Найти в Дзене

Мысли замечательных людей: Подделывают ли дорогой виски

Оглавление

Продолжаю рубрику по понедельникам “Мысли замечательных людей”. Понятно, что мысли только про виски, от истории до производства, от обычного виски до супер редкого и коллекционного. Продолжаю публиковать интересные материалы от Тимофея Прокопова. Для тех кто не знает, Тимофей является одним из пионеров виски движения в России. Он долгое время жил в Великобритании, посетил под сотню винокурен, лично знаком со многими ведущими производственниками и мастер-блендерами, лично принимал участие в отборе и организации ботлингов интереснейшего виски для Classicdram, периодически участвует на виски фестивалях и симпозиумах. Для более лучшего понимания виски работал лично на винокурне, у себя в домашних условиях создал виски, который высокого оценён ведущими знатоками виски в России, а в слепых дегустациях клуба Double Dram на равных боролся со многими крутыми шотландскими молтами. И с недавнего времени Тимофей начал публиковать очень интересные заметки на фейсбуке в закрытой группе виски-маньяков. И я посчитал, что нельзя ими не поделиться, чтобы более широкая аудитория фанатов виски познакомилась с этими уникальными знаниями. Материал публикуется с согласия автора без купюр.

"А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?"

(к/ф «Берегись автомобиля», 1966 г.)

Я может чего и пропустил на полях данной обширной группы, но что-то я не видел тут дискуссии (рубилова, ожесточённых споров с отрубанием голов несогласным) по весьма интересной теме – виски-фейки. Или, как выражается Андрей – "на@баторство" (в данном случае виски-на@баторство), в том чистом и незамутнённом виде, позволяющим ловким на@баторам продавать самопальные бутыли под видом редких и ценных виски-раритетов.

Как то давно, ещё в 2013 году, путешествуя по прекрасной и тёплой Италии в не менее тёплой компании, наш друг Нади Фиори рассказывал, что практически каждая вторая бутылка всяческих виски-раритетов 1870-1920 годов, продаваемых в Европе - это фейк, злостный новодел и наёбаторство. А в благословенной и мироточивой Италии - вообще каждая первая бутылка, относимая к концу XIX века - началу XX века – на@баторство. То есть фейк.

И вообще, рассказывал нам Нади, в прекрасном граде Верона есть два прекрасных итальянца (на лицо ужасные, добрые внутри!), которые прекрасно делают в прекрасных количествах прекрасные фейки прекрасных виски-раритетов. Ну, как тут не вспомнить снова нашего Вильяма, понимаете ли Шекспира с его провидческой пьесой "The Two Gentlemen of Verona".

Так вот, Нади много и долго чего нам рассказывал о виски-фейках, выпускаемых в Италии и вообще Европе практически в промышленных количествах. И размеры этого фейк-наёбаторства ширятся и ширяются год от года. А сейчас, с учётом просто заоблачных цен не только на бутылки Samaroli, Intertrade, Moon Import и Sestante, но и на старые Macallan'ы и прочие Laphroaig'и – количество наёб@торов растёт просто ударными темпами.

Давно прошли времена, когда только один Сергей Валентинович на полях своего блога Whiskyfun.com боролся с фейками, аки Дон Кихот с ветряными мельницами (http://www.whiskyfun.com/war.html). Уже и Whisky Advocate не раз писал об этой проблеме, и вопрос виски-фейков часто встречается на просторах инета. И зачастую эти фейки могут быть весьма и весьма хорошего качества, так что распознать их становится чрезвычайно сложно.

Помню, в 2018 году в Гонконге на аукционе Bonhams (куда я собственно и прилетел ради этого аукциона) сняли сразу 8 бутылок The Macallan 'Fine & Rare' - ибо после тщательной проверки они оказались отлично смастыренными, но фейками. И такие же фейки 'Fine & Rare' я нашёл в прекрасном (и очень уважаемом мною) магазине The Kuva в Тайпее, и мы серьёзно разбирали эти фейковые бутылки, и в последствии этот уважаемый Тайваньский магазин снял их с продажи. Так может и тут нам пора зарубиться на эту тему ?!

* * *

NB! Чтобы чуть оживить тему виски-фейков, решил немного дописать свой очерк по этой, к сожалению, насущной и злободневной теме. В период эпидемии и карантина Covid-19 на протяжении 2020 и первой половины 2021 года тема, как ни странно, стала не менее, а даже более актуальной. Активизировались мошенники, специализирующиеся на подделке редких и ценных бутылок виски, и на множество виски-аукционов хлынул вал “сомнительных бутылок”, или иными словами, подделок. В апреле этого года я разговаривал по скайпу с Мартином (Martin Green, ключевой виски-специалист в аукционном доме Bonhams), он рассказал, что в течение нескольких лет (а особенно в последние два года) много “сомнительных” бутылок старого виски стали не только появляться на аукционах, но и предлагаться частным коллекционерам напрямую. Причём, эту информацию мне подтвердили ещё несколько специалистов по оценке виски и выявлению подделок - Стив МакГинти (Stephen McGinty) и Грэем Максвелл (Graeme Maxwell) из McTear’s Auctions, а также ещё несколько человек, моих знакомых из мира виски.

