Всем привет! Сегодня вновь рубрика "Кинопутешествие". Мне вспомнился относительно свежий фильм "Зеленая книга", с одним из моих любимых актеров Вигго Мортенсеном. Многим он известен по трилогии "Властелин колец" (Арагорн, сын Араторна), но его фильмография намного более широка.
Однако, обратимся к фильму.
Вообще, что такое "Зеленая книга". Думаю, все знают, что почти до 80-х годов 20 века в США царило разделение людей по расовому признаку, конкретно, дискриминация афро-американского населения. Были отдельные вузы для "цветного" населения, разные места в общественном транспорте, разные магазины, гостиницы и т.д. И примерно с 1936 по 1966 годы в США издавался такой вот справочник-путеводитель для темнокожих водителей (по большей части для них) с адресами мотелей, ресторанов, и прочих мест, где к ним относились более-менее благосклонно. Тема такого путеводителя легла в основу сюжета одноименного фильма.
Известный пианист Дон Ширли, который живет на Манхэттэне, нанимает вышибалу Фрэнка Валлелонга, который живет в итальянском районе Бронкса, в качестве охранника и водителя для тура по южным штатам. И в пути им приходится решать довольно много проблем. Но я хотела рассказать, по какому маршруту они ехали.
1. Нью-Йорк - место старта и возвращения.
В Нью-Йорке все хорошо, в плане отношения к афро-американцам. Здесь проблем нет.
2. Питтсбург, штат Пенсильвания
Сегодня Питтсбург - второй по величине город Пеннсильвании после Филадельфии. Это промышленный, экономический, научный, культурный центр штата. Во времена, показанные в фильме, к темнокожему населению там относились еще более-менее толерантно. И Дона принимают как настоящую звезду, и в целом все проходит гладко.
3. Луисвилл, штат Кентукки.
Это крупнейший город штата. Здесь персонажи фильма впервые сталкиваются с проблемами, но в основном пока это проявляется в грубом отношении. Город находится на берегу реки Огайо, и считается границей между Средним Западом и южными штатами.
4. Роли (Raleigh), штат Северная Каролина.
Роли - административная столица штата, довольно крупный город, сегодня является одним из центров притяжения в плане количества рабочих мест, и один из самых быстрорастущих городов США. И да, в этом городе впервые в истории страны, в 1967 годы был избран мэром потомок рабов Кларенс Лайтнер. Но еще в 1962 году все было иначе, и к темнокожим отношение было очень негативным.
5. Мейкон, штат Джорджия.
В штате Джорджия, как и в Алабаме дальше по маршруту, исторически темнокожее население составляло значительную часть населения. Сегодня это третий по доле афроамериканского населения штат США (после Луизианы и Миссисипи) и третье место по численности после Нью-Йорка и Флориды. Но при этом, именно в последних трех штатах персонажи фильма встречали все больше и больше проблем. От отношения полицейских на дороге и не только, до того, что артисту, главной звезде вечера, не позволяется воспользоваться уборной в клубе, а отправляют его в туалет типа сортира на улице. Не помню точно, но, вроде бы, это было еще в Роли, когда в качестве гримерки использовали кладовку. И с этим ничего нельзя было сделать в то время. Я не говорю, что некоторые "приключения" наш пианист находил на свою пятую точку сам, и их можно было, наверное, избежать, но задержание под дождем на трассе - явно перебор.
6. Литтл-Рок, штат Арканзас.
Административный центр штата Арканзас. В 1957 году губернатор штата отказался исполнять решение суда о совместном обучении детей разных рас, вследствие чего в город были введены войска, что сделало город символом борьбы за равные права для темнокожего населения. На сегодняшний день здесь белого населения меньше 50%.
7. Бирмингем, штат Алабама.
Это самый большой город Алабамы. Крупный промышленный центр страны. В 1950-1960-х годах город являлся одним из центров борьбы за гражданские права. Поездка Дона и Тони происходила в 1962 году, а в 1963 году, осле убийства в сентябре четырех темнокожих девочек около баптистской церкви, в городе начались протесты, которые в итоге привели сначала к прекращению жестокого отношения полиции и сокращению деятельности ККК. А затем к полному прекращению сегрегации в общественных заведениях Бирмингема.
В Бирмингеме запланированный изначально концерт в итоге не состоялся, но переместившись в небольшую забегаловку, собственно, для темнокожих, Дон в итоге показал свое мастерство пианиста, сыграв великолепно на плохом старом пианино, и доставив море удовольствия собравшейся там публике.
В целом, фильм поднимает, наверное, не столько царившую в то время сегрегацию населения в США (хотя и это тоже), но, в том числе, бытовой расизм (вспомните начало фильма, когда Тони выбрасывает в мусор стаканы, из которых пили воду сантехники с соответствующим цветом кожи). И если в начале отношение Тони к Дону ничем не отличается от белого населения южных штатов, то постепенно они становятся друзьями, и цвет кожи на их отношения уже не влияет.
Вообще, на мой взгляд, цвет кожи, разрез глаз, язык, на котором говорит другой человек, не должны влиять на отношение к этому человеку. Может быть, темнокожих друзей у меня нет (не довелось пока подружиться), но я дружу со многими азиатами (китайцами), есть друзья палестинцы, сирийцы и пр. И когда с ними общаешься, на самом деле, на вот эти все внешние признаки перестаешь обращать внимание. Если человек приятен в общении, с ним можно интересно поговорить на разные темы, то все остальное уже не так уж и важно. А вы как думаете по этому поводу?