В настоящее время выпущено достаточно специализированной литературы, в которой дается подробное описание устройства конкретных транспортных средств, а также даются советы по их обслуживанию и ремонту. Широко развитая сеть специализированных мастерских, сервисов и фирменных станций технического обслуживания позволяет современному водителю выполнять обслуживание и ремонт транспортного средства силами квалифицированных специалистов. Однако любой владелец транспортного средства должен иметь общее представление об устройстве своего автомобиля и уметь устранять простейшие неисправности. В данной книге мы познакомим читателя с устройством автомобиля в объеме, необходимом для учащегося автошколы, т.е. для человека, решившего получить водительские права. С ее помощью вы получите необходимые сведения об устройстве автомобиля и одновременно подготовитесь к экзамену в Госавтоинспекции (ГИБДД). Дело в том, что в экзаменационных билетах, по которым проводится теоретический экзамен в ГИБДД, содержатся не только вопросы по Правилам дорожного движения, но и вопросы, ответить на которые невозможно без знания основ устройства механических транспортных средств. Подробные разъяснения, иллюстрации и комментарии к правильным ответам на такие экзаменационные вопросы вы найдете в данном издании. В книге использованы некоторые упрощения и аналогии при полном сохранении смысла и терминологии, принятой в автомобилестроении. Основные части и агрегаты легкового автомобиля К транспортным средствам категории «В» относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. Самым массовым представителем данной категории является легковой автомобиль, с устройством которого вы познакомитесь в настоящей части издания. Легковой автомобиль состоит из узлов и механизмов, которые образуют три его основные части: двигатель, шасси и кузов. Двигатель - устройство, превращающее тепловую энергию топлива в механическую энергию, приводящую транспортное средство в движение. Шасси состоит из следующих элементов: - трансмиссии (элементов, передающих вращение вала двигателя к колесам); - ходовой части (колес, а также устройств их крепления и связи с кузовом); - механизмов управления (рулевого и тормозного). При движении водитель использует механизмы управления (поворачивает руль, разгоняется, тормозит), электрооборудование (включает «мигалки», фары, габаритные огни, фонари, пользуется звуковым сигналом и т.д.), дополнительное оборудование (отопитель салона, омыватели, стеклоочистители и др.), а также кузов.
Чтобы транспортное средство поехало, что-то должно заставить вращаться его колеса. Причем у автомобиля должно быть хотя бы два ведущих колеса. В зависимости от того, какие колеса приводят машину в движение, автомобили подразделяют на: - заднеприводные; - переднеприводные; - полноприводные.
Заднеприводные автомобили (рис. 1.1) - автомобили, которые движутся за счет вращения задних колес (т.е. крутящий момент от двигателя передается только на задние колеса). Задние колеса таких машин являются ведущими и толкают перед собой автомобиль. Передние колеса в этом случае нужны для опоры, изменения направления движения и снижения скорости (так как тормоза легкового автомобиля установлены на всех четырех колесах). Поскольку вращение от двигателя передается только на задние колеса (ведущие), то передние в этом случае играют роль ведомых. У переднеприводных автомобилей (рис. 1.2) крутящий момент от двигателя передается на передние колеса. Широкому распространению таких машин одно время препятствовало следующее обстоятельство: передние колеса, став ведущими, в отличие от задних должны еще и поворачиваться для изменения направления движения. Куда проще было передать вращение на неуправляемые задние колеса. Эти трудности удалось преодолеть с изобретением свечеобразной подвески («макферсон») и повышением надежности шарниров равных угловых скоростей (ШРУСов), через которые вращение передается на колеса независимо от того, повернуты они или нет. Задние (ведомые) колеса таких автомобилей выполняют опорные и тормозные функции, а передние колеса приводят машину в движение. В отличие от заднеприводного автомобиля, у которого ведущие колеса толкают автомобиль перед собой, у переднеприводного авто ведущие колеса тянут его за собой. При этом передние колеса еще и управляемые, сила тяги прикладывается в направлении поворота колеса, из-за чего транспорт с передним приводом более устойчив на дороге, чем заднеприводный. Полноприводны е автомобили (рис. 1.3) - это автомобили, у которых ведущими являются как задние, так и передние колеса, а ведомых вообще нет. У них все четыре колеса одновременно тянут и толкают машину. Некоторые полноприводные автомобили имеют отключаемый передний или задний мост (т.