История советского автопрома знает много примеров решения сложных технологических задач обходными путями. Пожалуй, Москвич 400-422 яркий пример решения проблемы отсутствия больших кузовных пресс штампов и необходимых комплектующих.
Послевоенный автопром СССР рос такими бурными темпами, что производители оснастки, оборудования и автомобильного металла просто неуспевали удовлетворять спрос автозаводов. Именно поэтому инженерам и конструкторам Московского завода малолитражных автомобилей приходилось прибегать к неординарным решениям. Таким, как изготовление деревянных кузовов.
В 1946 году на МЗМА начинается разработка Москвича с грузопассажирским кузовом. К 1947 году были собраны 11 версий автомобиля с различными модификациями кузова. Среди них был 5-дверный грузопассажирский вариант с полноценным пассажирским салоном Москвич 400-421, который так в серию не пошел. И его собрат 3-дверный фургон с креслом водителя и переднего пассажира, получивший одобрение.
Машины показали Сталину пояснив, что стального автомобильного проката катастрофически не хватает, не говоря уже о штампах для таких больших кузовных панелей. Иосиф Виссарионович изучил фургон и производство деревянного грузового Москвича одобрили.
Инженерам московского автозавода пришлось с нуля проектировать деревянную силовую структуру кузова фургона. Требовалось около 240 деревянных деталей, металлические косынки для усиления, фанера. А вот крышу обтягивали гранитолем — материалом похожим на дерматин. Как вы понимаете приварить кузовные панели было гораздо проще, но их в наличии не было.
К работе подключили Шумерлинский завод, где делали приклады для автоматов ППШ. В ход шла в основном хорошо просушенная береза. Сами автомобили собирали на авиационном заводе в Филях, куда поставляли шасси. База для сборки представляла собой моторный отсек с рамкой стекла и днищем с крыльями. Как вы понимаете жесткость кузова такого деревянного авто оставляла желать лучшего. Боковые стекла не опускались, а вентиляция осуществлялась с помощью небольших форточек в передних дверях.
Тем не менее с 1949 по 1956 годы собрали более 11 тысяч деревянных фургонов. В частные руки они не продавались, а отправлялись на госпредприятия, например почту и для перевозки монет из телефонных автоматов. Еще 2.5 тысячи 4-ех колесных заготовок отправили на завод Министерства мясо-молочной промышленности СССР, где их превратили в холодильники на колесах, то есть изотермические фургоны.
Несмотря на "грузовые" покрышки с высоким профилем и усиленную заднюю подвеску. Двигатель ставили от стандартного Москвича. То есть 1.1 литровый агрегат выдававший чуть более 23 л.с. (чуть позже 26 л.с.). Плюс 3-ступенчатая коробка передач. Грузоподъемность деревянного фургона по кличке "Буратино" составляла всего 200 килограмм. Однако грузили под самый потолок, превышая все допустимые нормы.
При довольно жесткой эксплуатации деревянные детали быстро расшатывались, а влага и грязь ускоряли процесс и машины просто рассыпались. Их тут же отправляли на ремзаводы, где приводили в порядок, но не надолго. По прошествию определенного времени деревяшки на колесах списывали. "Буратино" доживали свои дни на задворках автобаз превращаясь в труху. Иногда списанные машины передавали в автошколы, где изучали устройство автомобиля.
На сегодняшний момент встретить оригинальный Москвич 400-422 "Буратино", это большая редкость. В стране их осталось всего несколько штук и половина уже новоделы, в разной степени. Мне удалось встретить максимально аутентичный деревянный фургон.
В первый раз прикоснулся к деревянному "Москвичу". Смотрится очень стильно и ощущения непередаваемые. Сейчас даже сложно представить, сколько труда было вложено в создание одного такого автомобиля. Папа Карло просто отдыхает.
Снял автомобиль на видео, сюжет можно посмотреть вот тут.
Увидеть своими глазами редкий деревянный автомобиль можно на выставке Музея Транспорта Москвы "Мечта Москвича", которая недавно открылась на ВДНХ в 26 павильоне (Транспорт СССР) рядом с ракетой Восток. Рекомендую посетить, подробнее о выставке можно узнать здесь -https://www.mtmuseum.com/mechtamoskvicha