Так вот, эта информация получена не от одного человека, а от разных, не связанных между собой, людей. Аукционисты, специалисты отделов оценки виски, розничные торговцы и частные коллекционеры – все говорят практически об одном и том же – в последнее время на виски-рынок хлынул поток подделок. Безусловно, проблема поддельных бутылок виски появилась не вчера, первые “сомнительные” бутылки начали появляться около пятнадцати-двадцати лет тому назад. Раньше, обычно они были достаточно топорно сделаны и вопрос определения подделки виски относился к разряду – посмотри на капсюль пробки и увидишь подделку. Более того, раньше “сомнительные” виски не носили массовый характер. Тут же одного моего знакомого удивил тот факт, что если в прошлом на виски-аукционах в основном появлялись случайные бутылки, то в 2020-2021 годах вырос целый поток редких (либо малоизвестных) бутылок, которых никто никогда раньше не видел. Причём большинство этих бутылок находятся в удивительно хорошем состоянии. Как сказал мой знакомый: “это было слишком хорошо, чтобы быть правдой”.

У меня в Италии есть один хороший человек (которого я неплохо знаю с 2011 года), который говорил: “Тим, я могу достать всё, что ты захочешь”. Возможно, это можно было бы счесть праздным хвастовством, но, учитывая внезапный рост количества “сомнительных” редких бутылок попадающих на рынок виски, кажется, что это недалеко от истины. И дело тут даже не в том, что появилась бутылка редкого виски. В какой-нибудь частной (итальянской?!) коллекции можно найти одну-две, ну даже три одинаковые раритетные бутылки. Такое бывает, я не раз слышал от наших итальянских друзей такие истории. Но найти дюжину одинаковых бутылок в идеальном состоянии - это поистине чудо, и это чудо, кажется, теперь происходит регулярно. Подозрения моего знакомого усилились, когда ему на оценку стали поступать целые ящики с раритетными бутылками для оценки.

Раньше я видел только отдельные такие бутылки – сказал мой приятель – когда я осмотрел их все подряд, я был поражен тем, насколько они все похожи и в каком отличном состоянии. Бутылки, которые при первом беглом взгляде казались подлинными, но после более скурпулёзного и более внимательного изучения стало очевидно, что всё не совсем так, как казалось поначалу. Были орфографические ошибки, или неправильные адреса боттлеров, или реквизиты никогда не существовавших боттлеров, или неправильно оформленные этикетки". Так, например, на этикетке одной из “сомнительных” бутылок была изображена курня. Но не того времени, к которому должна была относиться бутылка. В те стародавние времена, у курни ещё была килн-пагода, а не большой кирпичный дымоход. Пагоды на этикетке не было. Курня на рисунке выглядела удивительно современной. Сравнив рисунок курни со снимком конца 1960-х годов, который многократно печатался, стало очевидно, что кирпичный дымоход курни и перестроенная крыша появились значительно позже. Единственный способ, при котором эта бутылка могла быть подлинной, был бы если дизайнер этикетки обладал бы футурологическим предвиденьем. Слова моего приятеля: “На этом основании, я готов поклясться, что эта этикетка не могла быть отпечатана в начале 1920х годов, это изображение курни после 1969 года”.

Другой знакомый, специалист по оценке бутылок, отмечал, что на ряде “сомнительных” бутылок, он заметил, что, хотя бумага на таких “старых” этикетках была потрёпана, она изнашивалась в маловероятных местах. Центральная часть этикетки, область, которая обычно повреждается первой, осталась нетронутой. Любое “изнашивание” этикеток (потёртости, заломы, отрывы), как правило, происходит на углах. Капсулы на пробках большинства бутылок, которые он посчитал “сомнительными”, не только выглядели одинаково, но и находились в удивительно первозданном состоянии, с единственным признаком возраста – пылью на самом верху пробки. Опять же, это не железо-бетонное доказательство подделки бутылки, но достаточно, чтобы вызвать первые вопросы. То обстоятельство, что бутылка может выглядеть странно, недостаточен для финального утверждения её поддельности.

Бутылка может быть настоящей старинной бутылкой, этикетка может быть подлинной старой этикеткой (или напечатанной на старинной бумаге), но это ещё не означает, что внутри бутылки тот виски, каким он претендует быть. Дьявол, как всегда, кроется в деталях: например, насколько правильно напечатана информация на этикетке. Регулярное неправильное написание слов “strength” или “scotch whisky” указывает на то, что у кого-то английский явно не является родным языком. Так же, вероятность того, что Roderick Kemp укажет неправильное название своей компании на своей этикетке, и вероятность того, что Alexander MacDougall неправильно напишет на этикетке собственное имя, настолько малы, что практически невозможны.

Но, несмотря на такие очень веские причины усомниться в подлинности бутылок, коллекционеры виски, похоже, иногда страдают от когнитивного диссонанса: “если они захотят поверить в подлинность бутылки, они в это поверят”. Бывало так, что даже когда коллекционеру говорили, что бутылка не подлинная, это не отпугивало его. Иногда это делало бутылку виски даже ещё более желанной. “В конце концов, мне говорили – отмечал мой знакомый – даже фальшивый Ван Гог стоит больших денег!” Это потрясающе, учитывая те суммы, которые сейчас платятся на виски-аукционах. Всё это открыло широкое поле деятельности для недобросовестных людей, которые наживаются на желании коллекционеров купить редкую бутылку виски. В нынешнее время, виски – очень быстрорастущий (как по деньгам, так и по объёму) рынок, на нём неизбежно появляются мошенники и люди, готовые услужливо продать вам “редкую бутылку виски”.

Автор Тимофей Прокопов,

Виски энтузиаст и коллекционер.

Еда
6,93 млн интересуются