е. по желанию водителя ведущими у них могут быть как четыре, так и два колеса). Полноприводные легковые «вездеходы» хороши в сельской местности, при езде по плохим дорогам в распутицу. Кроме того, полный привод поможет сохранить необходимую траекторию на скользкой дороге. Колесная формула легкового автомобиля Определить, сколько у автомобиля ведущих колес, помож ет так называемая колесная формула. Первая цифра в ней указывает общее количество колес, а вторая соответствует количеству ведущих колес. Д ля легкового автомобиля с двумя ведущими колесами запишем 4x2, а для полноприводного легкового автомобиля - 4x4. Итак, ведущие колеса, получающие вращение от двигател я, сдвигают с места транспортное средство, а потом толкают или тянут его. Вращение от двигателя передается через агрегаты трансмиссии на ведущие колеса, и транспортное средство едет. Основные типы кузовов легковых автомобилей Кузов большинства легковы х автомобилей - основа, на которой закреплены все агрегаты, механизмы, внутреннее и внешнее оборудование салона (от сидений до ремней безопасности, от зеркал заднего вида до стекол и стеклоочистителе й и т.д.) . В общем все, что можно, в легковом автомобиле располагаетс я (опирается , держится , прикручивается ) на кузове. Поэтому его называют несущим . Кузов легкового автомобиля одновременно являетс я пристанищем водителя , пассажиров и багажа. Кузова современных легковых автомобилей разнообразны и многофункциональны, хотя, конечно, их основное предназначение - перевозка пассажиров и небольшой поклажи. Название кузова нередко отождествляют с названием автомобиля. Наибольшее распространение среди кузовов в последней четверти XX века получил седан - кузов с четырьмя или двумя дверями и, что самое главное, не менее чем с двумя рядами полноразмерных сидений, т.е. рассчитанных на среднестатистического взрослого (рис. 1.4). В Англии его называют Saloon, во Франции - Berline, в Германии - Limousine. В седане могут расположиться 4-5 взрослых людей. Моторный отсек и багажное отделение у седанов вынесены наружу, т.е. они изолированы от салона. Купе в классическом исполнении - это двухдверный кузов с одним рядом полноразмерных сидений (рис. 1.5). Сзади возможна установка еще одного ряда укороченных мест (детских). В современном автомобилестроении купе все чаще оснащают полноценными четырехместными сиденьями. За рубежом кузова купе получили более широкое распространение как в виде дорогих скоростных машин полуспортивного типа, так и в виде относительно дешевых компактных городских автомобилей. Универсал - грузопассажирский кузов с двумя рядами полноразмерных сидений и дополнительной (пятой) дверью (рис. 1.6). Багажное отделение является продолжением пассажирского салона. Задние сиденья в разложенном состоянии увеличивают площадь багажного отделения. Хэтчбек - это гибрид седана и универсала (рис. 1.7). Д ля увеличения багажного отделения хэтчбека задние сиденья в нем могут складываться. В последние десять л ет хэтчбеки получают все большее распространение. Лимузин - вытянутый кузов с жесткой остекленной перегородкой, отделяющей передние сиденья от пассажирского салона (рис. 1.8). Обычно эти машины относятся к большому или высшему классу (из отечественных автомобилей это «Чайка», ЗИЛ-111, -114, -117, -4104). Вагон - кузов без выступающих моторного отсека и багажного отделения (рис. 1.9). Вагонная компоновка используется в автобусах и микроавтобусах (например, «Газель»). Кабриолет - кузов вовсе без крыши или с мягким складным верхом (рис. 1.10). Пикап - кузов, у которого открытая грузовая платформа отделена от водительского места жесткой стационарной перегородкой (рис. 1.11)
