Не хочет пробовать новую еду или красную еду, или не ест без мультфильмов, или требует много сладкого - всё это, в некотором смысле, расстройства пищевого поведения. Это не особенности характера, упрямство или вредность.
Давление на ребёнка приводит к двум вариантам развития событий: каждый приём пищи становится битвой или в рационе малыша появляется множество вредной и вкусной еды, фастфуда и сладостей – ведь нужно же хоть чем-то кормить. Придирчивые дети или «малоежки» по факту получают на 150% больше сахаров в день и к подростковому возрасту имеют проблемы в питании, пищеварении.
Хотите получать информацию о развитии и здоровье именно вашего малыша? Скачайте приложение ProgrammaMama в PlayMarket, заполните базовую информацию и получайте статьи и советы экспертов для вашего ребёнка: https://programmamama.com/app/
Почему возникают сложности организации питания? Возможно, у ребёнка в семье нет правил относительно еды, установленных границ. А ведь правила здорового полноценного питания должны быть в каждой семье. Не непреложные, но стабильные. Т.е. разок всё-таки можно пообедать и мороженым.
Правила организации детского питания:
- Самое главное – выстроенная система питания, но без перегибов. Никаких «Пока не доешь – не уйдёшь» и «Когда проголодается – поест». Завтрак, обед, ужин и перекусы по расписанию. Еда не от скуки и не по принуждению. Лёгкое, детское, диетическое питание.
- Малыш может требовать купить в магазине всё подряд или выбирать только одно. Проговаривайте и объясняйте детали, рассказывайте, какая еда даёт силу, какая – витамины, что вы обычно едите и почему, что нельзя кушать детям или можно, но редко. Проговаривайте очень подробно.
- Дайте возможность малышу выбирать продукты, планировать меню, быть ответственным за часть готовки. На столе могут быть общие блюда и разные продукты, и ребёнок сможет сам контролировать свою еду – порцию и разнообразие.
- Украшать еду на тарелке и расставлять приборы на столе можно вместе и это будет интересным занятием.
Если старшие родственники заставляют доедать, систематически переедать, навязывая чувство вины перед едой, это ситуация со временем приведёт к болезненным взаимоотношения с питанием, расстройствам питания и веса. Как и постоянный страх, навязанный ребёнку, что он станет толстым, нельзя есть много, приведёт рано или поздно к психологическим сложностям.
Если ребёнок ворует еду или шантажирует отказом от еды, дело явно не в еде, а в недостаточно хороших отношениях в семье с мамой или папой. Еда здесь всего лишь попытка привлечь внимание. Необходимо налаживание доверия и общения.
Есть категория детей, которых родители ставят во главу семьи, и из-за нарушенной иерархии эти маленькие боссы могут манипулировать едой и не только ей.
Важно не просто накормить здесь и сейчас, а помочь выстроить здоровые отношения с едой на всю жизнь.
Проблемы питания и самоограничения в рационе как психическое расстройство
Существует явная связь между отказом ребёнка от определённых видов еды и особенностями его эмоциональности. Если рацион дошкольника очень скудный, обычно он отличается раздражительностью, тревожностью, даже агрессивностью.
Расстройства пищевого поведения детей стали в последнее время рассматриваться как варианты психических отклонений. Ранее это было прерогативой некоторых подростков, сейчас даже малыши могут предъявлять специфические требования к еде. Но у раннего возраста подобные сложности не связаны с неприятием своей внешности.
«Примерно с 1,8 сын не ест почти ничего, кроме макаронов с сыром, и то сыр не абы какой. Т.е. три раза в день уже почти год он ест только это. Иначе ходит голодный, хоть в саду, хоть у бабушки. Это ужасно. Ещё пару раз пробовал болгарский перец и даже съел немного. Больше почти ничего».
«У нас очень маленький ассортимент блюд. Если не они – просто рвотный рефлекс. А ведь он уже в школу пошёл. Не давала привычного – рвота от голода. Не ест и за компанию, даже сладости и какие-нибудь чипсы».
Нарушения питания могут проявляться в отказе от приёма еды вообще, неприятии какого-либо цвета, запаха, консистенции. Когда у ребёнка такие явно непростые проблемы и странные самоограничения в еде, это изрядно ухудшает и его состояние здоровья, и жизнь всей семьи. Как поехать в отпуск? Что делать, если ребёнок заболел и попал в больницу, как пойти в гости, поехать в лагерь? А если есть нехватка веса, задержка роста?
Такая тяжёлая степень пищевого расстройства может быть связана с повышенной тревожностью, необходимостью соблюдения условий сервировки стола, приготовления блюда. Речь, вероятно, идёт об аутизме или пограничных состояниях, характеризующихся навязчивыми действиями.
Лёгкие проблемы питания связаны с воспитательными ошибками, например, с кормлением через силу, угрозами из-за еды и пр.
Избирательное отношение к еде может быть и вариантом нормы детей, если, например, малыш не хочет есть рыбу, некоторые овощи или кашу, но основной набор продуктов для нормальной полноценной жизни сохранён.
Если у ребёнка повышен уровень тревожности в принципе, поведение избегания он будет проявлять не только в еде. Страх нового будет заметен в сложностях социальных связей, желании знать о ближайших планах и пр.
Если по отношению к пище закрепилось избегающее поведение, которое мешает нормальной жизни, росту и развитию ребёнка, ухудшает качество жизни всей семьи, следует обращаться к узким профильным специалистам: гастроэнтеролог, психолог и пр. А для начала можно попробовать исправить ситуацию самостоятельно методами позитивного подкрепления. Т.е. показывать новые или желательные продукты, расхваливая их, но не предлагая на первом этапе. Игнорировать нежелательное поведение (истерики, уход из-за стола и пр.), чтобы не дать возможности ребёнку добиться привычных для себя подходов к питанию.
В разных случаях потребуется разная работа. Иногда нужно разделить в сознании ребёнка продукты (не всегда зелёное – горькое как перец и не всегда рыба – это застревающие и ранящие кости и пр.).
Другим помогает логопедическая гимнастика рта, развивающая чувствительность и мышцы.
Если проблема связана с текстурой пищи, новые продукты вводятся в виде пюре. Если дело во вкусе, продукты выбираем близкие к любимым и добавляем немного непривычных в привычные. Бывает, что проблему решает необычный стульчик для кормления, любопытная по форме ложка или рисунок на тарелке.
Если избирательность пищевого поведения идёт вместе с тревожным поведением, подбирается индивидуальная психотерапия, прорабатываются стрессовые ситуации, в т.ч. с помощью сказкотерапии, привлекаются к питанию любимые герои, всячески повышается мотивация к нужной еде.
Питание всё-таки дело семейное, поэтому это тот случай, когда работа должна проводиться в идеале и с родителями, чтобы предложить им способы разрешения ситуации. Мама и папа могут стать объектами манипуляции ребёнка для получения вкусного, сладкого или сами поставить малыша в ситуацию питания как ежедневного мучения.
А что, если ребёнок слишком много ест? Даже крадёт то, что не разрешают. Если малыш позволяет себя «поймать», это способ что-то сообщить.
Читайте в нашем блоге: «Как помочь детям полюбить кашу»
Для детей, которые переедают, еда – развлечение, утешение. Им нужно предложить эмоции и любовь вместо еды. К тому же, важно наладить систему питания: не есть перед телевизором, в кровати, не питаться полуфабрикатами.