Найти тему
А.И. Алёхин

Приятного аппетита!

На Руси было принято, придя в дом, где люди в это время обедали, желать им: "Хлеб да соль!". И слышать в ответ или дружелюбное "Милости прошу к нашему шалашу" или откровенно недоброжелательное "Ем да свой, а ты рядом постой".

Проблемы питания всегда и для любого человека остаются главными и насущными, ибо это проблемы самого существования, так как жизнь и есть обмен веществом со средой. Нечем обмениваться и живое существо перестанет быть живым. После мучительной агонии. Когда Моисей вывел евреев из Египта, первой же общественной проблемой стала проблема питания. И решила её молитва Моисея и отклик Бога на эту молитву.

Якопо Тинторетто. Манна небесная. 1594. http://www.facade-project.ru/images/cms/data/foto_dlya_blogov/10-2.jpg
Якопо Тинторетто. Манна небесная. 1594. http://www.facade-project.ru/images/cms/data/foto_dlya_blogov/10-2.jpg

И в первой же главной, повседневной молитве есть просьба"хлеб наш насущный даждь нам днесь". А если нет на молитву отклика? Тогда мы вспоминаем "Железную дорогу" Некрасова: " В мире есть царь. Этот царь беспощаден. Голод названье ему". Поэтому, хлеб - прежде всего.

Джованни Ланфранко. Чудо с хлебами. 1620. https://1.sv-luka.ru/wp-content/uploads/2017/08/насыщение-5-хлебами-1140x598.jpg
Джованни Ланфранко. Чудо с хлебами. 1620. https://1.sv-luka.ru/wp-content/uploads/2017/08/насыщение-5-хлебами-1140x598.jpg

И Иисус накормил пять тысяч человек, собравшихся на его проповедь пятью хлебами и двумя рыбами.

И судьба Октябрьской революции зависела от хлеба, поскольку пока мобилизованное крестьянство сражалось на фронтах сперва первой мировой, а потом гражданской войн, откупившиеся от мобилизации кулаки скупили весь хлеб и попрятали для спекулятивной торговли. Продотряды стали необходимостью для выживания всей страны. И не надо сказочек про то, что все бедняки были просто лодыри, а поголовно все кулаки были просто рачительные и трудолюбивые. Простота была не в этом, а в том, что можно было по закону избегнуть мобилизации. если выставишь вместо себя другого человека.

Но вот острота проблемы вроде бы снята, и хлебом обеспечены все. Тогда оказывается, что хлеба насущного человеку мало. Ему хотелось бы к этому хлебу ещё и рыб (с их икрой), и мяса (с колбасами и окороками, и с хамоном, хамоном!), и молока (со сливками и сырами твёрдыми, мягкими и плавлеными).

Причём, так сильно хочется, аж кушать не могу (то, что имею). Мне бы чего-то такого, труднодоступного, чего не у всех есть. И это всеобщее желание: есть то, что не у всех есть. Тотальный рай: все едят то, что не у всех есть. Снобизм, пижонство, а вот поди ты! Говорят, там за рубежами нашей отсталой страны есть тридцать три сорта одних только колбас. Живут же люди!

Марксизм утверждает (и справедливо утверждает) азбучную истину: идеи, овладевающие массами, становятся материальной силой. Такой идеей стала и мечта о тридцати трёх сортах колбасы. И заворожённое этой мечтой население ради её достижения охотно отказалось от СССР, от социализма, от того, что уже сделало и построило. Вот уж воистину - продать первородство за чечевичную похлёбку!

Да, у нас теперь много колбас. Правда, есть их не очень-то хочется. Они пахнут не мясом, а ароматизаторами, у них цвет не мяса, а красителей. И как тут не вспомнить Феликса Кривина:

"А земля обетованная оказалась обычной землей да еще вдобавок сухой и каменистой.

Соплеменники Моисея ковырялись в этой земле и с тоской вспоминали то время, когда они, голодные и босые, брели по безводной пустыне и впереди у них была земля обетованная…"

Да, конечно. Обмен веществом со средой - суть жизни как таковой. Суть существования. Но неужели мы навечно обречены думать брюхом, а не головой?

Еда
6,93 млн интересуются