Классификация легковых автомобилей в России Классификация автомобилей в отечественной автомобильной промышленности была введена в 60-х годах XX века. В соответствии с ней каждой модели отечественного автомобиля присваивают отраслевой индекс. Данная классификация к настоящему времени стала несовершенной и не всегда дает точную информацию об автомобиле. Однако в связи с тем, что автомобилям, выпускаемым в России и ряде стран СНГ, по-прежнему присваивают номера в соответствии с вышеуказанной классификацией, рассмотрим ее основополагающие принципы. Отечественные легковые автомобили в зависимости от литража двигателя (рабочего объема цилиндров)* подразделяют на следующие классы: - особо малый класс - до 1,1 л. Например, отечественная «Ока» (ВАЗ-1111) - рабочий объем цилиндров двигателя 0,649 л, украинская «Таврия» (1,091 л) ; - малый класс - от 1,1 до 1,8 л. К этому классу, например, относятся автомобили ВАЗ-2106 (1,57 л), ВАЗ-2105 и -2108 (1,3 л), ВАЗ-2107 (1,45 л) ; - средний класс - от 1,8 до 3,5 л. Например, ГАЗ-3102 (2,445 л), УАЗ-3151 (2,445 л) ; - большой класс - от 3,5 л и более. Представителями этого класса являются «Чайки», например ГАЗ-14 (5,53 л) . Кроме того, данной классификацией предусмотрен высший ил и особо большо й класс легковых автомобилей, дл я которых рабочий объе м двигател я не регламентируется . Например, Московским автозаводом имени Лихачева в середине 80-х годов прошлого века выпускался легковой автомобиль высшего класса ЗИЛ-41047 с рабочим объемом двигателя 7.68 л . Для того чтобы определить, к какому классу относится отечественный легковой автомобиль, достаточно знать номер его модели. Причем даже не весь номер, а две его первые цифры. По ним можно определить класс автомобиля: 11... - особо малый класс (помните, что «Ока» имеет четырехзначный индекс ВАЗ-1111); 21... - малы й класс (АЗЛК-2141, ВАЗ-2101, ВАЗ-2102..., ВАЗ-2109...); 31... - средний класс (ГАЗ-3102, УАЗ-3151); 41... - большой и высший классы (ЗИЛ-41047). Кстати, мы уже говорили о несовершенстве данной системы, так как точность классификации вполне может быть нарушена при комплектации автомобиля одного класса двигателем другого класса.
Классификация легковых автомобилей в Западной Европе
В Западной Европе легковые автомобили разделяют на классы в зависимости от их габаритных размеров. Таких классов шесть. Они обозначаются буквами латинского алфавита - А, В, С, D, Е и F. Класс А - малогабаритные легковые автомобили, длина которых не превышает 3,6 м, а ширина - 1,6 м. Они чаще всего эксплуатируются в городских условиях. К данной категории относятся Smart, Ford Ка, Renault Twingo. Класс В - легковые автомобили длиной 3,6-3,9 м, шириной 1,5-1,7 м. Автомобили данного класса чаще всего имеют кузов хэтчбек (3 или 5 дверей) и передний привод. Эти автомобили иногда называют автомобилями особо малого класса. Это, например, FIAT Punto, Opel Corsa. Класс С - легковые автомобили длиной 3,9-4,4 м, шириной 1,7-1,8 м. Это низший средний класс, часто называемый «гольф-классом». Такое название данному классу дал один из его популярных представителей — Volkswagen Golf. К классу С относятся также Renault Megane, Opel Astra. Класс D - легковые автомобили длиной 4,4-4,7 м, шириной 1,7-1,8 м. Данные автомобили относят к среднему классу. Здесь мы встретим BMW «третьей серии», Audi А4, Opel Vectra, Volkswagen Passat. Класс E - легковые автомобили, длина которых свыше 4,6 м, ширина - свыше 1,7 м. Класс Е - высший средний класс. В этом классе оказались Opel Omega, Renault Safrane, Mercedes-Benz Е-класса и BMW «пятой серии». Класс F - автомобили длиной обычно более 4,6 м и шириной свыше 1,7 м. Этот класс именуется классом «люкс» или «представительским классом», так как к нему относятся комфортабельные мощные автомобили типа BMW «седьмой серии», Jaguar XJ8, Mercedes-Benz S500/ S600, Rolls-Royce. Следует отметить, что, кроме базовых моделей, большинство зарубежных автопроизводителей выпускают легковые автомобили с кузовом универсал. Чаще всего они находятся в том же классе. Однако существует еще несколько видов автомобилей, не попадающих в приведенную выше классификацию. Это автомобили с кузовами кабриолет, купе, универсал повышенной вместимости (УПВ), а также «вседорожники» (автомобили повышенной проходимости). Также автомобили подразделяются по ценовым категориям. Самая дешевая комплектация называется базовой или стандартной. В современном зарубежном серийном автомобилестроении в последние годы прослеживается следующая тенденция: ценовая категория зависит не столько от модели автомобиля, сколько от его комплектации.