусмотрены и буфеты, которые реализовывали в основном завтраки и буфетную продукцию (бутерброды, холодные закуски, сырки, выпечку, молоко, напитки, соки, фрукты и т.д.).
В школьных столовых, как правило, использовались следующие формы обслуживания: групповые завтраки и обеды (для школьников 1-5-х классов), самообслуживание (для старшеклассников), столы саморасчёта, обслуживание через буфет, обслуживание в классах.
При групповых (коллективных) завтраках и обедах заблаговременно сервировались обеденные столы, а за 10-15 мин до прихода учащихся дежурные подавали на столы завтраки или обеды.
При данной форме обслуживания учащиеся приходили в зал организованно вместе с классным руководителем, который следил за порядком и поведением школьников за столом. За каждым классом закреплялись определённые столы, а за учащимися – места.
После приёма пищи школьники сами относили использованную посуду к окну посудомоечного отделения или ставили на конвейер.
Самообслуживание представляло собой наиболее удобный способ обслуживания школьников, когда учащиеся сами получали завтраки и обеды с раздачи.
Суть «столов саморасчёта» заключалась в том, что на отдельные столы расставлялись холодные закуски и блюда, хлебобулочные изделия, молочнокислые продукты, термосы с горячими напитками (чай, кофе, какао), а учащиеся сами выбирали себе блюда и расплачивались, опуская деньги в кассу-копилку.
При отсутствии в школе столовой обслуживание учащихся питанием организовывалось через буфет, в ассортименте которого предусматривались холодные закуски, молоко и молочнокислые продукты, булочные изделия, горячие напитки, кисели, компоты, различные бутерброды, фрукты свежие, очищенные сырые овощи (морковь, брюква и др.), соки.
Горячие блюда включались в меню только в том случае, если для этого имелись необходимые условия (наличие торгового зала, соответствующего оборудования и др.). В буфетах формировались комплексные завтраки и продукция, реализуемая через столы саморасчёта.
Горячие завтраки школьники получали во время второй и третьей перемен в два или три потока в зависимости от вместимости столовой и режима занятий.
Меню скомплектованных завтраков, равно как и обедов, было составлено так, что каждое основное блюдо приготовлялось не чаще одного раза в неделю, за исключением блюд из молока и молочнокислых продуктов.
В зимне-весенний период школьное питание витаминизировалось витаминами A и C. Рекомендованное примерное меню для учащихся средних школ состояло из 15 вариантов завтраков и обедов.
Больше всего советским школьникам нравились пышные оладьи со сгущёнкой. Ценились также столовский омлет (правильнее яичная запеканка), творожная запеканка и сырники. Самым же низкорейтинговым блюдом, как нетрудно догадаться, была каша.
В состав завтраков могла входить булочка, пирожок с повидлом, или молочный коржик, что в случае с кашей спасало положение. В качестве напитка давали чай, какао, кофейный напиток, либо молоко в треугольном пакетике. Пустые пакеты школьники не выкидывали, поскольку можно было эффектно "взрывать" их ударом ноги.
Стоимость школьного завтрака во времена брежневского правления составляла 15 копеек – для учеников младших классов и 20 коп. – для всех остальных школьников.
При этом деньги за завтраки сдавались заранее и сразу за месяц (из расчёта 1-20 / 0-90 за неделю). В младших классах сбор денег осуществлялся учителем, а в классах постарше это делал староста класса (или какой-либо другой ответственный ученик).
Школьные обеды стоили 40 / 30 копеек и состояли из трёх блюд:
– первое: щи, борщ, рассольник или суп (овощной, бобовый, крупяной, молочный и пр.);
– второе: мясное, куриное либо рыбное блюдо с гарниром, а также голубцы, запеканки, рулеты, зразы, плов, пельмени, вареники и т.п.;
– третье: компот, кисель, сок или десерт (желе, мусс, печёные яблоки и др.).
Самым популярным вторым обеденным блюдом в среде школьников считалась котлета с картофельным пюре и долькой солёного огурца. Мало кто догадывался, но секрет вкуса данной котлеты заключался в том, что мясного фарша в ней было лишь половина, в то время как вторую половину составлял вымоченный в молоке чёрный, либо серый хлеб.
Помимо котлет на второе нередко давали ёжики, рыбу под маринадом (сверху - морковь, снизу - кусок рыбы), вкуснейшие (по мнению многих) сосиски, тефтели, шницель и др. При этом гарниром могла быть вермишель (с кабачковой икрой), тушёная капуста, рис и т.п.
В конце 80-х из-за «гениальных» реформ Горбачёва, школьный рацион заметно «съёжился». Сухая гречка с малосъедобными сосисками и гороховый суп – это всё, что могут вспомнить последние советские школьники.
См. также: